Личное Дело |
26 июня 2014 года |
Светящийся глобус за экологическое просвещение получила Любовь Чалышева
Диплом призера и сам приз – светящийся глобус – получила на международном проекте «Экологическая культура. Мир и согласие» кандидат биологических наук доцент кафедры географии и биологии Педагогического института Сыктывкарского госуниверситета Любовь Чалышева. ПРОЕКТ учрежден неправительственным экологическим фондом имени В.И.Вернадского и направлен на поощрение проектов, разработок и идей, имеющих практическое применение в области формирования и развития экологической культуры граждан Российской Федерации. А проект, которым семь лет руководила Любовь Васильевна, назывался «Экологическое и культурное образование как один из инструментов международного сотрудничества». Он был призван через образование и исследовательскую деятельность закрепить связи с северными странами. В 2007 году с подачи Минприроды РК и при поддержке Министерства образования республики 17 учителей побывали в школах Финляндии, и в том же году финские учителя навестили школы Сыктывкара. Делегацию, выезжавшую в Финляндию, а впоследствии и сам проект и возглавила Любовь Чалышева. Обучающие семинары для обеих сторон были разработаны в Финляндии по инициативе Института экологического образования. После знакомства и общения на семинарах сотрудничество педагогов, а также учащихся школ продолжилось в интернете. КОСТЯК участников проекта в основном был представлен педагогами сыктывкарской школы № 38, постепенно в работу также включились учителя корткеросской, усть-вымской и одной из воркутинских школ. От Финляндии в проекте приняли участие школы городов Куопио, Пуумала, Рантасалми, Пиелисйоки, Керимяки. Всего в проекте приняли участие 27 педагогов и 500 учащихся из девяти школ Республики Коми и Финляндии. Школьники обменивались фенологическими наблюдениями в природе: сравнивали ритмы погоды в Коми и Финляндии, обсуждали влияние качества воздуха в городе на морфологические показатели растений, изучали виды древесных растений, произрастающих в городах, писали исследовательские труды на эти темы. Финские педагоги и учащиеся охотно делились опытом решения проблемы сбора и утилизации мусора, демонстрируя фотографии сортировочных мусорных контейнеров. Переписка между участниками проекта, в рамках которой проходили всевозможные викторины и конкурсы, велась на английском языке, к проекту подключились учителя иностранных языков и школьники, активно изучающие английский. За годы этой совместной работы было реализовано более 30 исследовательских проектов с учениками разного возраста. Сегодня уже нет в Финляндии собственно самого разработчика проекта – Института экологического образования, да и многие педагоги и с нашей, и с финской стороны, подхватившие проект в 2007 году, ушли на заслуженный отдых. ТЕМ НЕ менее проект не «сдулся», не заглох, не погас. Во многом благодаря активной деятельности его руководителя, которая не уставала писать, находить, тормошить, будить участников обеих сторон. При этом Л.Чалышева неоднократно обращалась в Министерство образования республики с тем, чтобы чиновники не забыли поощрить грамотами и благодарственными письмами наиболее активных участников проекта. Работы педагогов и учеников двух стран неоднократно представлялись на республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях по экологическому образованию и просвещению, опубликованы в изданиях Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК. Первый этап большого проекта подошел к финалу. Но Любовь Чалышева не собирается ставить на нем точку. Стран на свете много, равно как и любопытных и жадных до знаний детей и взрослых. Марина Щербинина. Фото Дмитрия Напалкова. |