Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
29 марта 2008 года

Возвращение Сергея Черепанова

/ Имя и подвиг бывшего спецпереселенца из приполярного поселка Новый Бор теперь увековечены в трех российских регионах


Дети Сергея Черепанова - Валентина, Николай, Надежда, Любовь, возле памятника отцу. Новый Бор. Август 200 г.

Портрет С. Черепанова из фондов Историко-мемориального музея им. А.В.Журавского в Усть-Цильме.

Таким С. Черепанов предстает со страниц изданий советского периода...

...А таким запечатлен на снимке из семейного альбома.

Продолжаем рассказывать о наших земляках, удостоенных в годы Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союза. Сегодняшняя публикация – о Сергее Михайловиче Черепанове.

Уроженец Вологодской области Сергей Черепанов совсем молодым и не по своей воле очутился в Коми крае. И можно сказать, породнился с нашей землей.

У Черепанова непросто складывалось посмертное «возвращение» к землякам. Были на этом пути и умолчания, и недоверие... Растиражированный после гибели портрет Героя отличался от его реального облика. Погибший в 1944 году солдат на послевоенных снимках предстал в военной экипировке с «Золотой Звездой» на груди. Хотя этого быть никак не могло! Но кому-то понадобилось подретушировать портрет этого красивого, волевого человека, память о котором сохранили незамутненной его земляки из приполярного поселка Новый Бор, а также его четверо детей.

 

На пустом месте

 

Сергей Черепанов появился на свет в крестьянской семье в деревушке Пестово Великоустюжского района Вологодской области 16 июля 1916 года. Его родители – Анастасия Ивановна и Михаил Иванович – были работящими, сметливыми людьми. Имели справное хозяйство и хороший дом. Хотя никогда в хозяйстве они не пользовались наемной силой,  в 1931 году их раскулачили. Позже говорили, что обобществление их дома и последующая высылка были предприняты с целью устрашения других сельчан, так как ни по каким параметрам они в разряд кулаков не подпадали. Как бы то ни было, семье Черепановых не только пришлось оставить родину, обжитые места, но и не суждено было больше сюда возвратиться.

У Михаила Черепанова было несколько братьев, другие родственники. Но, видимо, всем им пришлось несладко. Шквал раскулачивания и высылки в вологодских селах пронесся столь стремительно и разрушительно, что здесь долгие десятилетия после войны даже не знали, что один из их земляков в годы Великой Отечественной войны удостоен звания Героя Советского Союза. О чем говорить, если памятник Сергею Михайловичу Черепанову в галерее Героев Советского Союза, уроженцев города и района, появился в Великом Устюге лишь 9 мая 1997 года, полвека спустя после подвига и гибели земляка. А увековечением памяти земляк устюжан во многом обязан Александру Тимофеевичу Куренгину, учителю школы из поселка Новый Бор Усть-Цилемского района.

Трудно представить, как хранилась и передавалась бы память о Герое, не будь этого человека. Хотя наверняка все равно нашелся бы кто-нибудь, кого не оставили равнодушными жизнь и подвиг Черепанова. Но факт тем не менее остается фактом: сегодня самая богатая экспозиция о Сергее Черепанове, так же как и самые полные, достоверные материалы о его судьбе, имеется лишь в школьном музее поселка Новый Бор. Удивительно, но даже в экспозиции усть-цилемского Историко-мемориального музея им.А.В.Журавского нет упоминания о земляке Герое. Объяснение этому простое: зал, посвященный войне, оформлялся до эпохи гласности, а посему место для бывшего спецпереселенца, пусть даже Героя Советского Союза, здесь не предусматривалось.

Поселок Новый Бор своим появлением обязан устьцилемам. Именно они в конце XIX века выбрали это высокое сухое место в приречном бору для расширения своих хозяйств. В 1931 году здесь высились всего несколько изб, освещавшихся в темень при помощи лучины. В начале 30-х годов на этот пустынный берег высадили людей с переполненных барж, следующих по Печоре. Измученные, исстрадавшиеся невольники не скрывали радости, что под ногами земная твердь, а кругом – приволье. К первым спецпоселенцам из Архангельской и Вологодской областей вскоре прибавились другие – немцы из средней полосы России, вырванные с родных мест крестьяне из других регионов. Потомки семьи Черепановых помнят, как разместились, словно пчелы в ульях, в деревянных домах, откуда бывших хозяев выдворили в соседние деревни. Первые зимы, как и в других подобных спецпоселках, выдались самыми драматичными. Голод и тиф скосили многих. Черепановых, как говорится, Бог миловал, вся семья – родители и двое братьев – выжили.

