Из первых уст |
29 августа 2013 года |
Владимир Шарков: "Позитивные изменения в школе обязательно проявятся"
Мы уже привыкли, что каждый новый учебный год преподносит очередные новшества. Нынешний – не исключение: с 1 сентября вступает в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». О большинстве изменений все уже наслышаны, но вопросы все же остаются. Что ждет педагогов, учеников и их родителей в наступающем учебном году, мы спросили у министра образования Республики Коми Владимира Шаркова. – Владимир Витальевич, традиционный вопрос в преддверии 1 сентября: все ли учебные заведения республики готовы к новому учебному году? – Согласно приказу Министерства образования РФ срок приемки образовательных учреждений к новому учебному году – 16 августа. В эти сроки успешно уложились 393 школы республики. У 11 образовательных учреждений приемка перенесена на конец августа. Это те учреждения, где заканчиваются капитальные ремонты. – Сколько средств потрачено на эти цели? – Более 800 миллионов рублей на все республиканские школы. Практически половина названной суммы – деньги республики, половина – средства муниципалитетов. Помимо того в консолидированный бюджет входят федеральные субсидии в рамках проекта модернизации общего образования. В нынешнем году заканчивается федеральный проект, но продолжает до 2015 года действовать наша, региональная программа. Кстати, в рамках этой программы мы выделили муниципалитетам субсидии не только на проведение кап-ремонтов, но и на приобретение спортинвентаря, поскольку в прошлом году муниципалитеты упрекали нас в том, что мы унифицировали его закупку. Теперь закупка будет производиться в соответствии с профилем школ. Помимо этого новым технологическим оборудованием оснащены все школьные столовые. Ждем поступления 77 комплектов оборудования для школьных медицинских кабинетов. До 1 сентября в республику поступит 10 новых школьных автобусов, а до 1 октября – еще 14 автобусов. Все учреждения, где не хватало транспорта для перевозки детей, его получат. Что касается капремонта. На прошлой неделе мы с заместителем Главы республики Тамарой Николаевой побывали в физмат-лицее, гимназии искусств имени Ю.Спиридонова и школе-интернате имени А.Католикова и убедились: все сделано на совесть. Особенно изменилась гимназия искусств, учебный корпус которой не обновлялся уже лет 20, если не больше. В обновленные классы будет завезено современное оборудование, закуплена новая мебель. То есть это брендовое учебное заведение становится таковым по сути. Единственное, что не успели сделать – обновить фасады, поэтому на следующий год ремонтные работы будут продолжены. – А как обстоят дела с закупкой учебников? – До конца сентября мы приобретем и поставим в образовательные учреждения порядка 160 тысяч экземпляров учебников. Тем самым полностью будет закрыта потребность начальной школы, как того требуют новые федеральные образовательные стандарты. Кроме того, полный комплект учебников получат 26 пилотных школ, где введены федеральные стандарты по общему образованию. И еще одно важное направление – обеспечение учебниками по коми языку и литературе. Например, потребность в пособиях по изучению коми языка как государственного составляла 13 процентов, сейчас мы ее полностью закрываем. Было много нареканий от родителей по поводу рабочих тетрадей, которые им приходится приобретать на собственные средства. Многие ссылались на закон «Об образовании», но дело в том, что в списке учебных пособий, которые должны предоставляться школьнику бесплатно, рабочие тетради не значатся. Это индивидуальное пособие, которое остается у ребенка, а не передается в библиотеку для многократного использования. Другое дело, если деньги с родителей собирают за учебники. Поэтому мы будем жестко контролировать расходование той субвенции, которая выделяется муниципалитетам на библиотечный фонд в рамках госстандарта. – Образовательные стандарты сейчас ставятся во главу угла. Считается, что если все школы будут им соответствовать, то ученики получат одинаково качественное образование, где бы они ни учились – хоть в элитной гимназии, хоть в рядовой школе на окраине города или в сельской глубинке. Но многие родители почему-то в это не верят и советуют властям «подтянуть» многие школы, прежде чем принимать туда детей по принципу