Общество |
12 апреля 2013 года |
Звездочет из Жуковского/ Наш земляк Евгений Трошев был талантливым живописцем и создателем уникальных телескопов
Е.Трошев. Автопортрет.
Е.Трошев. "По дороге в Шушенское".
«Взял простой карандаш и нарисовал зеленые глаза…» Так восхищенные ученики говорили о своем учителе, профессоре знаменитого московского Суриковского художественного института Евгении Трошеве. Эти же слова стали своеобразным эпиграфом открывшейся недавно в Музее истории просвещения Коми края при Сыктывкарском университете выставки, посвященной памяти Евгения Николаевича Трошева. Наш земляк большую часть жизни прожил за пределами родных мест, поэтому и его имя, и творческое наследие предстоит открыть заново. Самым же удивительным, интригующим в судьбе московского художника с коми корнями можно считать серьезное увлечение астрономией и конструирование телескопов. Не случайно друзья в шутку называли Евгения Трошева звездочетом. Родом из Помоздино Известный российский живописец родился в 1928 году в селе Помоздино. Вскоре после его появления на свет семья переехала в Сыктывкар. Мальчик рос в живой творческой атмосфере, его окружали люди, внесшие немалый вклад в развитие Коми края. Мать будущего художника Александра Александровна Айбабина, с отличием окончив Коми пед- институт, работала в сыктывкарской школе №12. Здесь же учился и Женя. Его однокашник, профессор СГУ Александр Порошкин, запомнил друга постоянно занятым рисованием. Не только школяры, но и учителя уже тогда предрекали мальчику большое творческое будущее. Наверняка в детстве он смог пообщаться и со своим дядей Алексеем Александровичем Айбабиным, активистом краеведческого движения в Коми крае, выпускником Высших юридических курсов. Позднее он возглавлял Представительство Коми АССР в Москве, был репрессирован и расстрелян. Еще в начале 30-х годов получил высшее образование в Москве и отец Евгения, уроженец села Шошка Княжпогостского района Николай Иванович Трошев. С дипломом инженера путей сообщения его направили работать в Госплан Коми АССР. Высокопоставленному специалисту предоставили квартиру по улице Кирова. Его сын впоследствии вспоминал, что отец постоянно пропадал в командировках. Ездил чаще всего на привычном для того времени транспорте – пароходе. Но однажды он вернулся на гидросамолете. Летательная машина приземлилась прямо на Сысоле, недалеко от дома, в котором жили Трошевы. Это невиданное для Сыктывкара событие на всю жизнь запечатлелось в памяти Евгения Николаевича. Николай Трошев, будучи заместителем председателя Госплана при Совнаркоме Коми АССР, был инициатором и активным участником первой конференции по научно-исследовательской работе. Именно на ней в 1939 году была поставлена задача скорейшего создания в Сыктывкаре научной базы Академии наук СССР – предшественника нынешнего Коми научного центра УрО РАН. Уже после войны, в 1946 году, когда в Сыктывкаре оформлялась грандиозная выставка, посвященная 40-летию Коми автономии, Николай Трошев возглавлял выставком. Еще перед началом войны Евгений с матерью после ее развода с мужем очутились в Раменском районе Подмосковья, где проживала сестра Александры Александровны. Эти места, примыкающие к городу Жуковскому, можно сказать, стали второй родиной художника. Здесь он пережил войну, как и все, большую часть времени пропадая на колхозных полях, мерз, голодал. Казалось, на дальнейшей учебе поставлен крест. Но в судьбу сына вмешался переехавший работать в Госплан СССР в Москву Николай Иванович. Он забрал Евгения к себе. Новая семья отца приняла его хорошо, всячески поощряя стремление получить образование. В квартире в Денежном переулке всегда было тесновато от родных и приезжавших из Коми земляков. Многие здесь жили подолгу. Один из родичей, Василий Немчинов, был первоклассным обувщиком и свои изделия поставлял в Кремль. Лучший рисовальщик Отец и предположить не мог, что его сын вознамерится получить, на его взгляд, самую непрактичную специальность. Между тем Евгений отнес документы в академическое художественное училище имени 1905 года. Незаурядные творческие способности проявились уже в дипломной работе Трошева. Живописное полотно «Маяковский в редакции «Окон РОСТА» было признано одним из лучших, теперь оно хранится в Государственном музее В.В.Маяковского на Лубянке. Следующей ступенькой к творческим вершинам стала учеба в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. Этот знаменитый вуз своего талантливого выпускника уже никуда от себя не отпустил. В альма-матер Евгений Трошев стал доцентом, затем профессором, был деканом факультета живописи. И ученики, и маститые художники в один голос называли его «лучшим рисовальщиком» и «московским Чистяковым». Такие эпитеты дорогого стоили. Особенно сравнение с легендарным в конце XIX – начале XX века петербургским живописцем и педагогом Павлом Петровичем Чистяковым. «Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо» – по Чистякову только это и определяло творческую суть настоящего художника. Бдения возле мольберта, этюды на природе, занятия в институте… Всем этим для Евгения Трошева были заполнены долгие годы. А одним из результатов трудов и поисков стала потрясающая выставка «Е.