Культура |
22 августа 2013 года |
Жить вверх и не смотреть вниз/ Участников второго пленэра "Клюква" покорило Онежье
Как мы уже сообщали, со 2 по 11 августа в деревне Козловка села Онежье Княжпогостского района проходил второй международный пленэр визуального искусства «Клюква», итогом которого стала выставка, открывшаяся на днях в Центре культурных инициатив «Юг\р». КАК бы ни старались устроители выставки максимально приблизить экспозицию к атмосфере самого пленэра, сделать это на сто процентов невозможно. Для этого надо хотя бы сутки побывать в Онежье. Чтобы понять, откуда, собственно, что берется. А побывав, вдохнуть напоенного травами воздуха, оглохнуть от вечерних цикад, почувствовать себя ежиками из норштейновского мультика, когда над рекой почти ежевечерне начинает клубиться густой – хоть ложкой ешь – молочный туман. Да, это необычное место, творить в котором – счастье. А главное – ничего не надо придумывать. Здесь есть все: избы, церковь, судьбы, старые дома, звенящие травы, огромное небо, река. Деревенский быт. Аутентичное проживание действительности. Есть пространство, в котором, как обронил кто-то, хочется «жить вверх и не смотреть вниз». На изгибе Выми нечетким контуром выступает храм села Туръя. В этом селе родился знаменитый социолог и культуролог Питирим Сорокин. Кстати, гости пленэра – журналисты и сотрудники Центра культурных инициатив «Юг\р», которые на несколько часов приезжали на четвертый день пленэра в Козловку, могли рассмотреть церковь при десятикратном увеличении в бинокль. Этот бинокль – принадлежность стилизованного вигвама, стоящего на высоком берегу Выми. Вигвам придумал и соорудил из пластиковой пленки Сергей Разманов, или Фан, как его называют друзья. На внутренних стенах вигвама «наскальные» рисунки: охота, рыбалка, леса. Фан, можно сказать, добрый дух пленэра, который вот уже второй год привносит в алгоритм здешнего обитания нечто совершенно свое. К первому пленэру он построил легкую лодочку на пример каноэ, на которой катал по Выми всех желающих, на сей раз – извольте, вигвам – место, в котором можно насладиться одиночеством, укрыться от дождя или, как шутят художники, уйти в другой временной портал. НАПОМНИМ, что идея проводить в этом чудесном уголке республики пленэры родилась не на пустом месте. В первую очередь авторами проекта являются супруги Дмитрий и Ирина Алексеевы, у которых в Козловке находится несколько родовых домов. Здесь они живут с мая по сентябрь. Ирина – мастер по авторской кукле и технике сухого валяния, Дмитрий – известный ухтинский журналист, меценат. Идею пленэра, предложенную ими однажды, подхватили педагоги факультета искусств СГУ, в частности Анжела Разманова, которая и стала куратором проекта, и тогдашний ректор университета Василий Задорожный. По приезде гостей Козловки угощают пряным травяным чаем, к обеду всех ждет вкуснейшая гречневая каша. Но собраться за одним столом и художникам, и тем, кто приехал навестить их, – нереально. Художники творят, прибегают лишь наскоро хлебнуть чайку, за столом не засиживаются. Ловят натуру, пока, не дай бог, не грянул дождь: природа здесь чуткая, все происходит быстро. Впрочем, на четвертый день пленэра уже готово что-то вроде промежуточного вернисажа. Стены изб заменяют стены галереи. Похоже, это лучшее, что можно придумать для картин. НЫНЕШНИЙ пленэр, как мы уже отмечали, был концептуальным. Каждый участник должен был написать свою «Книгу художника». – Каждый за время проживания пленэра прошел свой путь, открыл свой смысл. Это пространство дает возможность остановиться и подумать. А главное – заглянуть в себя. В ритме города это практически невозможно, – отмечает эксперт пленэра, а затем и экспозиционер выставки Ольга Орлова. Каждый – своим путем. Олег Сизоненко, например, известный ухтинский фотохудожник и, к слову, уже известный живописец, построил свою «книгу» величиной в газетный разворот исходя из личного жизненного опыта. На огромном листе – выполненный в плакатном духе автопортрет художника и фраза: «Я забыл, когда, где и с кем все это было, хотя должен бы запомнить на всю жизнь. Как принимали в пионеры… И ту ночь у костра. И день свадьбы. И дни рождения моих детей». При этом автор всю жизнь помнит, что «e=mc2». Итог: «В книге моей жизни всего одна страничка и только одно слово: «сейчас». А вот потрясающе натуральную живописную малину на самом пленэре Олег не показал. Говорит, что при солнечном свете она выглядит не так, как ожидалось. Творил, дескать, в сумеречном пространстве избы. ЛЕГКО узнаются на вернисаже солнечные и будто написанные одним быстрым мазком работы ижевского