территориальной закрепленности. – Прежде всего мы должны обеспечить ребенку достойное начальное образование, а в дальнейшем он уже сам вместе с родителями решит, где ему учиться в старшем звене школы. Тем более что профильное образование становится приоритетным. Приведу пример. Полгода назад к нам обратился руководитель «Комиавиатранса» Александр Пономарев с предложением открыть в Сыктывкаре летчицкие классы. Мы проработали этот вопрос с администрацией города, и 1 сентября в 12-й и 25-й школах открываются такие профильные классы. Чтобы попасть в них, ребята прошли конкурсный отбор. В дальнейшем они продолжат обучение в специализированных учебных заведениях и пополнят ряды авиаторов, потребность в которых возрастает в связи с расширением летного парка в республике. – И все же, возвращаясь к предыдущему вопросу, очень часто от того, какой задан старт, зависит дальнейшая учеба ребенка. А если в первом классе слабый педагог, то вряд ли у ребенка появится мотивация к учебе. – Конечно, здесь очень многое зависит и от учителя, и от ребенка, и от родителей. Учитель должен «не потерять» то, что было заложено в ребенка в детском саду. Сейчас педагоги проходят необходимые курсы повышения квалификации, которые станут постоянными. Поэтому уверен: позитивные изменения в начальной и средней школе в скором времени обязательно проявятся. Меняется и система аттестации учителей, она будет достаточно жесткой. Даже есть идея ввес-ти некий экзамен для учителей. Поскольку они готовят учеников к государственной итоговой аттестации – ГИА, которая с 2014 года будет проводиться в штатном режиме, и к ЕГЭ, то учителя должны сами уметь отвечать на вопросы этих экзаменов. Я считаю, что учитель, имеющий высшую категорию, за что полагается 60-процентная надбавка к зарплате, должен давать качественные знания, соответствующие его категории. Кроме того, с введением принципа территориальной закрепленности возрастает ответственность администрации образовательного учреждения – все дети, которые придут учиться в эту школу, и их родители должны быть удовлетворены качеством преподавания. – Не хочу никого обидеть, но ведь все «провальные» годы в школы приходили, как правило, отнюдь не сильные студенты педвузов, и вряд ли нынешнее повышение зарплаты сразу сделало их высококлассными профессионалами. – Сейчас заинтересованность в педагогическом труде возросла. Но знаете, с какой проблемой мы столкнулись? Молодежь готова идти в школу, готова поехать в район, вернуться в родной населенный пункт и работать там, но в школе нет мест. Казалось бы, как такое возможно, если в республике более 400 учительских вакансий? Дело в том, что многие из этих вакансий закрываются учителями, которые берут дополнительные часы, и они не хотят их отдавать, держатся за эти места. Педагоги согласны на большую нагрузку, которая сейчас очень хорошо оплачивается. Но надо понимать: есть порог нагрузки, превысив который учитель уже не сможет работать качественно. С другой стороны, когда говорят, что нужно убирать всех стажистов, я категорически против этого. Есть учителя, перешагнувшие 60-летний порог, которые преподают так, что дадут фору молодым. Причем активно используют современные технологии. И есть молодые, которые вроде бы и знают свой предмет, но не способны доходчиво донести знания до учащихся. В школах должны оставаться только такие учителя, которые могут дать высокое качество. – Если воспитанники педагога высшей категории провалили ЕГЭ, будет ли пересмотрена его квалификация? – Мы хотим пересмотреть сам механизм присвоения категорий. В этом году был такой пример: в апреле учителю присвоили высшую категорию, а на выпускных экзаменах большая часть его учеников написала ЕГЭ на двойку. Это недопустимо. То есть мы поставили учителю «знак качества», а качества-то нет. Это говорит о том, что мы недостаточно серьезно подошли к аттестации этого учителя. Когда в 2011 году появилась федеральная нормативная база по проведению аттестации, она, с одной стороны, несколько облегчила нам эту процедуру, с другой – результаты аттестации оказались не всегда соответствующими действительности. Республиканская аттестационная комиссия полагалась только на документы, но за бумагами не видно человека. Поэтому сейчас мы планируем вернуть процедуру аттестации в муниципалитеты, где хорошо