Общество |
1 февраля 2008 года |
Из Вуктыла в Сыктывкар и обратно/ Кому и по каким критериям сегодня доверяют междугородные автобусные маршруты?
В редакцию «Республики» пришло коллективное письмо, под которым подписались 45 жителей Вуктыла. В письме люди жалуются на трудности и неудобства, которые им приходится испытывать во время поездок по маршруту Вуктыл – Ухта – Сыктывкар и обратно. Приводим выдержку из письма: «Раньше мы ездили на прямом автобусе без проблем. На протяжении 2007 года, когда за обслуживание маршрута взялось предприятие «Ухтаавто-транс», перевозки стали осуществляться автобусами марки «ПАЗ» с жесткими сиденьями... Билеты продают по цене мягкого. Пассажиров обязывают делать пересадку в Ухте на автобус другого предприятия при наличии свободных мест. Если таковых не оказывается, то «пазик» следует с пассажирами до Сыктывкара. Следует учесть, что рейс выполняется в ночное время, расстояние от Вуктыла до Сыктывкара около 550 километров, ехать10 часов... Несколько раз случалось, что, имея на руках билеты, пассажиры не могли выехать из Вуктыла в Сыктывкар, так как автобус из Ухты не приходил, и пассажиров ставили перед фактом отсутствия транспорта непосредственно в момент отправления». Недовольные положением дел, авторы письма считают, что для удобства населения необходимо, чтобы районные власти нашли возможность приобрести автобус, а для обслуживания этого маршрута привлекли местные кадры, как это было раньше. На первый взгляд возмущение вуктыльских подписантов вполне справедливо. Но, разобравшись, услышав мнения всех заинтересованных сторон, приходишь к выводу, что ситуация не так однозначна. По мнению директора ООО «Ухтаавтотранс» С.Маслова, маршрут Вуктыл – Сыктывкар в 2007 году обслуживался автобусами марки «ЛАЗ» вместимостью 41 место, с мягкими откидными сиденьями, управляли автобусами опытные водители, имеющие стаж на междугородных перевозках. За весь период работы не сорван ни один рейс, поясняет С.Маслов. И только в период распутицы на маршруте работали два автобуса: от Вуктыла до Ухты людей перевозил «ПАЗ». Это была вынужденная мера, так как по труднопроходимой дороге в межсезонье автобус повышенной комфортности попросту не пройдет. Далее от Ухты до Сыктывкара ходил комфортабельный «Икарус» с мягкими сиденьями. Что касается стоимости проезда, то до 22 августа прошлого года от Вуктыла до столицы республики можно было добраться за 690 рублей, то есть километр пути стоил 1 рубль 26 копеек при возможно допустимом уровне тарифа в 1,7 рубля согласно утвержденному приказу Службы РК по тарифам. С конца августа стоимость проезда была увеличена до 1 рубля 46 копеек за километр пути. В настоящее время по итогам последнего конкурса обслуживанием этого маршрута занимается ООО «Ухтинские пассажирские линии», ходят автобусы повышенной комфортности «Икарус» и КАВЗ «Аврора», оборудованные телевизорами. По словам С.Маслова, пассажиры благодарят за созданные условия, а жалоба сфабрикована одним из местных перевозчиков, проигравшим конкурс. Ведь ни один факт, изложенный в письме, не подтверждается документально, пояснил директор «Ухтаавтотранса». Наш корреспондент позвонила по представленному в письме контактному телефону. Трубку взяла Татьяна Александровна Бойченко, которая заверила, что занималась сбором подписей, но о сути проблемы, изложенной в письме, больше осведомлен некий Иван Николаевич Батеха. Иван Николаевич в ходе телефонного разговора заверил, что в свое время работал в составе руководства ныне обанкротившегося Вуктыльского АТП и знает о проблеме не понаслышке. Тем более что в 2007 году его сын Василий, который занимается автоперевозками, участвовал в конкурсе, объявленном Минпромэнерго РК. Но к участию в конкурсе допущено было ООО «Ухтаавтотранс». Он, как местный перевозчик, остался за бортом, так как одним из условий конкурсного отбора было наличие 35 посадочных мест, а в «пазике» Батехи-младшего только 30. По мнению Ивана Николаевича, маршрут попросту захвачен ухтинскими перевозчиками, вытеснившими с проторенных путей местных предпринимателей. О каком комфорте может идти речь, если люди мерзнут в автобусах, а в салонах пахнет выхлопными газами. – Если мне не верите, позвоните Ирине Спиридоновой, она докажет правдивость моих слов, – заявил в завершение телефонного разговора И.