Дым Отечества |
22 ноября 2008 года |
Многоликая Домна/ Героиню Гражданской войны запечатлевали на полотне, в гипсе, дереве, металле...
Н.Жилин. Домна Каликова -героиня коми народа
Э.Козлов. "Домна Каликова".
Памятник Домне Каликовой на улице Советской в Сыктывкаре.
Героиня Гражданской войны Домна Каликова много лет оставалась самым популярным персонажем в коми изобразительном искусстве. Ей посвящены живописные произведения, графические композиции, разноплановая скульптура. О популярности героини коми народа красноречиво говорит такой факт: работ художников с образом Домны больше, чем с изображением Ленина и Сталина, что совсем не характерно для советского искусства. В чем причина такой приверженности, какими чертами наделяли художники исторический персонаж и как проходило его перевоплощение в произведение искусства? Искусство и госзаказ Упоминание о первом, гипотетическом портрете Домны Каликовой содержится в романе народного писателя Республики Коми Геннадия Федорова «Когда наступает рассвет». В повествование вкраплен эпизод о том, как Домну просит попозировать Михаил Космортов, помощник придворного архитектора, выходец из усть-сысольского предместья Кочпон. Кстати, у этого литературного персонажа был реальный прототип – первый профессиональный коми художник Александр Холопов. Хотя, скорее всего, эпизод с позированием Д.Каликовой – художественный вымысел, но в реальной жизни он тоже мог иметь место. Геннадий Федоров, женатый на двоюродной племяннице Александра Холопова, наверняка знал и такие эпизоды из жизни художника, которые другим оставались недоступными. Как бы то ни было, романный портрет Д.Каликовой продолжает оставаться лишь плодом писательской фантазии. Реальные же художественные произведения с изображением героини Гражданской войны начали выходить из-под кисти художников в 40-е годы. В этом главную роль сыграл госзаказ. Художникам в это время настойчиво рекомендовалось воплощать «оборонную тему». Это подразумевало такие направления: охрана советских границ, советская молодежь изучает военную тему, жизнь и быт советской армии, вожди и руководители, а также героическое прошлое страны. Героиней коми народа «номер один» в Коми республике была признана Домна Каликова, уроженка села Выльгорт. Жизнь ее описывалась как короткая и яркая. Родилась в 1892 году. В детстве работала на кирпичном заводе. В юности – на заводах Архангельска, Вологды, Петрограда. После Октябрьской революции вернулась на родину. В конце 1919 года вступила в партию большевиков, добровольцем пошла в Красную армию. В декабре 1919 года, во время разведки под селом Аныб, была схвачена белогвардейцами. После допросов и пыток расстреляна на берегу Вычегды возле села Помоздино. Одним из первых в 1942 году художественно воплотить образ Д.Каликовой взялся Георгий Стронк, эвакуированный из Петрозаводска в Сыктывкар. Свою работу художник сделал с фотографии коми героини. Но портрет признали неудачным, и на первую выставку Союза художников Коми АССР он попал лишь благодаря героической тематике. К слову, позже с этой же фотографии написал портрет Домны и Рем Ермолин. Эротическая фигура В 1944-1945 годах художник Николай Жилин сделал три живописных эскиза к сюжетному полотну о Д.Каликовой. Один из них очень напоминал картину советского художника Б.Иогансона «Допрос коммунистов». В просторной комнате с печью-голландкой твердо стоит в распахнутой на груди светлой рубашке непокоренная Домна. А напротив у стола с самоваром весь в черном сидит спиной к зрителю «палач коми народа» Степан Латкин. Именно ему приписывались допрос и истязания Д.Каликовой. Однако для большого полотна (его размер 1 м 80 см на 2 м 40 см) Жилин предпочел другой сюжет: Домна, брошенная врагами в холодный сарай. Картина вызвала прямо противоположные мнения: от полного неприятия до восхищения. Уже изначально коми художники были против того, чтобы Д.Каликову писал Жилин, признанный колорист, легкий, светлый, идущий от света. Именно из-за этого в конце 40-х годов его обвинили в «низкопоклонстве перед Западом». Такому художнику, по логике вещей, впору было писать колхозные праздники, а не отображать суровый свинец борьбы и побед. Сохранились протоколы обсуждения картины Жилина. Один из его коллег критически констатировал, что «на полу чисто прибранного сарая лежит в довольно изящной позе красиво полуобнаженная женщина. Художник явно увлекся живописностью и красивыми пятнами. Следовало бы, вероятно, понаблюдать тело на холоде, пописать промерзший сарай, посмотреть синяки и кровь...». Другие коллеги Жилина отметили в его картине также «совсем не нужный в героической теме» эротизм. Отчасти театральность фигуры героини коми народа в этой работе объяснялась тем, что перед этим на сцене республиканского драмтеатра состоялась премьера спектакля «Домна Каликова». Поэтому же некоторые знатоки в картине Жилина увидели исполнительницу главной роли в спектакле, известную коми актрису Глафиру Сидорову. После этого тема подвига славной дочери коми народа некоторое время не была актуальной в сообществе художников. Пока в 1951 году живописец Пантелеймон Митюшев на собрании коллег по цеху не представил два варианта скульптуры Домны Каликовой. Дискуссия