Из первых уст |
18 декабря 2014 года |
Елена Васильева: "Сорок тысяч рублей на дорогу - это просто смешно!"
В 2013 году в России начали создавать муниципальные дорожные фонды. У каждого городского или сельского поселения должен был появиться свой личный «кошелек», в который из федерального бюджета будут приходить средства на ремонт и содержание местных дорог. В Коми таких фондов создано 125, в этом году в них впервые поступили средства. О том, как ими распорядились поселения и что будет происходить с фондами в дальнейшем, – наш разговор с заместителем руководителя Дорожного агентства РК Еленой Васильевой. – Елена Леонидовна, когда муниципальные дорожные фонды только создавались, не раз высказывалось мнение, что в некоторых случаях толку от них будет мало, потому что некоторые поселения получат очень маленькие суммы. Оправдались ли такие прогнозы? – Да, действительно, суммы в некоторых случаях выходили мизерные. Одно сельское поселение, на балансе которого около семисот метров дороги, на год получило порядка сорока тысяч рублей – это же просто смешно! Что на эти средства можно сделать? Разве что новые знаки на этих семистах метрах поставить. Не хватит даже на чистку этой дороги от снега зимой. Но уже в следующем году все будет иначе: муниципальные дорожные фонды укрупнили, теперь у нас их будет 35 – в районах, городах и городских поселениях. Например, в Сосногорском районе будет четыре таких фонда – районный и фонды Сосногорска, Войвожа и Нижнего Одеса. Соответственно и средств в этих фондах будет больше. – Но в целом по республике-то денег останется столько же… – Да, но не будет такого размазывания по крупицам, как сейчас. Можно реализовать и нормальные проекты по очереди в разных сельских поселениях района. Конечно, при желании всегда найдется и на что потратить пресловутые сорок тысяч. Есть приказ Минтранса России, определяющий перечень работ, которые относятся к ремонту, содержанию, строительству дорог. Там столько всего перечислено, делай не хочу, были бы средства. Те же знаки поставить, песка завезти и дорогу подсыпать, перильные ограждения покрасить, деревья вдоль дороги вырубить... Но беда в том, что большую проблему на такие средства не решить. Самим сельским поселениям тоже приходится тяжко – суммы мизерные, а отчетности по их использованию готовить надо много. Во многих регионах была та же проблема, что и у нас: распределили всем по чуть-чуть, люди не знали, что с этими деньгами делать. Есть такая общественная организация РАДОР, которая занимается экспертизой законов, связанных с дорожной отраслью. Мы посылали свои предложения по укрупнению фондов, другие регионы посылали… А РАДОР в свою очередь высказывал предложения федеральным органам власти. И вот буквально в октябре объявили о внесении соответствующих изменений в бюджетный кодекс РФ, к нашей огромной радости. Так приятно, что к нашему мнению прислушались! – А финансироваться фонды будут по-прежнему, за счет акцизов на нефтепродукты? – Да, десять процентов от акцизов, которые идут в республиканский бюджет, будут распределяться между фондами пропорционально протяженности автомобильных дорог в соответствующих муниципалитетах. Больше всего муниципальных дорог у нас в Усть-Куломском, Сысольском, Сыктывдинском, Прилузском районах. Соответственно в их фонды будет отчисляться больше всего средств – от 20 до 27 миллионов рублей в год. А Вуктылу, к примеру, у которого около семи километров дороги на балансе, – только 651 тысяча рублей. У Сыктывкара на балансе 102 километра дорог. Прогнозируется, что в его дорожном фонде в следующем году объем средств составит 9,8 миллиона рублей. Самый скромный фонд ожидается у городского поселения Путеец, входящего в состав Печоры, – 76 тысяч рублей. А у самого города Печора – 9995 тысяч рублей. – Несправедливо как-то получается, ведь у некоторых районов дорог своих немного, зато загрузка выше, чем в других, и большегрузы по ним активнее колесят… – Это, к сожалению, не учитывается. Так и в регионах ведь то же самое. На юге страны плотность населения большая, дорог больше, и средства в результате выделяются большие, чем на нашу республику с ее огромной территорией. Пошли по самому простому пути и распределили все пропорционально. Мы и наши коллеги из других регионов, конечно, шлем различные предложения в РАДОР по наполняемости дорожных фондов. Возможно, что-то и поменяется. Например, сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы отдавать в регионы компенсации, полученные за нанесение дорогам ущерба тяжеловесами свыше 12 тонн. Сейчас этот доход идет в федеральный бюджет. Кроме того, мы предлагали возвращать в регионы часть налога на прибыль, НДС. – Понятно, что относительно крупными суммами в фондах оперировать все же удобнее, чем маленькими. Но ведь, возможно, найдутся и такие сельские руководители, которые посчитают, что «лучше сорок тысяч, да мои», они бы предпочли за несколько лет накопить средств, скажем, на отсыпку дороги, а не ждать, пока районные власти решат выделить им денег… – Накопить на что-то по нынешним временам сложно – инфляция. Работы, которые в этом году стоят сто тысяч, в следующем могут обойтись гораздо дороже. Так что лучше вкладывать сразу. Да и районные власти не чужие, знают, что нужно тому или иному сельскому поселению, какие там проблемы с дорогой. – А агентство отслеживает, на что тратятся средства муниципальных дорожных фондов? Удалось ли в этом году реализовать на эти деньги какие-то крупные проекты? – Конечно, отслеживаем, для того и нужны все эти отчеты, с которыми мучились администрации поселений. Основные средства дорожных фондов использованы, выделялись и дополнительные финансы из местных бюджетов. Что касается крупных проектов, то в Сыктывкаре, например, на средства из фонда ремонтировали дорогу до Эжвы. Но тоже пришлось добавлять денег из местного бюджета. – Получается, как ни крути, а даже после укрупнения фондов средств в них все равно будет маловато, и придется искать дополнительные ресурсы. Однако для того же Сыктывкара в смысле наполняемости фонда ничего в следующем году не изменится – его не укрупняли, как был общегородским, так и останется. – У нас в республике 2 333 километра муниципальных дорог, в целом на них в следующем году планируют выделить 223,4 миллиона рублей. К сожалению, законодатель для дорожных фондов определил минимум, меньше которого на дороги выделить нельзя. И с региональным фондом все то же самое – акцизов получаем на 2,3 миллиарда в год, а республиканских бюджетных ассигнований добавляем на 4,6 миллиарда. – Что бы вы посоветовали сейчас местным властям: как расходовать средства муниципальных дорожных фондов? – Сначала надо четко определиться с приоритетами, определить проекты, составить на них проектную документацию. А не метаться – у нас тут дыра, там дыра, надо что-то по-быстрому залатать. Помнить, что средства дорожных фондов именно на дороги и должны тратиться, нужно четко соблюдать требования законодательства. Кроме того, требуется навести порядок в документации по автомобильным дорогам. Кое-где она вообще отсутствует. Агентство планово проводит эту работу, и муниципалитетам надо в ней активно участвовать. Потому что без порядка в документации невозможно грамотно использовать даже те маленькие средства, что у нас есть. Беседовала Анна ПОТЕХИНА. Фото автора. |