Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
27 декабря 2014 года

Дорога после смерти

/ Вопрос перевозки умерших из глубинки в морги в Коми остается нерешенным

В Коми обсуждается вопрос организации мобильных бригад судмедэкспертов. Смогут ли такие «летучие коронеры» в будущем избавить районы от проблемы доставки на обследование тел умерших и погибших? Или же муниципальным властям не стоит ждать, пока им помогут, и решать вопрос своими силами?

В багажнике
и на тележке

В очередной раз вопрос транспортировки тел на судмедэкспертизу поднял начальник отдела организации работы участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по Коми Дмитрий Пятков на прошедшем недавно в Правительстве РК координационном совещании по обеспечению правопорядка. По его словам, в ряде муниципалитетов Коми (в основном сельских районах) эта проблема остается нерешенной и зачастую транспортировкой трупов занимаются сотрудники полиции.

– Но перевозка тел никак не связана с функциями полиции, – подчеркнул Д.Пятков. – Этот вопрос по норме федерального закона №131 должен решаться путем создания специализированных служб или заключения договоров с организациями, оказывающими похоронные услуги.

Иначе говоря, по закону перевозка трупов – головная боль муниципальных чиновников, и именно они должны решать, за какой счет и каким образом доставлять тела на вскрытие. Но в большинстве случаев муниципальные бюджеты скудны, тут для живых бы деньги найти…

Историй о том, каким образом сотрудникам полиции приходится выполнять не свои обязанности, можно рассказать много. Тут и перевозка трупов в багажнике авто, и на заднем сиденье, и в прицепной тележке. Последний вариант несколько лет использовался в Троицко-Печорском районе, и был это не самый хороший выход из положения. Пока умерших людей доставляли по колдобинам из отдаленных (сто километров и дальше) населенных пунктов в райцентр, они получали серьезные посмертные травмы. Впрочем, сейчас и такого варианта уже нет.

– Недавно был на совещании руководителей поселений, мы поднимали этот вопрос, – рассказывает глава администрации сельского поселения Комсомольск-на-Печоре Александр Гадильшин. – РОВД больше на тележке этой не возит, говорят, это не их полномочия. Так что возим сами как можем. Этим летом умер человек в Усть-Унье. До Комсомольска от нее сто километров, до Троицко-Печорска еще около восьмидесяти. Несколько дней тело лежало, уже потекло, пока искали, кто его в морг отвезет. Родственники наняли машину, она доехала только до переправы через реку и сломалась. В результате я взял свой личный хозяйственный прицеп, машину, поехал, забрал покойника и повез его в морг. Приехали, а там говорят, что еще неизвестно, есть ли место в холодильнике: «Вот вам ключ, сами ищите, сами укладывайте…» Ладно у меня нервы крепкие, нашли место, уложили… Недавно умер в Комсомольске человек, у него сердце больное было, просто шел по дороге, упал и умер. Пять часов на дороге пролежал, пока полиция приехала. Родня у него в отъезде была, так сам там стоял, сторожил, чтобы тело хоть собаки не погрызли. Вроде бы очевидные обстоятельства, зачем его на вскрытие отправлять? Нет, надо! И что? На вскрытии правоохранительные органы настаивают, а в морг все равно мне пришлось везти на том же прицепе. Прошлой зимой неделю женщину из Усть-Уньи похоронить не могли – дорога непроезжая, сначала с трудом до райцентра довезли, потом обратно еле пробились. Родственники договорились, тело повезла машина ритуальной службы, так она застряла на обратном пути. Представляю, что будет, если в Бердыше кто-то умрет при криминальных обстоятельствах – туда ведь только летом на лодке, а зимой на снегоходе добраться можно.

Кладбище для «невостребованных»

Но в Троицко-Печорском районе остроту проблемы оправдывает хотя бы тот факт, что с дорогами в этом муниципалитете дела обстоят не лучшим образом. В Корткеросском районе дорожная сеть куда благополучнее, но с перевозкой трупов здесь все еще сложнее. Этой осенью районная газета «Звезда» писала о трагикомическом случае. В селе Нившера скончался одинокий мужчина, но сельская администрация перевозку не организовала, так что участковый закутал труп в покрывало, усадил его на пассажирское сиденье и повез «клиента» в морг. Обратную доставку трупа пришлось организовывать соседям. В самом Корткеросе в сентябре полдня в сгоревшей квартире пролежал труп ее хозяина, на фоне которого активно фотографировались местные подростки, желающие продемонстрировать свою «крутизну».