о валенке Эти работы не дошли до наших дней, поэтому представление о них можно составить лишь по протоколу собрания. Скульптурные фигуры выглядели примерно так: в одном варианте Домна опирается винтовкой на пень, в другом – обеими руками держит винтовку. Митюшеву посоветовали поработать над одеждой героини, «одеть ее в коми сарафан, на ноги дать коты, уточнить покрой пальто...». В целом работы художника поддержали, приветствуя их появление как «начало скульптуры в Коми АССР». Но в окончательном виде скульптуры перед зрителем так почему-то и не предстали. В 1953 году на республиканской выставке коми героиню, воплощенную в гипсовом бюсте, представила Тамара Карева. Художница намеревалась перевести его в более прочный материал, начать работу над памятником Домне, но вскоре уехала из республики. Превзошло по размерам картину Н.Жилина масштабное полотно «Домна Каликова» кисти Энгельса Козлова. Впервые оно экспонировалось на 13-й республиканской выставке в 1959 году. Его сюжет таков: схваченную партизанку белогвардейцы ведут на расстрел. Художник в работе над картиной опирался на документальный материал, ездил в Помоздино, где Домна была казнена. Кстати, полотно Э.Козлова из-за внушительных размеров не помещалось в залах старого художественного музея. Поэтому было вывешено для обозрения сначала во Дворце пионеров, а затем в обкоме партии. Зрители отнеслись к работе с интересом и даже с пристрастием. «На этой картине Домна Каликова нарисована неправильно, – утверждал Валериан Игнатов из села Помоздино. – На самом деле она была в одном валенке». В подтверждение этого Валериан Павлович приводил рассказ своей матери Агнии Николаевны, которая рассказывала, что один валенок с ноги Домны потерялся по дороге из Аныба в Помоздино. Из-за этого девушка крепко отморозила ногу: морозы в начале декабря 1919 года стояли страшные, под 40 градусов. Исправлять «ошибку» Э.Козлов не стал, но 20 лет спустя он вновь вернулся к теме Домны Каликовой. На этот раз выбрал сюжет из жизни коми девушки в столице Российской империи. Известно, что в 1916 году Домна в поисках заработков устроилась на ситценабивную фабрику в Петрограде. Там же она приняла участие в демонстрациях против Временного правительства. Один из этих моментов и отразил Э.Козлов в работе «Дни революции. Домна Каликова в Петрограде», написанной в 1981 году. Между прочим, именно тогда при столкновении с полицией девушка потеряла один верхний зуб. Как потом сама, по воспоминаниям современников, говорила: «Буржуи зуб мне выбили за то, что мы их вышибали из роскошных особняков». Девушка с ружьем Образ народной героини создал в дереве известный в республике скульптор Владислав Мамченко. А первый коми художник-монументалист Сергей Добряков изобразил Домну Каликову в мозаичном панно. Наиболее эмоциональный в галерее образов портрет Домны написал выпускник Ленинградского художественно-педагогического училища Григорий Киселев. В 1967 году в Сыктывкаре в музыкальном театре состоялась премьера оперы Б.Архимандритова «Домна Каликова» по мотивам одноименной драмы в стихах коми поэта-песенника Ф.Щербакова. Художником-постановщиком спектакля стал Василий Игнатов, живописец, график, мультипликатор. Под влиянием этой театральной работы Игнатов создал две темперные работы: «Похороны коми партизанки Домны Каликовой» и «Плач над телом Домны Каликовой». Поклонник творчества Ван Гога, Игнатов применял в живописи энергичные мазки одного тона, в результате получились декоративные, яркие полотна. Позже, в 1976 году, художник еще раз обратился к этой теме. В свойственной ему манере, которую сам мастер называл «иней», он изобразил «Вступление Домны в Красную армию», «Казнь Домны Каликовой» и «Плач над Домной». В 1967 году за образ героини коми народа взялся сыктывкарский скульптор Владимир Рохин. Он представил зрителям необычный скульптурный портрет из двух материалов: бронзы и дерева. Лицо девушки отлито из металла, а шапка волос сотворена самой природой: это громадный кап, нарост на дереве, отличающийся большой твердостью и красивой фактурой. Таким образом, в скульптуре слились твердость неустрашимой партизанки и мягкость молодой девушки. Владимир Рохин еще не раз возвращался к образу Домны. В 1968 году героиня была воплощена в граните. А в 1979 году сыктывкарцы впервые увидели большую металлическую скульптуру, изображающую девушку с ружьем за плечами. Поначалу она стояла у входа в Дом политпроса как символ зональной выставки «Советский Север», проходившей в Сыктывкаре. Работать над скульптурой Рохину было сложно – это была первая объемная работа, выполненная методом сварки. После закрытия выставки Домну Каликову перенесли к столичной школе № 2, носившей ее имя. При этом установили наспех, на низком постаменте, на открытом месте, тем самым пренебрегли задумкой автора, мечтавшего показать Домну на фоне елей и лиственниц. Во время перестройки и после нее из творчества идеологическая составляющая, похоже, ушла. Вместе с этим пропал интерес и к историческим сюжетам, связанным с годами советской власти. Хотя интересно было бы узнать, какой видит Домну Каликову современный художник? Надежда БЕЛЯЕВА, научный сотрудник Национальной галереи РК. |