Александр Тимофеевич Куренгин появился в Новом Бору уже после окончания войны, он приехал работать учителем в школу. Сергея Черепанова он не застал в живых. Но из уст этого человека он предстает словно живой. Красивый, энергичный, не по годам развитый. Впрочем, в его рассказах большинство здешних жителей этого далекого населенного пункта предстают под стать Герою. Иначе и быть не могло. Сюда, на край земли, их сослали на погибель. А они «гиблое» место сделали «житницей» заполярной Воркуты. Совхоз «Новый Бор» снабжал продовольствием – молоком, маслом, сыром, овощами – воркутинских шахтеров вплоть до 90-х годов. Причем продукция поступала тоннами, была отменного качества. Организовать такое производство действительно могли лишь незаурядные, очень трудолюбивые люди.

 

Короткое счастье

 

Пятнадцатилетний подросток Сергей Черепанов радовал родителей, друзей, весь поселок. Из воспоминаний он предстает человеком очень жизнерадостным и обаятельным. Жительница Нового Бора Александра Павловна Меркурьева рассказывала, что Сергей никогда не ходил тихо, вечно куда-то спешил. Так оно и было. Прерванную на родине учебу в школе в Новом Бору возобновить парню не удалось. Но когда здесь открыли школу маслоделов и сыроделов, Черепанов сразу же записался туда. Уже в 1933 году ему выдали удостоверение маслодела и приняли работать в совхоз «Новый Бор». Потом открыли курсы механизаторов. Он снова пошел учиться. Уже имея две специальности, в 1936 году 20-летний юноша экстерном окончил новоборскую семилетку. Затем пошел на стройку, а вскоре устроился на сплавные работы.

Насыщенная довоенная жизнь Сергея Черепанова вместила в себя и женитьбу, рождение четверых детей. Его женой стала Анастасия Косаревич, в первом браке – Макарова. У Анастасии Иосифовны была схожая с мужем судьба. До раскулачивания семья Косаревичей проживала в Белоруссии, возле Полоцка. Их семью по разнарядке отправили на Кольский полуостров. Потом Анастасия перебралась в Ухту, где устроилась работать на нефтеперерабатывающий завод, вышла замуж. Но семейная жизнь не заладилась, супруги расстались. После этого женщина попала в Новый Бор.

Анастасии Иосифовне выпала долгая жизнь: ее не стало в 1992 году. И все это время она оставалась в Новом Бору, ставшем родным для ее семьи. Хотя была возможность выехать обратно на родину, после войны звали к себе и братья – участники войны, обосновавшиеся позже в Ленинграде. Но она решила для себя, что место, откуда ушел на фронт муж, где появились на свет четверо детей, покинуть она не имеет права.

Подробности знакомства молодых людей история, как говорится, умалчивает. Но все, кто еще помнят Новый Бор 30-х годов, говорят, что не отдать сердце Сергею Черепанову было невозможно. Уже обремененный семьей, он смог устроиться работать инспектором комендатуры совхоза «Новый Бор». Всем жителям поселка все эти годы приходилось отмечаться в комендатуре, а о выезде отсюда не могло быть и речи. Перед началом войны, в мае 1940 года, Сергей Михайлович стал экспедитором совхоза по доставке горюче-смазочных материалов. По делам службы часто приходилось ездить в Воркуту, подбирать необходимые товары для совхозного производства, строительные материалы. Но одновременно с этим он всегда находил время для общественной работы. Поселковый люд помнит его на сцене клуба, где он исполнял свои любимые песни «По военной дороге», «Три танкиста», «Конармейская». Уже упоминавшаяся Александра Меркурьева участвовала вместе с Черепановым в акробатических номерах. Ей было всего десять лет, когда черноволосый красавец на сцене взмывал ее над головой, причем выше всех. Еще запомнилась удивительная способность этого человека скрашивать жизнь других, приободрять. Такой красноречивый факт: проходя, а вернее, пробегая по улицам поселка, Сергей Черепанов перед старыми людьми всегда снимал шапку.