Проблем, как правило, не возникает только с телами тех, кто умер в больнице. Тогда вопрос доставки тела на вскрытие по закону решает учреждение здравоохранения, а у них этот процесс все же налажен. Правда, родственникам покойного все равно придется искать машину, чтобы забрать тело и отвезти его к месту захоронения. А если родственников или сердобольных соседей нет? Или они есть, но у них нет средств, чтобы везти покойника за сотни километров? И администрация ничего сделать не может или не хочет? Тогда, говоря чиновничьим языком, в морге появляется «бесхозный труп», который вечно там хранить тоже никто не будет. Несколько лет назад в том же Корткеросском районе проблема «невостребованных» покойников обострилась настолько, что глава администрации Корткероса Михаил Питашук распорядился выделить на сельском кладбище отдельный участок для захоронения тех, кого привезли на вскрытие, да так и не забрали. В том числе и из Усть-Куломского района, когда тамошний судмедэксперт отсутствовал. Об этом кладбище «ничейных людей» наша газета писала девять лет назад, с тех пор оно успело значительно разрастись…

Доставка
по контракту

А как обстоят дела в других регионах России? Как показал мониторинг интернет-изданий, если та или иная муниципальная единица включает в себя труднодоступные населенные пункты, то проблемы там зачастую ровно такие же, как и у нас в республике. Любопытную информацию о методах доставки удалось обнаружить на форуме судмедэкспертов: полицейские, когда нужно отправить труп на вскрытие, связываются с сотрудниками ГИБДД, те «ловят» на ближайшей трассе грузовую машину за нарушение правил и обещают не наказывать, если водитель согласится везти труп в морг. Понятно, что это незаконно. А единственный предусмотренный законом вариант – муниципалитет создает свою специализированную службу или по конкурсу нанимает предпринимателя, которому оплачивает услуги по перевозке тел. По такому пути, например, уже пошли в Княжпогостском районе. Правда, руководитель администрации Вячеслав Ивочкин оговорился, что пока это распространяется только на «бесхозные» трупы, а в прочих случаях транспортировку организует родня покойного.

Руководитель администрации Койгородского района Нина Костина рассказала «Республике», что в муниципальном бюджете на следующий год уже заложены средства на покупку автомобиля для перевозки тел.

– Но проблема в том, что у нас в районе нет ни одного предприятия, которое оказывало бы ритуальные услуги, так что пока транспортировкой тел и заниматься некому, – говорит Н.Костина. – Объявим в следующем году конкурс, надеюсь, появятся предприниматели, которые возьмутся за это дело.

Впрочем, если даже во всех муниципалитетах и появятся вот такие контрактники-перевозчики, это не решит всей проблемы. Ладно за сто-двести километров, если есть дорога, тело привезут. И родственники обратную транспортировку обеспечат. А если дороги нет? И вообще – не разумнее ли не труп во-зить за сто верст по кочкам, а паталогоанатому съездить на вскрытие? А может, и правоохранительным органам не стоит направлять всех подряд на вскрытие, а только если есть реальные подозрения, что человеку помогли отправиться на тот свет?

А нужно
ли вскрытие?

– Я сам столкнулся с таким: тело надо было везти до Усть-Цильмы по реке почти сутки, для того чтобы его там вскрыли. А человек умер от инфаркта. Я так считаю, что это бред сивой кобылы за сто километров в таких случаях возить, – высказался Глава РК Вячеслав Гайзер на вышеупомянутом правительственном заседании по правопорядку, попросив объяснений, почему в Коми в советские времена такой проблемы не возникало, невзирая на бездорожье и труднодоступность поселений.

Прокурор Коми Сергей Бажутов пояснил, что проблема эта обостряется тем больше, «чем дальше мы отходим от Советского Союза». Раньше все было государственное, поэтому никто не считал средства на топливо для машины или вертолета, если надо было забрать тело – общая казна все оплатит. А сейчас отдельно взятые муниципальные бюджеты уже не могут позволить себе таких щедрот.