знают каждого учителя и его возможности. – С этого года изменились правила поступления в средние профессиональные учебные заведения. Это поможет переориентировать школьников на получение востребованных профессий? – Наши учебные заведения стараются взаимодействовать с работодателями. Мы сейчас максимально приближаем подготовку специалистов в среднем и высшем профессиональном образовании к потребностям экономики. Главное, на что надо обратить внимание учителей, – увязать последующую профессиональную подготовку с единым госэкзаменом. Ведь по выбору предметов, по которым ученик сдает ЕГЭ, видно, куда он собирается поступать. В этом году большая часть выбрала общество-знание. И уже понятно, что выпускники предпочли для себя специальности экономистов, юристов и т.п. Мы должны исправить существующий перекос в пользу одних профессий и ориентировать ребенка, уже начиная с предпрофильной подготовки, с 8-9-го класса. Со следующего года станет штатной ГИА, и здесь возникает ряд вопросов. По ЕГЭ все понятно: ты сдаешь два обязательных экзамена, чтобы получить аттестат, а если планируешь поступать в вуз, сдаешь еще два ЕГЭ по профильным предметам. Как быть в случае с ГИА? После 9 класса ребенок должен идти либо в 10-11 класс, либо получать среднее профессиональное образование. Поскольку мы говорим о профильном образовании в старшем звене, то по идее он должен выбрать профиль и сдавать в 9 классе именно те предметы, которые необходимы будут для продолжения учебы по данному профилю в 10-11 классе. – С 1 сентября в наших школах вводится деловой стиль одежды. Некоторые родители, особенно многодетные и малообеспеченные, переживают, что их семейный бюджет не потянет такие расходы. Будет ли государство помогать этой категории? – Все спрашивают меня, будет ли в этом году государственная поддержка. Пока говорить об этом рановато, потому что в этом году школьная форма пока не является обязательной. Начался переход на школьную форму, и когда будет внесено дополнение в соответствующий закон РФ, который регламентирует ношение школьной формы на региональном уровне, тогда мы издадим свой закон о школьной форме. Вот тогда мы должны предусмотреть в этом законе и гарантии для определенных категорий граждан. Сейчас, насколько мне известно, готовятся предложения со стороны Агентства по социальному развитию о предоставлении помощи нуждающимся. – Владимир Витальевич, Вы уже упомянули, что в республике более 400 вакансий школьных учителей. Глава республики поручил Вам разработать систему, по которой студенты педагогических специальностей, отучившиеся на бюджетной основе, должны будут три года отработать на заранее определенных местах. Как продвигается эта работа? – Речь идет прежде всего о контрактно-целевой подготовке, потому что вернуть распределение и обязательную отработку мы не имеем права, это противоречит российской Конституции, и об этом было сказано на всех совещаниях министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. Поэтому мы должны здесь пойти по другому пути. Возможно, даже минимизировать количество бюджетных мест на некоторые специальности при условии, что на бюджетные места поступали бы те, у кого выдающиеся результаты в учебе. И эти ребята могли бы обеспечить себе право выбора специальности и дальнейшего трудоустройства. А вот тем, у кого результаты не стобалльные, а пониже, предложить поступать на контрактно-целевые места. В этом случае уже заранее известно, что студент должен будет отработать по контракту, который с ним заключен. Но при всем при этом контрактник во время учебы должен получать определенные бонусы в виде дополнительной стипендии либо оплаты жилья. Вариантов много. Мы внесем свои предложения, чтобы следующая кампания по приему абитуриентов проводилась по-новому. Беседовала Галина БОБРАКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Молодежь готова идти в школу, готова поехать в район, вернуться в родной населенный пункт и работать там, но в школе нет мест. Казалось бы, как такое возможно, если в республике более 400 учительских вакансий? Дело в том, что многие из этих вакансий закрываются учителями, которые берут дополнительные часы, и они не хотят их отдавать, держатся за эти места. Но надо понимать: есть порог нагрузки, превысив который учитель уже не сможет работать качественно. |