Начало Великой Отечественной войны застало его в командировке в селе Щельяюр. Приехав домой, 7 июля 1941 года он подал заявление в Усть-Цилемский райвоенкомат с просьбой о зачислении добровольцем. Но заявление осталось без ответа. Ничего удивительного: и после начала войны спецпереселенцы числились неблагонадежными, им государство не могло доверить оружие. Сергею Черепанову отказ мотивировали тем, что он нужнее тут, в тылу. Это тоже соответствовало истине. Уже в августе 1941 года его назначили заведующим совхозным нефтескладом.

Отсрочка от войны дала возможность подольше побыть вместе с близкими. В семье Черепановых уже росли три девчушки – Надя, Люба, Валя. В Новом Бору обосновался и брат Сергея – Иван Михайлович. Рядом находились  родители. Но счастье от близости родных людей было на исходе. 22 июля 1942 года, в разгар самых тяжелых, изнурительных боев на фронте, Сергею Михайловичу вручили повестку. Он обрадовался казенной бумажке, шутил, на проводах пел свои любимые песни. Многим запомнились его последние перед отправкой на фронт слова: «Или грудь в орденах, или голова в кустах». Все знавшие Черепанова были уверены, что на фронте за чужими спинами он не спрячется, обязательно проявит удаль, отвагу. В этом впоследствии все и убедились.

 

Бой у деревни Поддубье

 

Первый бой Сергей Черепанов, командир отделения разведки восьмой стрелковой роты 377 стрелковой дивизии, принял под Ленинградом осенью 1942 года. А в январе 1943 года получил первое ранение. В растиражированной после войны донельзя краткой биографии Героя этот период его жизни характеризуется «главным событием» – его заявлением о приеме в члены ВЛКСМ. Оно же бросает отсвет на его подневольное прошлое: будучи спецпереселенцем, Черепанов не мог быть комсомольцем. В разгар войны 26-летний мужчина уже вполне мог претендовать на членство в «святая святых» – КПСС. Но он вынужден был вступить лишь в комсомол.

Другое не менее важное событие в его жизни на этом промежутке времени нигде, кроме как в памяти родных и близких, не зафиксировано. Сергей Черепанов в Новом Бору оставил жену на сносях. Как и любой отец, мечтал о сыне. И вот в один из самых трагических моментов в его жизни, незадолго до гибели, судьба одарила сыном. Жена Анастасия Иосифовна успела сообщить, что родился Коленька. До конца 1943 года в письмах с фронта Сергей Михайлович ободрял жену, присылал приветы маленьким дочуркам, радовался появлению наследника. Но с началом 1944 года переписка заглохла. В Новом Бору жили то с воскрешающей, то с увядающей надеждой.

Собирая материалы для этой публикации, на карте я с удивлением обнаружила, что от великоустюжского Пестово, откуда был родом Черепанов, до новгородского райцентра Пестово, в окрестностях которого он погиб, совсем недалеко. Поэтому с полным на то основанием можно говорить о том, что он погиб, защищая не только большую Родину, но и малую, бесправно отнятую.

На фронте, как и везде в ту эпоху, соблюдалась безоговорочная субординация. До звания Героя Советского Союза у большинства бойцов, удостоенных этой награды, грудь украшали если не ордена, то медали. Сергей Черепанов – исключение из этого правила. Его подвиг был столь безоговорочным, ярким, что командующий войсками Ленинградского фронта маршал Советского Союза Говоров на представленных к званию документах тут же поставил свою подпись. А 5 октября 1944 года был обнародован и указ Президиума Верховного Совета СССР за подписью Н.Шверника о присвоении Сергею Черепанову звания Героя Советского Союза.

Свидетелей того боя возле деревни Поддубье практически не осталось. Деревня  представляла собой укрепленный вражеский пункт. 24 января 1944 года, перед началом наступления, первыми сюда проникли разведчики из отделения сержанта Черепанова. Из окна крайнего деревенского дома в сторону разведчиков застрочил пулемет. Сергей Черепанов рванулся к дому, превращенному в дот. Точным броском гранаты заставил замолчать пулемет. Но и сам не уцелел, получил ранение. Из-под гимнастерки сочилась кровь, но он не отполз на безопасное место, продолжая вести бой. Горстка воинов, закрепившаяся на окраине деревни, отбивала одну атаку за другой. Наконец, самая мощная контратака фашистов. После нее из отделения в живых остался один Черепанов. Говорят, что один в поле не воин. Но солдаты на поле брани тысячи раз опровергали эту истину. Вот и тут гитлеровцы окружили раненого солдата, надеясь захватить его живым. Он до последнего не выпускал из рук автомат. Кончились боеприпасы. Тогда Черепанов опустил руку с зажатой в ней последней гранатой. Когда гитлеровцы бросились к нему, он вырвал чеку и бросил гранату под свои ноги.

Отвага горстки солдат из 377 стрелковой дивизии открыла путь к наступлению. Когда бойцы оказались на краю деревни, где приняло бой отделение сержанта Черепанова, перед их глазами открылась страшная картина – горы трупов. Лишь возле тела погибшего командира отделения однополчане насчитали 72 убитых вражеских солдата. Такова была цена гибели Сергея Черепанова.

 

После войны

 

Долгим, заунывным, печальным эхом весть о гибели сына, мужа, отца отозвалась в семье Черепановых в Новом Бору. Здесь поначалу не соглашались, не хотели мириться с утратой. Надеялись, что извещение с фронта всего лишь оплошность, ошибка. Но затянувшееся молчание Сергея Михайловича и весть о его гибели в конце концов примирили семью с безвозвратной утратой. Никто из близких и земляков Черепанова не сомневался, что он погиб геройски. И когда 16 декабря 1946 года в Новый Бор пришло сообщение о присвоении ему звания Героя Советского Союза, все восприняли это как должное, как само собой разумеющееся.

Впереди семью Черепановых ждали не менее тяжелые, натужные годы. Анастасии Иосифовне пришлось одной поднимать четверых детей. Дочь Любовь Сергеевна, и сейчас проживающая в Новом Бору, удивляется силе духа, выдержке матери. Ведь ей приходилось не только справляться по дому, но и работать дояркой в совхозе, зарабатывать на жизнь. Рядом с дочерью в эти трудные годы находилась и ее мать, к концу жизни полностью ослепшая.

Удаленный от «большой» земли поселок, казалось бы, наглухо захлопнул перед детьми вдовы двери в лучшую жизнь, в далекие города и учебные заведения. Ведь геройство погибшего мужа никаким денежным эквивалентом не поощрялось, пенсия по потере кормильца была мизерная. Но вопреки всему все дети Черепановых получили образование. Любовь Сергеевна Соболева признается, что ей довелось проучиться немного. Но зато именно она пошла по стопам отца – стала после окончания училища в городе Вельске маслоделом. Больше повезло, считает мать, ее дочери Наташе, которая окончила физико-математический факультет пединститута и живет сейчас в Ухте.

В Новом Бору после окончания медицинского техникума сначала работала и Надежда Сергеевна Максимова, которая, по словам близких, точная копия отца. Но затем жизнь разминула ее с приполярной родиной, вместе с семьей она уехала в Казахстан, где сейчас и живет.

Валентина Сергеевна Ломтева, самая младшая из трех дочерей Сергея Черепанова, проживает в Архангельске. Она тоже медик, стоматолог. К сожалению, ее единственный сын трагически погиб. В Архангельске проживают ее дочь и внучка.

В Усть-Цилемском районе мне довелось побывать в дни, когда всех Черепановых в очередной раз охватило чувство утраты близкого человека. Родственники готовились отметить 40-й день со дня смерти Николая Сергеевича, самого младшего из детей Героя Советского Союза, его единственного сына. Сергей Черепанов погиб 24 января 1944 года. В это время его сыну Коле вот-вот должен был исполниться год. И вот теперь, 65 лет спустя, его не стало. Сестра Любовь Сергеевна с восхищением и любовью говорила о брате. Он очень хотел быть летчиком. Подвело зрение. Тем не менее Николай все же связал жизнь с авиацией, работал авиатехником в Ухте и Архангельске. Так получилось, что он, единственный из родных, переехал жить на родину Анастасии Иосифовны – в Белоруссию, с женой проживали в Орше. А детей у них не было. Печальное известие о скоропостижной смерти брата потрясло сестер. Ведь теперь, с его уходом, прервалась и родовая фамилия Черепановых.

 

От Нового Бора до Новгорода

 

И все равно эта фамилия за послевоенные годы успела укорениться, увековечиться во многих местах. И прежде всего в Усть-Цилемском районе. Несмотря на все предосторожности и запреты в отношении спецпереселенцев, имя Сергея Черепанова еще
1 июля 1963 года прозвучало на общем собрании рабочих и служащих заполярного совхоза «Новый Бор». Тогда земляки Сергея Михайловича выступили за то, чтобы внести свой однодневный заработок в фонд строительства памятника. Уже в 1965 году такой памятник в поселке появился. Новоборцы на его создание и обустройство собрали 4091 рубль. Проект памятника Герою и сам гранитный бюст выполнил скульптор Юрий Борисов. А постамент для него заказали аж с Мытищенского завода монументальных скульптур Московской области. Весивший более тонны постамент с немалыми трудностями доставили до Нового Бора.

Еще раньше, в 1958 году, одной из центральных улиц поселка было присвоено имя Сергея Черепанова. В 1977 году улица его имени появилась и в селе с необычным названием Село-Гора, где был захоронен прах погибшего солдата. И лишь в 1999 году имя Сергея Черепанова стала носить одна из улиц села Усть-Цильма.

За каждым фактом увековечения памяти Сергея Черепанова стоят усилия людей, для которых его жизнь и подвиг не тускнеют со временем, а судьба Героя остается путеводной звездой. И первым в этом ряду энтузиастов стоит  Александр Тимофеевич Куренгин. Именно благодаря его неравнодушному, деятельному отношению к прошлому в 1966 году бюст Сергея Черепанова появился и в Новоборской средней школе, а в 1979 году имя Героя стала носить и сама школа. В 1985 году в поселке была установлена новая мемориальная доска с барельефом Сергея Михайловича. А в мае 2000 года небольшая мемориальная доска появилась и на деревянном доме в великоустюжской деревне Пестово, где родился и рос Сергей Черепанов. Кстати, и сюда, и в Новгородскую область, на место подвига и захоронения Героя, Александр Тимофеевич и его питомцы выезжали не раз. Именно они же возвратили имя своего земляка его родине – Вологодской области, где о Черепанове и его подвиге до последнего времени не знали.

Новоборская школа имеет и свой гимн. Так можно назвать «Марш новоборских пионеров», впервые прозвучавший в его стенах еще 1 сентября 1981 года. Слова этой песни написал в свое время поэт Виктор Кушманов, а музыку сочинил не менее известный в нашей республике композитор Яков Перепелица. В песне есть и такие слова, посвященные Сергею Черепанову:

Шагал по травам северным

В сияющий простор.

Как мы, мечтал, наверное,

Прославить Новый Бор.

Сергей Черепанов прославил не только Новый Бор, но и две свои родины – Республику Коми и Вологодскую область.

Анна СИВКОВА.

Усть-Цилемский район

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №61 (3735) - 29 марта 2008 года

Тамара Петкевич в новой книге

Все музеи под обложкой

Новый зал для старых вещей

Сочинение на заданную тему

Коми край в лицах и событиях

Знаменательные даты

Великий сухокистник / Творческий взлет художника Петра Бенделя пришелся на годы, проведенные в неволе

Тундровый "сфинкс" / Каждый из девяти предметов языческого культа, хранящихся в Национальном музее РК, таит в себе загадку

"Семейные тайны"

Документ без комментариев

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 61 (3735)
29 марта 2008 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»