Дым Отечества |
25 января 2014 года |
Местечко Клуббуике, коммуна Нессеб, Норвегия.../ Семьдесят лет спустя установлено место гибели Героя Советского Союза Василия Дончука
Летчик, Герой Советского Союза Василий Дончук, призывавшийся на фронт из Коми АССР, с 1944 года числился «не вернувшимся с боевого задания». И вот только сейчас, 70 лет спустя, стали известны подробности и место его гибели. Накануне нового, 2014 года сотрудникам «Дыма Отечества» удалось наладить контакты с энтузиастами из Норвегии, занимающимися увековечением памяти советских людей, погибших в годы Второй мировой войны на ее территории. В этой скандинавской стране в последние годы проводится большая работа, связанная с этим: созданы исследовательские центры, выпускаются книги, приводятся в порядок захоронения. Один из исследователей «русского следа» в новейшей истории Норвегии Мишель Стокке и сообщил нам остававшиеся до самого последнего времени неизвестными подробности последнего полета экипажа В.Дончука. Эскадрилья, в составе которой в годы Великой Отечественной войны воевал наш земляк, базировалась в Мурманской области, в поселке с тропическим названием Африканда. Отсюда Дончук и его товарищи совершали боевые и разведывательные вылеты в район норвежского города Киркенес, где гитлеровцы в 1944 году сосредоточили большое количество живой силы и техники, где располагались крупные порты и аэродромы. Сюда, в район Киркенеса, утром 21 октября 1944 года и поднял в небо свой «бостон» командир экипажа Дончук. Дважды за время полета экипаж выходил на связь: в первый раз – невдалеке от города, второй – над одним из фьордов. Третий выход в эфир сопровождался помехами, радист Сергеев успел лишь сообщить, что дымит правый мотор и что взяли курс домой. Но в Африканде тщетно прождали терпящий бедствие самолет. А после месячного ожидания в документах, оформленных на командира и двух членов экипажа, записали: «Не вернулся с задания». Это означало, что все трое погибли. Мишель Стокке со ссылкой на исследователя-соотечественника Руне Раутио сообщал, что самолет под командованием В.Дончука днем 21 октября 1944 года пролетал по маршруту Ивало – Инари – Карасьок – Лаксэльв – Киркенес. Анализируя советские и немецкие архивы и после встреч с несколькими свидетелями, Р.Раутио сделал вывод, что советский самолет был сбит в местечке Клуббуике (коммуна Нессеб). Исследователь встречался с людьми, которые наблюдали, как горящий самолет рухнул в фьорд недалеко от берега. Глубина фьорда в этом месте составляет примерно 40-70 метров. По всей видимости, сбитый «бостон» там остается по сей день. Наш норвежский адресат также проинформировал, что еще один, судя по всему также советский самолет, был сбит в небе над Норвегией чуть раньше, в мае 1944 года. Подробности этого ЧП неизвестны, однако один из летчиков, скорее всего, погибший в этом бою, был похоронен недалеко от города Вадсе, в нескольких милях от места крушения самолета. Р.Раутио в свое время нашел его могилу, но сохранилась ли она до наших дней – неясно. Анна НИКОЛАЕВА. Большую помощь в налаживании контактов с норвежскими исследователями и в переписке с ними оказала заведующая отделом иностранной литературы Национальной библиотеки РК Леонора Давыдова, которой выражаем сердечную благодарность. |