Батеха. Созвонились мы и с Ириной Владимировной. Она также считает, что уровень обслуживания на маршруте Вуктыл – Сыктывкар оставляет желать лучшего. 11 ноября прошлого года она возвращалась из столицы Коми в Вуктыл. До Ухты автобус доехал без проблем, но затем сломался. В итоге транспортники предоставили автомашину и доставили горе-пассажиров до переправы через Печору. Но на противоположном берегу людей никто не ждал. Пришлось договариваться с проезжавшими мимо водителями автомашин, чтобы доехать оставшиеся 50 километров до Вуктыла. По словам И.Спиридоновой, ситуации, когда самостоятельно приходилось решать, как добраться из Ухты домой, случались неоднократно. По словам заместителя начальника департамента транспорта, связи и машиностроения Минпромэнерго РК Александра Большакова, в письме содержится лишь эмоциональная реакция претендента, не допущенного на конкурс на право заключения контракта на осуществление межмуниципальных пассажирских перевозок, проведенного Минпром-энерго РК. В целом же по обращениям такого рода, когда не указываются конкретные даты и номера автобусов, сложно провести проверку. Маршрут Сыктывкар – Вуктыл является очень сложным в части обеспечения безопасности. Ведь в межсезонье дорога между Ухтой и Вуктылом не позволяет эксплуатировать междугородные автобусы повышенной комфортности, пояснил А.Большаков. Поэтому перевозки осуществляют автобусы «ПАЗ». Учитывая специфику дорожных условий на этом маршруте, на мой взгляд, проведенный конкурс объективно определил перевозчика из Ухты, у которого в наличии имеются автобусы, соответствующие видам перевозок, и имеется возможность оперативно реагировать на изменения дорожных условий, заменять транспорт. Кроме того, согласно действующему законодательству муниципалитеты не могут использовать бюджетные средства для решения вопросов, не входящих в их компетенцию. Поэтому покупать автобус для междугородных перевозок и тем более передавать его в пользование местным предпринимателям муниципалитет не имеет права, считает А.Большаков. По его мнению, приоритетным направлением в развитии межмуниципальных перевозок является создание условий, обеспечивающих прежде всего безопасность пассажиров. И именно в ходе конкурса выявляются отвечающие требованиям безопасности перевозчики, для которых важнее прибыли сохранение здоровья и жизни людей. – Сегодня министерство прорабатывает вопрос об оборудовании междугородных автобусов средствами спутниковой навигации, что позволит в режиме реального времени следить за работой перевозчиков, оперативно реагировать на внештатные ситуации, – заметил Александр Большаков. Времена, когда перевозчиков было пруд пруди и каждый из них конкурировал путем понижения тарифа, ушли в прошлое. Сегодня при конкурсном отборе учитывается наличие производственно-ремонтной базы и медперсонала, водительский стаж работников, лицензирование деятельности. Если раньше кто угодно мог купить «Газель» и эксплуатировать ее до полного износа, то сегодня перевозчики, желающие работать в этом секторе и в будущем, стараются покупать хорошую технику, заботятся об ее состоянии. Для них приоритетом становится не только зарабатывание денег, но и безопасность перевозок, которые жестко контролируются государством. Когда идет слом одной системы и на ее месте выстраивается другая, в любом случае задеваются чьи-либо интересы. Но при этом не стоит забывать, что в конкурентной борьбе за право под солнцем не должен страдать потребитель. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |