Общество |
19 марта 2010 года |
Сертификат за "старушку"/ В Коми набирает обороты программа утилизации старых машин
В этом году Правительство РФ преподнесло к Международному женскому дню подарок и мужчинам. С 8 марта в стране стартовала программа утилизации старых автомобилей. Действие ее продлится до 1 ноября этого года. Напомним, владельцам старых авто предлагается сдать машины на утилизацию, а взамен получить скидку в 50 тысяч рублей на приобретение любого российского автомобиля или иномарки российской сборки. В Коми первый ветхий автомобиль был сдан на утилизацию 11 марта. Владелец изрядно побитой зеленой «шестерки» расстался с ней, чтобы приобрести новую «семерку». Чтобы обменять старый автомобиль, отвечающий всем вышеперечисленным условиям, на новый, его владелец должен снять машину с учета в ГИБДД и доставить ее в официальный дилерский центр, участвующий в программе. Таковых на территории Коми несколько. Один центр работает в Ухте, остальные – в Сыктывкаре. Но это не значит, что жители других городов и районов не смогут принять участие в программе. Все дилеры утверждают, что готовы принять автомобиль у жителя любого населенного пункта республики. Конкретные условия в каждом случае придется обсуждать индивидуально. Так, например, ООО «Овен-авто» готово взять на себя хлопоты по доставке автомобиля в дилерский центр и снятию его с учета. В пределах Сыктывкара транспортировка «старушки» будет бесплатной, а вот если авто придется везти из другого города или района, владелец заплатит по 12 рублей за каждый километр пути. В ООО «Автотрейд-Коми» пояснили, что проблемы доставки автомобиля и снятия его с учета решает сам владелец. Впрочем, хозяев старых авто это не отпугнуло. Напротив, именно ООО «Автотрейд-Коми» первым стало принимать старые машины на утилизацию. За неделю 12 сыктывкарцев и гостей столицы сдали своих «старушек» в обмен на пятидесятитысячные сертификаты. Кстати, как сообщил начальник регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД УВД по Сыктывкару Андрей Перловас, в рамках программы утилизации автомобилей предусмотрена упрощенная процедура снятия машины с учета: «Если раньше транспортное средство можно было снять только по месту его постоянной регистрации, то теперь гражданин, желающий участвовать в программе утилизации, может снять свою машину с учета в любом подразделении ГИБДД в пределах Республики Коми. Для этого необходимо обратиться в дилерский центр, получить там свидетельство об утилизации в пяти экземплярах. При обращении в ГИБДД на всех экземплярах ставятся отметки о том, что машина утилизирована, дата снятия машины с учета и подпись должностного лица. Один экземпляр остается в госавтоинспекции. Предоставлять машину для осмотра не надо». ЗА ПЕРВЫЕ четыре дня действия программы столичная госавтоинспекция сняла с учета семь машин. Как отметил А.Перловас, ажиотажа нет, но в ГИБДД стали обращаться граждане, которые сняли машину с учета до 8 марта, то есть до начала действия программы утилизации. Чтобы стать участником программы, они запрашивают в ГИБДД копии паспортов транспортных средств. Как нам пояснили в одном из дилерских центров, те, кто снял машину с учета до старта программы по утилизации, тоже могут стать ее участниками. Для этого необходимо, во-первых, чтобы машина физически не была утилизирована. Во-вторых, чтобы она была укомплектована – один кузов сдать нельзя. В-третьих, как сказано в письме Министерства промышленности и торговли РФ, «клиент должен решить вопрос о постановке в штампе ГИБДД свидетельства об утилизации». Как сообщил генеральный директор ООО «Автотрейд-Коми» Василий Хрестич, за первые дни действия программы подано уже 350 заявок от автовладельцев из Сыктывкара, Прилузского, Сысольского, Усть-Вымского, Корткеросского и даже Печорского районов. В ООО «Автотрейд-Коми» взамен старых машин участники программы приобретают в основном автовазовскую «классику» – «Жигули» пятой и седьмой моделей. Возможно, в первую очередь покупателей привлекают доступные цены этих моделей. По словам В.Хрестича, большинство обратившихся в ООО «Автотрейд-Коми» владельцев машин – люди пенсионного возраста. Почти все они при сдаче старой машины трогательно прощаются с отслужившим свой век «железным конем»: постоят рядом с ним, погладят. В основном участники программы берут машины в кредит. Кстати, совет для желающих взять автомобиль в кредит: прежде чем выбирать новую машину и прощаться со своей «старушкой», стоит поинтересоваться условиями кредитования в банке. ПЛЮСЫ программы очевидны. Во-первых, 10 миллиардов рублей пойдут на поддержку отечественного автопрома. Во-вторых, проект стимулирует обновление российского автопарка (сейчас более половины его – машины старше десяти лет). Однако россияне уже привыкли к тому, что начинания, задуманные «как лучше», заканчиваются «как всегда», то есть не очень хорошо. Поэтому многие убеждены, что найдутся предприимчивые дельцы, которые отыщут возможности для махинаций и злоупотреблений. И такие уже нашлись! Недавно в Красноярском