Н.Трошев и его ученики», организованная в 2011 году в Москве на Крымском Валу. К сожалению, самого мэтра в это время уже не было в живых. Но многочисленные гости вернисажа в один голос уверяли: представленные картины достойны «золотых рам». Несмотря на насыщенную творческую жизнь и всегдашнюю занятость, Евгений Трошев не забывал свою родину. В 1985 году в Сыктывкаре была организована его персональная выставка. Многие из 140 представленных работ родились на пленэрах в разных частях республики, куда именитый художник приезжал и один, и со своими учениками. Больше других его манила вымская земля, запечатленная на десятках картин мастера. Не случайно в 1988 году Евгения Николаевича приглашали поучаствовать в подготовке и проведении четвертого республиканского фольклорного праздника, который как раз проходил в Усть-Выми. Ближе к звездам Талантливый человек талантлив во всем. Эти слова в полной мере относятся и к Е.Трошеву. Живописец был, так сказать, по совместительству краснодеревщиком, кроме того, хорошо знал историю и музыку, виртуозно играл на гитаре, интересовался физикой. Но самой большой страстью Евгения Николаевича была астрономия. Это увлечение, можно сказать, предопределил сам город Жуковский, связанный с историей авиации и космонавтики. В честь основоположника современной аэромеханики в 1947 году подмосковный город и получил свое имя. Именно здесь прописан знаменитый ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт. В Жуковском же установлена единственная в мире вертикальная аэродинамическая труба. Жители российского наукограда подсчитали, что из ста тысяч его жителей более тысячи имеют ученую степень. А еще раз в год в Жуковском обязательно проходит крупнейший международный авиакосмический салон. К конструированию оптических приборов Евгений Николаевич пристрастился уже в зрелом возрасте. Все расчеты при создании сверхточных подзорных труб он делал сам. Сам же и искал, подбирал материалы, часто отыскивая их на авиационной свалке вблизи города. Как известному мастеру по созданию телескопов городские власти впоследствии предоставили Трошеву просторное помещение бывшего бомбоубежища. Здесь он обустроил уникальную мастерскую с многочисленными токарными и шлифовальными станками, большинство из которых хозяин мастерской сделал собственноручно. В 1976 году Евгений Трошев изготовил сложнейший механизированный шлифовально-поли-ровальный станок, позволявший делать все необходимые операции по обработке стекольных заготовок для телескопов. Любопытно, что специальные зеркала для своих оптических приборов он научился делать из металла. Именно металл Трошев и шлифовал до стеклянного блеска на станках своего изобретения. Его приборы, позволявшие увидеть вблизи звездное небо, обрели известность и за рубежом. В престижном журнале «Sky & Telescope» была опубликована фотография «левши» из города Жуковского. Увлечение привлекало к Евгению Николаевичу не только коллег и учеников по Суриковскому институту, но и ученых-астрономов. Одна из подзорных труб мастера была установлена прямо на балконе его дома, и каждый из его гостей имел счастливую возможность несколько минут «поплутать» по звездному небу. Обратная сторона этих неповторимых мгновений – ежедневный скрупулезный труд изобретателя телескопов. Добиваясь зеркального блеска металла, Евгений Трошев однажды нечаянно отрезал фалангу пальца. Но и после этого не оставил занятий по созданию новых телескопов. Ветка сирени Космическая тема нашла отражение и в его художественном творчестве. Трошев – автор картины «Группа космонавтов во главе с Юрием Гагариным в Кремле», а также портретов легендарных летчиков-испытателей, Героев Советского Союза С.Анохина, Ю.Гарнаева. Художник и изобретатель ушел из жизни весной 2010 года. Хранителями его богатого наследия сейчас остаются его вдова Ардемиса Аршавировна, сын Андрей и дочь Каринэ. Семья Евгения Николаевича надеется, что власти города Жуковского выполнят свое обещание открыть в мастерской Трошева его мемориальный музей. В городе на всевозможных выставках ежегодно продолжают демонстрироваться и его работы. К примеру, сейчас в одном из художественных салонов Жуковского проходит необычная экспозиция под названием «Сирень». Весь вернисаж состоит из картин разных художников, запечатлевших эти красивые пахучие цветы. Среди них есть и букет сирени, вышедший из-под кисти Е.Трошева. Его живописные работы сейчас хранятся в коллекциях государственных и частных музеев многих российских и зарубежных городов. Есть они и в собраниях художественных хранилищ Воркуты и Сыктывкара. Майя БУРЛЫКИНА, доктор культурологии, Анна СИВКОВА, корр. «Республики». Е.Трошев. Автопортрет. Е.Трошев. «По дороге в Шушенское». Эта картина – дипломная работа художника по окончании им в 1962 году Суриковского института. В 70-е годы автор передал масштабное полотно в Коми обком КПСС. В течение десятилетий картина висела в одном из фойе здания обкома партии, а затем резиденции Главы республики. И лишь несколько лет назад была передана в Национальную галерею РК. |