художника, скульптора, графика, автора многих инсталляций Виталия Окуня. В последнее время художник творит в «реликтовой», как он выразился сам, технике. Но здесь, в Онежье, он становится реалистом. «Здесь настолько самодостаточна природа, что совершенно ничего не нужно придумывать. Все совершенно», – говорит Окунь. Он приезжает без каких-либо заготовок, без осознания, что именно будет писать. Художник ждет открытий и откровений – в себе. Форсаж – так он характеризует свое проживание в Онежье. Состояние взлета, скорости, разгона, вспышки. Тем не менее на выставке в «Юг\ре» помимо реалистичных работ художника появились и работы, свойственные «узнаваемому» Окуню. Это мотивы его будущих иллюстраций к книге Лукреция, которую будет выпускать питерское издательство «Вита Нова». На широких старых досках, найденных художником в старом доме в Козловке и весьма напоминающих старинные прялки, – сплошная эклектика. Это нечто напоминающее одновременно родовые пасы и египетские иероглифы. Между тем это тоже вариант «Книги художника». В отличие от Виталия Окуня вчерашний выпускник факультета искусств СГУ и нынешний москвич, фотохудожник Игорь Попов к пленэру готовился загодя. Несколько десятков люминесцентных ламп привез он в Козловку, чтобы и запечатлеть на фото потрясающее световое шоу-инсталляцию. Напомним, что на прошлом пленэре с помощью желтого скотча он населил внутреннее пространство старого дома солнечными зайчиками. И только настоящие спецы оценили этот шаг, увидев на фото, что эти «зайчики» – не фотошоп, а дело рук самого художника, тщательно подготовившего свой проект. ВАЛЕРИЯ Осташова, к огорчению телевизионщиков, беспрерывно жужжала, работая по металлу. Чудные светильники, изготовленные из старых консервных банок и выброшенного ведра, ждали своего звездного часа. К экспозиции в «Юг\ре» светильники будут выполнять свою прямую функцию: светить и завораживать. Сквозные рисунки на светильниках – фантазии участников проекта, нарисовавших свои контуры. Валерии оставалось изящно вырезать заданный рисунок. Впрочем, легко сказать – вырезать. Валерия работает с серьезными инструментами: сварочным «Горынычем», сверлильным аппаратом, гравером… Она тоже писала свою книгу – хитрым образом, с помощью изъеденного короедами полена, пытаясь создать карту Козловки. Отчасти, надо сказать, ей это удалось. А заглавие книги звучит следующим образом: «Деревня. Обронили. Обрели. Обрамили». Предельно ясно. Обрамили – это о восстанавливаемой церкви в Онежье, о новых строениях Козловки. О поклонном кресте, построенном на месте разрушенной часовни. К пленэру хозяин родового «поместья» Дмитрий Алексеев приобрел электрический гончарный круг и муфельную печь. Два дня преподаватель факультета искусств СГУ, известный керамист Владимир Дурнев обучал его гончарному искусству. Но сам Дурнев к выставке подготовил не керамику, как ожидалось, а графику для будущих керамических тарелок. Эта графика – проиллюстрированный миф об известном коми персонаже – охотнике Йиркапе. «Соскучился по пленэру, – признается Владимир. – Год работаешь в рутине, сам с собой общаешься. А тут такое откровение, гармония, легкость. Все пропорции, объемы, свет – все соблюдено природой, не надо ничего придумывать». СКАЗКУ о козлятах из Козловки сочиняет художник и мастер по авторской кукле Анна Сажина. На момент приезда гостей уже готовы забавные, сшитые из рыхлого, но прочного льна мама коза и два ее малыша, еще не напуганные волком. Удивительную сказку в стихах «Галоша и карман» написала на книге, сшитой из разноцветных лоскутов ткани, молодой живописец из Ярославля Вера Петровская: У калоши сжималось сердце, когда Она смотрела на миску кота… Больше всей жизни калоша наша Любила купаться в манной каше… Писать и «издавать» в одном, но зато дизайнерском варианте детские книжки и книжицы – хобби художницы. В этом таланте ей явно не откажешь. А еще на пленэре она написала удивительную картину «Звезды падают в лодку». Эта работа создана под впечатлением от поездки в соседнюю деревню – Нижнюю Отлу. На пленэре приобщилась к сочинительскому искусству и другая Вера, в каком-то роде муза этого проекта, дочь Ирины и Дмитрия Алексеевых. Вера написала и оформила в книгу сказку «Про девочку, которая расколдовала оленя». Удивительно, но то ли очарование здешних мест, то ли туман, который, по словам Анжелы Размановой, как отдельный персонаж этого проекта направляет мысли художников в иное художественное пространство, но действительно многие участники «Клюквы» открыли для себя новые грани таланта. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Евгении ГАБОВОЙ и Татьяны СПИЦЫНОЙ. |