Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
1 марта 2013 года

Александр Шилов: "Надо менять систему подготовки спортсменов"

В конце прошлого года кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры СыктГУ, руководитель научно-образовательного университетского центра «Проблемы физиологии и физической реабилитации» 30-летний Александр Шилов получил международную премию «Содружество дебютов-2012». Эту награду он принял из рук председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина
и трехкратной олимпийской чемпионки Ирины Родниной.
Труд А.Шилова посвящен изучению функциональных возможностей организма человека и спортсменов экстра-класса. Чем же наука может сегодня помочь нашим спортсменам?

– Александр, общаясь со спорт­сменами, какие пожелания Вы от них слышите?

– Они интересуются у нас, ученых, что нового появилось в науке, чтобы можно было, с одной стороны, улучшить результат, а с другой – чтобы это не противоречило антидопинговому законодательству. Они заинтересованы в применении наших разработок. Взаимодействие со спортсменами, впрочем, еще только налаживается. Скорее всего, чемпионов, которым помогла наша методика, мы увидим минимум лет через пять. А к Олимпиаде в Сочи России очень тяжело будет набрать сборную, которая сможет конкурировать, конечно, не с китайцами, которые в зимней программе все-таки послабее, но с США,  Канадой, Германией и странами Скандинавии. Но я не считаю, что Россия находится где-то позади. Меня иногда спрашивают: «Почему эти новые методы везде применяются, но только не у нас?» Вопрос риторический, на который я не могу ничего ответить. Надо менять саму систему подготовки спортсменов.

– Раскройте суть Вашего труда. Какие факторы и средства расширения функциональных возможностей Вы там выделили?

– Наша лаборатория уже более десяти лет занимается проблемами адаптации человека в спорте. Иными словами, наша задача – расширить возможности организма спортсмена, чтобы в соревновательных условиях он мог полностью реализовать свой потенциал. Мы работаем, в частности, над тем, чтобы профессиональный спортсмен мог задействовать все функциональные резервы, но в то же время не нанести вреда своему организму, потому что, как известно, физкультура лечит, а спорт, к сожалению, часто калечит. Так вот, наши работы, за что, в общем-то, они и были удостоены награды, посвящены изучению влияния гипоксического фактора. Это фактор, связанный с нехваткой кислорода. Спортсмены по специальной методике, разработанной у нас в университете, проходят курс интервальных гипоксических тренировок. Они дышат газовой смесью с пониженным содержанием кислорода, и через некоторое время их функциональные возможности повышаются. Эти нагрузки позволяют профессиональному спортсмену расширять резервы своего организма. Цикл статей мы оформляем в виде монографии и готовим к выпуску. Результаты этих исследований и отмечены международной премией. Отмечу, что наш метод – цикл гипоксических тренировок – инновационный, именно поэтому он удостоен такого внимания. Сейчас мы пробуем вводить эти разработки в рамках студенческой науки тоже как инновационный продукт и надеемся, что в ближайшее время получим еще одну награду.

– Так эта работа направлена на реабилитацию спортсменов или
на подготовку к соревнованиям?

– В первую очередь наш труд ориентирован на специальную подготовку к конкретным стартам, чтобы именно в определенный момент времени функциональные возможности организма спортсмена были максимально открытыми для реализации его спортивного таланта. Ведь организм любого человека, не важно, спортсмен он или нет, не резиновый: нельзя весь сезон только выигрывать и из сезона в сезон это повторять. Необходимо длительное планирование тренировочного процесса, обязательно сотрудничество с комплексными научными группами. Кстати, это проблема для Коми. Сегодня ни один вид спорта в республике не имеет своей комплексной научной группы, и у тренеров часто связаны руки: они не знают, что происходит с их подопечными.

– А как на практике действует методика, разработанная в вашей лаборатории?

– Испытуемые нами спортсмены проходят через имитацию горных условий. То есть, например, той или иной сборной команде уже не надо будет выезжать на высокогорный сбор, тем более не известно, какие там экологические факторы: питание, вода... Плюс финансовые затраты, потеря времени на переезд туда и обратно. А мы в условиях равнины, в Сыктывкаре, можем позволить спортсменам совершать тренировочный и восстановительный процессы. Они тренируются в обычном стиле по специальной программе и приходят к нам, дышат определенное время газовой смесью, которую вырабатывает аппарат в нашей лаборатории. Это позволяет им улучшать насыщение мышц кислородом и тем самым расширять функциональные возможности. Кроме того, немного изменяется формула крови в лучшую сторону, а с точки зрения нервной системы нами получены результаты, однозначно положительно влияющие на представителей самых различных видов спорта. Но необходимо учитывать, что требуется индивидуальный подбор таких методик для каждого.

