Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
4 апреля 2015 года

На войне как на войне

/ Братья Калинины внесли свою лепту в разгром врага


Калинин Константин Степанович

Калинин Степан Степанович

«В годы Великой Отечественной войны Удора отправила на фронт около трех тысяч человек, из них более половины не вернулись домой. Только из небольшой моей деревни Вендинга (40 дворов) ушли на войну 38 человек, из них в живых остались лишь 17. Мою мать в деревне называли счастливой женщиной: она проводила на войну троих сыновей и все трое возвратились домой. Два моих старших брата были фронтовиками, а я, как инвалид по зрению, служил в строительном батальоне в Архангельске», –пишет в редакцию Николай Калинин.

Гвардии старший сержант

Мой старший брат – Степан Степанович (1904-1976) – был призван в армию в августе 1941 года в возрасте 37 лет. Прошел всю войну, служил на фронтах в Заполярье и Карелии в разных должностях. Сначала был каптенармусом (фронтовым хозяйственником) саперного батальона, затем работал химинструктором 38-й отдельной лыжной бригады. После легкого ранения два месяца лежал в эвакогоспитале.

После лечения его определили в гвардейскую часть, где он служил заместителем командира орудия 211-го отдельного минометного отделения, был заряжающим на легендарной «Катюше». При отборе в эту часть проверяли политическую благонадежность не только самого бойца, но и его ближайших родственников. Выбирали физически сильных и рослых мужчин, так как реактивные снаряды имели вес от 60 до 90 кг, и поднимать их нужно было двум мужчинам на высоту 1,5 и более метров, чтобы установить на направляющие рельсы специальной автомашины.

Брат не любил рассказывать о подробностях боевых действий засекреченной воинской части, но об одном конкретном случае как-то поведал нам в семейном кругу. Дело было осенью 1944 года в период Петсамо-Киркенесской операции . Дивизион гвардейских минометов выдвинулся на опушку леса, произвел несколько залпов по расположению противника и должен был быстро вернуться на запасную позицию, чтобы немцы не успели засечь местонахождение дивизии и открыть ответную стрельбу. Но случилось непредвиденное. На установке, где Степан был заряжающим, произошла заминка – один снаряд остался лежать на рельсах. По приказу командира установки заряжающие сняли с рельсов 90-килограммовую «сигару» и положили на землю головкой в сторону леса. И тут она сработала: с гулом и грохотом промчалась по снежному насту и в глубине леса, встретив препятствие, ахнула – взорвалась.

Бойцы были в шоковом состоянии: если бы снаряд взорвался на установке, от людей и машины остались бы одни куски и обломки. Команда пережила такой стресс, что весь экипаж установки решением командования части был отстранен от работы на «Катюше».

Степан до конца войны служил писарем в штабе гвардейского полка. Демобилизовался в звании старшего сержанта. Награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими юбилейными медалями.

Командир штрафного батальона

Мой средний брат – Константин Степанович (1918-2007) – был призван на действительную военную службу в 1939 году и как имеющий среднее специальное образование (окончил Ульяновский сельхозтехникум в Коми АССР) был направлен в военно-инженерное училище в город Златоуст Челябинской области, которое окончил в мае 1941.

Молодой лейтенант начал военную службу командиром саперного взвода 1189-го стрелкового полка 358-й стрелковой дивизии на Южном Урале.

В ноябре 1941 года дивизию перебросили в район Москвы для защиты столицы. Бои были такими тяжелыми, людей погибло так много, что брат не надеялся остаться в живых. Однажды в день затишья ехал он как-то верхом на лошади по служебным делам. Местность была открытая, ничего не предвещало опасности. Внезапно из-за леса появился немецкий бомбардировщик, летчик заметил верхового, самолет начал снижаться. Брат понял, что это за ним. Прятаться было поздно, да и негде. Успел только подвести лошадь к телеграфному столбу, как немец выстрелил очередью из пулемета. Пули просвистели на полметра выше головы.

В 1942 году старший лейтенант Калинин принял активное участие во многих боях в Смоленской области. Особенно запомнился ему тяжелый бой в районе деревни Белая Церковь. Костя вспоминал: «Сначала наши позиции «отутюжили» два десятка «юнкерсов». Затем на дальней опушке леса появились немецкие автомашины с автоматчиками. Более сотни пьяных фашистов ринулись в атаку на позиции батальона. Идут почти не пригибаясь, стреляя на ходу. Прут, несмотря на наш огонь. И тут командир одной роты не выдержал яростного натиска пьяных немцев и вывел роту с поля боя. В соседней части задержали отступающих солдат, а их командира привели на командный пункт батальона. Решение было принято и исполнено на месте: за личную трусость и вывод подразделения с поля боя он был расстрелян. У военного времени свои суровые законы. Атаку немцев удалось отбить, даже не поверили, как все получилось. А вечером после боя, когда батальонная кухня готовила ужин, налетели наши штурмовики и забросали позиции 200-килограммовыми бомбами. К счастью, потери от этого налета были невелики. Оказывается, даже командование не поверило, что мы удержали деревню, думали, что там уже немцы».

Зимой 1943 года капитана Калинина вызвали в штаб 4-й ударной армии и назначили командиром вновь созданного 40-го отдельного штрафного батальона, выразив большое доверие молодому офицеру.

Это было особое подразделение со своим особым отделом, с двойным комсоставом, с дисциплинарными правами на уровне командира полка.