Министр внутренних дел Коми Анатолий Жуковский необходимость отправки на вскрытие всех тел объяснил тем, что даже тихая смерть больной бабушки все равно может быть подозрительной. Мало ли кто-то ей «помог» ради наследства. К тому же посмертная экспертиза часто показывает наличие алкоголя в организме. А это у нас многое объясняет, когда обстоятельства смерти неочевидны.

Отправлять судмедэкспертов на место смерти тоже проблематично, все-таки вскрытие нужно проводить в лаборатории, а не на кухонном столе в ближайшей избе.

В результате дебатов на тему,  нужно ли отправлять всех подряд на экспертизу и кто это должен делать, пришли к выводу, что проблему нужно решать на федеральном уровне. Все-таки здесь без государственной поддержки не справиться. Но какие варианты могут предложить столичные чиновники, для которых труднодоступные территории – это те, что за пределами Садового кольца?

Дельная мысль прозвучала из уст работника системы здравоохранения, депутата Госсовета РК Владимира Косова. Он предложил создать мобильные группы судмед-
экспертов с передвижными лабораториями. Чтобы можно было приехать в глубинку, провести обследование трупа, взять материалы для анализов, да и разрешить его похоронить спокойно, никуда не возя.

Заметим, впрочем, что и этот вариант не идеален – с нашими дорогами такие лаборатории впору к тракторам цеплять или к вертолетам. А уж о дефиците кадров среди судмедэкспертов и упоминать не стоит. Тем не менее во множестве случаев такие «летучие коронеры» были бы очень кстати.

Поэтому по итогам заседания решено создать рабочую группу из специалистов Минздрава РК, сотрудников надзорных и правоохранительных органов, которые смогут разработать особый порядок обращения с телами умерших на труднодоступных территориях и обратиться с законодательной инициативой в Госдуму.

Анна ПОТЕХИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

Проблема с транспортировкой умерших неоднократно поднималась на конференциях «Коми войтыр»  в районах и съездах коми народа. Но, как видим, эта тема не утратила своей актуальности.

 

 

Аллея «ничейных» людей  на кладбище села Корткерос. Снимок сделан нашим фотокорреспондентом в августе 2005 года.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №155 (5230) - 27 декабря 2014 года

Когда же дадут свет? / Из-за отсутствия электричества многодетные семьи не могут переселиться в свои новые дома

Имидж региона - дело общее / В Общественной приемной Главы РК обсудили гражданский образ Коми

Проездные для льготников останутся / Но стоимость билетов немного возросла

Наступает Год патриотизма

Прилузье-TV

Плата за детсад подорожает

"Юрган" включился в борьбу с высокими ценами

На санях к елке приехали участники столичного парада Дедов Морозов

От псалтыри до ленинских трудов / В Коми появился Музей книжной культуры

Добрые дела вернутся сторицей

Люди и события 2014 года по версии БНК. Итоги определяют читатели

 №154 (5229) - 25 декабря 2014 года

По-прежнему в первой десятке

Евгения Хлыбова сменил Алексей Лазарев

Награда за открытость

В Ижме открыли детский сад

Печорская молодежь сказала спайсам "нет!"

Елка по-первомайски

Утилизация 1с доставкой на дом / Сыктывкарцы избавились от вредных отходов

Привьет ли Год литературы любовь к книге?

 №153 (5228) - 23 декабря 2014 года

Конкурс расширяет границы / Число участников Малой Нобелевской премии с каждым годом растет

Третий, но не последний / В Сыктывкаре открыли еще один учебный центр для подготовки рабочих кадров

Для поездок на концерты / Нефтяники "ЛУКОЙЛ-Коми" передали школам Усть-Цилемского, Ижемского районов и города Печоры новые автобусы

Ошибочка вышла

Беженцы недовольны помощью волонтеров

С карты Прилузья исчезла Верхняя Седка

Администрацию Вуктыла возглавил Дмитрий Иваненко

Было бы желание / Под занавес Года здоровья стартовал проект по борьбе с вредными привычками

Разговор не по теме / Партийная оппозиция выступила с парламентской трибуны

Отгрузка "на глазок" / Молочные реки на фермах Коми пока текут мимо счетчиков

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 155 (5230)
27 декабря 2014 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»