Общество |
23 марта 2010 года |
Остановка по требованию/ Жители семи домов микрорайона Орбита остались без лифтов
Вот уже вторую неделю жители семи девятиэтажек микрорайона Орбита вынуждены подниматься на верхние этажи пешком. По решению суда было остановлено 27 лифтов, «переживших» срок эксплуатации. Для пожилых людей и молодых мам, которые вынуждены поднимать на девятый этаж детские коляски, – это просто катастрофа. Возмущенные люди атакуют местное домоуправление, но единственное, что могут им предложить, – это набраться терпения и ждать. Судя по всему, ждать подключения лифтов им придется еще долго. Как рассказал нам директор Жилищной управляющей компании Виктор Шаталович, все эти дома были построены в начале 80-х. Срок эксплуатации лифта – 25 лет. Лифты должны были отключить еще в прошлом году, но они продолжали эксплуатироваться. Директор ЖУКа уверяет, что уже не первый год информирует администрацию города о состоянии лифтов в этих домах. В прошлом году управляющая компания подала заявку на включение домов в федеральную программу капитального ремонта жилья, но заявка не была удовлетворена. Недавно Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору провело плановую проверку. В результате был наложен запрет на эксплуатацию лифтов на пять дней – до вынесения судебного решения. Суд вынес решение лифты не эксплуатировать до тех пор, пока не будет проведена экспертиза на предмет возможности их дальнейшего использования. По словам Виктора Шаталовича, экспертиза одного лифта стоит 100 тысяч рублей. Стоимость экспертных услуг придется оплачивать за счет жильцов. Но и это еще не все, в очереди на отключение лифтов – дома, сданные на год позже. Виктор Шаталович не скрывает своего недоумения по поводу отсутствия поддержки со стороны администрации города. Ведь за два года после того, как дома перешли в управление ЖУКа, при поддержке администрации было сделано очень многое. – Домам больше 25 лет, а мы как частная компания занимаемся ими только два года. Все остальное время они находились в ведении администрации города, которая несла за них ответственность, – говорит Виктор Шаталович. – О проблеме мы предупреждали задолго, потому что знали, что не потянем такие суммы, – замена одного лифта колеблется от 1,5 до 4 миллионов. Для того, чтобы попасть в программу капитального ремонта, которая, к слову сказать, на этот год уже сформирована, нужно, чтобы как минимум две трети жильцов согласились заплатить пять процентов от стоимости работ по замене или ремонту. В одном подъезде – 36 квартир. Если разделить на них сумму, это немалые деньги. Мало того, первые четыре этажа наверняка скажут: «Да нам это и не надо». В общем, проблема есть. Если дома не включат в программу капитального ремонта на следующий год, неизвестно, сколько еще людям придется ходить пешком на верхние этажи. На письменную просьбу Виктора Шаталовича помочь средствами на ремонт лифтового оборудования из городской администрации пришел ответ за подписью заместителя городского главы Олега Атаманюка. В нем, в частности, говорится, что «на текущий год денежные средства на капремонт муниципального жилого фонда, в том числе и на замену лифтового оборудования, в бюджете не предусмотрены». И предлагается «рассмотреть возможность восстановления лифтов за счет средств, взимаемых с собственников (нанимателей) жилых помещений за содержание и ремонт общего имущества». На просьбу нашего корреспондента прокомментировать ситуацию из администрации города пришел ответ по электронной почте. Заместитель главы по правовым вопросам Антон Воробьев сообщил следующее: «Лифты – это часть общедомового имущества. Согласно действующему законодательству обязанности по содержанию общедомового имущества несут собственники, то есть жильцы дома. Сегодня действительно остановлена деятельность ряда лифтов, поскольку они уже отработали допустимые сроки эксплуатации. Чтобы продлить их работу, необходимо заключение экспертизы промышленной безопасности. Информация о необходимости данной экспертизы развешена во всех домах, которых коснулся данный вопрос. Дело остается за голосованием жильцов – именно они должны принять коллегиальное решение о проведении данной экспертизы, поскольку как собственники имущества несут бремя оплаты данной категории работ. По итогам экспертизы будет принято решение, что делать с каждым конкретным лифтом. Возможно, где-то потребуется небольшой ремонт, а где-то и полная замена лифтового механизма. Пока экспертиза не проведена, в целях безопасности и согласно закону деятельность лифтов приостановлена». Мы поинтересовались, как обстоят дела с заменой старых лифтов в других городах республики – Ухте и Воркуте, где тоже есть высотные дома. Заместитель начальника ухтинского управления жилищно-коммунального хозяйства Лидия Макарова ответила нам, что никаких проблем с заменой старых лифтов в Ухте нет. В прошлом году в четырех домах полностью были заменены лифты, пережившие срок эксплуатации. В плане текущего года своей очереди на замену ожидают еще два дома. Все эти работы проводятся в рамках федеральной программы капитального ремонта жилья, а пять процентов стоимости работ по условию программы оплачивают жильцы. «От управляющих компаний требуется вовремя подать правильно оформленную заявку, а мы только координируем дальнейшие действия», – сказала Лидия Макарова. Как выяснилось, подобной проблемы нет и в Воркуте. «Мы ремонтируем лифты только за счет муниципальной программы капремонта жилищного фонда, – сказала заместитель начальника управления городского хозяйства Воркуты Наталья Тарасова. – Воркутинские власти полностью берут на себя ответственность за это, что ж мы на собственников-то будем перекладывать – это ведь большие деньги! Я как специалист вам скажу: замена кабины лифта – это не текущий ремонт. А восполнять часть средств за счет жильцов мы имеем право только в случае текущего ремонта. Вот если бы мы меняли порог лифта, двери или лебедку – это был бы текущий ремонт». Галина ГАЕВА. |