Штрафников набирали в основном из числа осужденных военным трибуналом. Прибывали они партиями по 200 человек. В течение месяца их готовили к боям. Использовали штрафников только в наступательных операциях. После боя оставшихся в живых направляли в тыл, у наиболее активных участников снимали судимость.

Орден Красной Звезды

Первый бой штрафников произошел в феврале 1943 года в районе города Велиж Смоленской области. Константин вспоминал подробности боя: «Атаковали рано утром. При поддержке артиллерии штрафники, несмотря на большие потери, с первого раза ворвались в окопы немцев. Мат сплошной, взрывы гранат в окопах. Мне самому пришлось ворваться в один из дзотов. Там трое. Двое сразу тянут руки вверх, лопочут: «Поль, поль» (поляки, значит). А третий метнулся ко мне от пулемета. А в руках ничего, так укусил мою левую руку изо всех сил. «Ах ты», – думаю. Но не застрелил, просто ударил в подбородок рукояткой пистолета. В этом бою мы пленили 22, уничтожили около 60 солдат и офицеров. Кроме того, обнаружили то ли бордель, то ли богадельню из 8-10 молодых девиц, которые обслуживали немцев прямо в окопах. Отправили на допрос в штаб. За этот бой получил орден Красной Звезды».

Последний бой капитан Калинин провел в октябре 1943 года на Белорусской земле. На этот раз он командовал штрафбатом в составе 43-й армии, куда он попал после очередного ранения.

15 октября батальон штрафников при поддержке артиллерии с боями занял высоту, но удержать ее не смог. К исходу дня немецкие части, поддерживаемые интенсивным минометным огнем, контратаковали и отбили высоту. В рядах противника преобладали пьяные власовцы, которые с русским матом волна за волной шли на высоту и выбили штрафбат на исходные позиции.

Ночью командир корпуса по телефону дал приказ: вернуть высоту. 16 октября рано утром начался штурм. Теперь уже горячие выражения звучали со стороны штрафников. Словно волна уничтожающей ненависти прокатилась тогда по высоте. Особенно досталось власовцам…

Когда заняли позицию на высоте, в окопах было тесно от вражеских трупов. Калинин решил сам осмотреть окопы, показать штрафникам, что командир жив. Начал переползать от одной линии к другой. И тут резко ударило в стопу правой ноги – разрывная пуля. Сработал вражеский снайпер, укрывшийся в дальних кустах. Снайпер успел вывести из строя заместителя и двух ординарцев Калинина, которые пытались вынести командира с поля боя. За этот бой Калинин награжден орденом Отечественной войны I степени.

В госпитале брату сказали, что стопа сильно повреждена, началась газовая гангрена, и ногу надо ампутировать. Он не согласился. Сделали еще одну операцию и отправили его в глубокий тыл – в Свердловск, где он лечился до апреля 1944 года. Затем был уволен из армии как инвалид второй группы. За годы войны Константин был трижды ранен и дважды контужен.

12 лет Константин проработал в военкоматах Республики Коми: на Удоре, в городе Печоре, последние семь лет (1949-1955) был помоздинским райвоенкомом.

В 1956 году, после увольнения в запас, выехал с семьей на постоянное местожительство родителей жены – в Северодвинск Архангельской области. Работал зоотехником, директором подсобного хозяйства «Стройтрест-203», начальником отдела кадров этого учреждения.

Константин Степанович Калинин – полковник запаса, инвалид первой группы, имел 16 правительственных наград.

Николай Калинин

Фото из архива автора

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №34 (5265) - 4 апреля 2015 года

Птица с бубном победила медведей / Определен логотип 235-летия столицы региона

О мастерах и мультиках

Юристы выбрали председателя

Медработники не пострадают

Фестиваля скворечников не будет

Ответ на вызовы времени / В Сыктывкаре завершает свою работу первый съезд историков Коми

Республика готовится к паводку / В зоне риска снова Усть-Цилемский район

Ухтинская земля взлетела в цене

 №33 (5264) - 2 апреля 2015 года

Через барьеры без поддержки / Игорь Бобков рассказал главе Коми о проблемах бизнесменов

Для здоровья не опасен? / Многострадальный детский сад в Палевицах планируют сдать в середине июня

Что я сделал за неделю

Ремонт с просвещением / Новые платежи озадачили собственников квартир

Вместо ЕГЭ обычные экзамены?

Рейтинг публичности общества и власти

"Нужна ли школьная форма детям?"

Сервис на выезде / Единороссы обсудили обеспеченность глубинки товарами и услугами

Сбербанк ввел для корпоративных клиентов онлайн-депозиты с повышенной процентной ставкой

Монди СЛПК и Эжва продлевают сотрудничество

Все грани "Ыбицы" / На зимнем фестивале было жарко

Изменился порядок распределения субсидий, выделяемых на увековечение памяти жертв массовых политических репрессий

 №32 (5263) - 31 марта 2015 года

Опека нуждается в преобразованиях / На заседании Правительства РК обсудили ситуацию с усыновлением и попечительством сирот

Фестиваль скворечников

Грузовики без тахографов встанут

Денег хватит только на латание

Одними штрафами не обойтись

Под антикризисным девизом прошел седьмой конкурс "Мисс МЧС Коми-2015"

Центральная поликлиника уплотняется / Терапевты и пациенты не торопятся переезжать в новое здание

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 34 (5265)
4 апреля 2015 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»