крае был задержан некий гражданин, который обманывал местных жителей, прикрываясь программой утилизации старых автомобилей. Он дал объявление в газете о том, что в рамках госпрограммы выкупает старые машины за 50 тысяч рублей (очень важно: автохлам можно обменять только на сертификат, деньги наличными не выдаются!). К сожалению, не все жители Красноярского края об этом знали. Слышать-то о госпрограмме слышали, а вот подробности узнать не удосужились. И автовладельцы (в основном пенсионеры) сдавали махинатору свои старые машины. За деньгами их просили прийти через несколько дней. Один красноярский пенсионер решил, что это неплохой выход, и в тот же день отвез свой автомобиль в пункт приема. За деньгами его попросили прийти на следующий день. Но заветных 50 тысяч пенсионер так и не увидел. Полученные машины (среди которых были вполне приличные) аферист продавал за бесценок. Обычно просил 20-30 тысяч рублей, но мог отдать и за 10 тысяч. Обманул он более ста человек, получив при этом миллион рублей. Пока этот случай единичен, но эксперты не сомневаются, что их будет больше. А вот официальные дилеры предприятий автопрома в один голос утверждают, что махинаций с их стороны быть не может. Они принимают ветхий автомобиль в полной комплектации и в точно таком же состоянии передают его утилизатору – в противном случае встанет вопрос о возмещении тех самых 50 тысяч рублей. В общем, овчинка выделки не стоит. Но утилизатор имеет больший «простор для маневров». Да что там Россия, если даже в законопослушной Европе реализация госпрограммы по утилизации старых машин не обошлась без скандалов! Летом 2009 года полиция Германии выявила злоупотребления со стороны предприятий, которые занимались утилизацией автомобилей за государственный счет. Как оказалось, часть машин, предназначенных для уничтожения, продавались целиком или по запчастям в страны Восточной Европы и Африки. Людмила ВЛАСОВА, Елена МАКИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Право на скидку в 50 тысяч рублей имеют владельцы отечественных и импортных автомобилей, произведенных не позже 1999 года, имеющих полную комплектацию и массу не более 3,5 тонны. Важный нюанс: машина должна находиться в собственности владельца не менее года. Это условие исключает из участия в программе тех, кто задумал бы срочно выкупить автохлам и получить скидку. Автодилеры считают, что программа утилизации ветхих автомобилей набирает обороты и со временем число желающих обменять «старушку» на скидку в 50 тысяч рублей будет только расти. Впрочем, на реализацию программы выделено 10 миллиардов рублей, а это значит, что получить сертификаты смогут 200 тысяч человек. По данным Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ, российские автодилеры за неделю работы программы приняли от граждан более семи тысяч заявок на продажу новых машин в обмен на старые. Более 400 новых автомобилей уже продано участникам программы. Из общего количества поданных заявок на покупку автомобиля по программе утилизации 58 процентов – это заявки на автомобили производства ОАО «АвтоВАЗ». Из иномарок лидируют Chevrolet, Renault, Opel, SsangYong и Ford. По программе утилизации старых автомобилей нет ограничений по количеству сданных машин на одного человека. По одному сертификату можно будет приобрести только один автомобиль. Если один человек утилизирует по программе несколько машин, скидка не суммируется. Помимо продукции «АвтоВАЗа», утилизационный бонус можно использовать на покупку 66 моделей автомобилей, произведенных в России. В их число входит весь модельный ряд УАЗ, автомобили SsangYong, Isuzu и Fiat, изготовленные на заводах Sollers, Volga Siber и легкий коммерческий транспорт ГАЗ из Нижнего Новгорода, Skoda Fabia и Octavia, а также Volkswagen Tiguan, изготовленные на заводе в Калуге. Также в утвержденный правительством список входят московские Renault Logan и Sandero, Ford Focus и Mondeo, Toyota Camry, автомобили производства «ТагАЗ», «ИжАвто», питерских предприятий Nissan (Teana и X-trail) и General Motors (Chevrolet Cruse и Captiva, Opel Antara и Astra). Утилизацией машин занимаются 153 предприятия в 49 регионах, а в перечень утвержденных Минпромторгом дилерств входят 1569 организаций, представляющих 74 региона. Список официальных дилерских центров, участвующих в программе утилизации в Коми: Fiat коммерческие автомобили – ООО «Авторесурс Коми» Fiat легковые автомобили – ООО «Авторесурс Коми» Chevy-Niva – ООО «Коми-Моторс» Nissan – ООО «Технический центр «Давпон» Ssang Young – ООО «Авторесурс Коми» LADA – «Автотрейд-Коми» ГАЗ – ООО «ННН-Авто» ГАЗ – ООО «Овен-авто» УАЗ – ООО «Овен-авто» Renault – ООО «Фирма «Овен-авто» Ford – ООО «Давпон». Весь сданный в ООО «Автотрейд-Коми» автохлам дожидается своего последнего часа на стоянке рядом с дилерским центром. Вскоре эти машины будут отправлены на утилизацию. Пунктов утилизации в Коми нет, доставку обреченной техники до ближайшего утилизатора осуществляет дилер. Но за услуги утилизатора три тысячи рублей должен заплатить хозяин авто. |