Кстати, мы также занимаемся диагностикой раннего спортивного таланта: путем проведения различных тестов можем с большой долей вероятности определить предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта. Спортивный отбор – одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед странами, стремящимися к лидерству на соревнованиях всех уровней. Поэтому мы приглашаем к нам всех молодых людей, ставших родителями и желающих своим чадам спортивного будущего, чтобы протестировать их ребятишек.

– Есть же еще и такой фактор, как гены. Например, реально ли, скажем, нашей сборной по баскетболу когда-нибудь составить достойную конкуренцию темнокожим американцам?

– Вопрос очень дискуссионный. Да, гегемония негроидной расы в некоторых видах спорта присутствует, но считается, что она временная. Ведь в свое время, когда эти спортсмены только «заходили» в некоторые виды олимпийской программы, их никто не воспринимал всерьез. Сейчас отчасти это тоже есть: если взять те же лыжные гонки, то ни один из спорт­сменов негроидной расы, которых пробовали готовить с детского возраста, так и не «выстрелил». Если взять конькобежный спорт, есть лишь один спортсмен – представитель негроидной расы, находящийся в авангарде – двукратный олимпийский чемпион на дистанции 1000 метров 30-летний американец Шани Дэвис...

– Кто из наших спортсменов уже работает по Вашим методикам?

– Сейчас мы прежде всего ориентируемся на детско-юношеский спорт. Для нас интересны молодые спортсмены, которые при выходе во взрослый, профессиональный спорт смогут благодаря нашим методам «выстрелить». Мы не обходим стороной и профессионалов. Например, игроки мини-футбольного клуба «Новая генерация» проходят у нас обследования, мы планируем подключиться к работе с ними и в межсезонье – на восстановительном этапе их подготовки. Сейчас тесно работаем с лыжниками-гонщиками, в частности из ДЮСШ, располагающейся на базе «Северной Олимпии», также методика эффективна в стрелковых видах спорта.

– А ведется ли работа с ведущими лыжниками республики?

– К сожалению, нам трудно сотрудничать со спортсменами уровня первой сборной, потому что они часто находятся в разъездах. Пока работаем в пределах нашей компетенции, например, с теми же студентами бывшего факультета физкультуры и спорта университета – они наши постоянные «клиенты».

– Значит, чтобы проходить эту подготовку, спортсмену необходимо быть в непосредственной близости от лаборатории?

– Пока да, им необходимо посещать именно нашу лабораторию. В перспективе наши студенты
(в будущем, надеюсь, аспиранты) разовьют инновационный продукт, который позволит удаленное использование наших технологий самими спортсменами или их тренерами. Думаю, это вполне реально, и в пределах трех-пяти лет эта инновация выйдет на рынок и будет, на мой взгляд, востребована.

– Эта технология уже запатентована?

– Да, вся эта работа нами проведена, методы используются и широко представлены пока, к сожалению, в большей степени на общероссийской арене, а не в республике. Причем интерес к нашим разработкам не только у профессионального сообщества, но и у медицины, которая нам очень близка в теоретическом и практическом плане.

– Какие оценки дают Вашей методике спортсмены, которые уже получают эту помощь?

– Применение таких методов требует глубокого научного познания, потому что нельзя конъюнктурно поступать в науке. Необходимо опытным путем проверять разрабатываемые нами гипотезы. Сейчас этот этап у нас уже позади, результаты положительные, мы минимизировали всевозможные погрешности, которые могут оказывать отрицательное влияние на организм. Да и спортсмены, показывая высокие результаты, еще раз подтверждают гипотезы, которые мы пытаемся из фундаментальной науки переложить в практику.

– С чем, по Вашему мнению, связано столь долгое отсутствие олимпийских чемпионов в Коми? Школа олимпийского резерва есть, а олимпийских чемпионов нет. В советское время наших лыжников знали во всем мире, хотя у них не было таких условий для тренировок, какие есть сейчас...

– Вопрос преемственности поколений между Советским Союзом и молодым российским спортом очень больной. Конечно, этот провал связан как раз с отсутствием преемственности. Кроме того, демографический и экологический факторы также не всегда положительно могут влиять на результаты спортсменов. В массовом спорте необходим качественный первичный отбор, чтобы в общем количестве детей находить и взращивать те самые единицы, которые в будущем смогут стать олимпийскими чемпионами. Спортивный отбор и спортивная ориентация находятся сейчас в республике, к сожалению, не на высоком уровне. Думаю, это главная причина отсутствия в Коми чемпионов. Многое зависит и от мотивации спортсменов, если где-то есть лучшие условия, то человек волен сам выбирать, где ему проживать и тренироваться, за сборную какого региона выступать. Поэтому нам необходимо создавать эффективные условия для тренировок и, самое главное, для восстановления. Ведь спортивная карьера – это очень короткий промежуток жизни. Сейчас в республике спортсмен-профессионал думает в первую очередь не о том, как ему выиграть олимпийское «золото», а как прокормить семью. К сожалению, вопрос мотивации поэтому у нас сейчас открыт.

– Спортсмены из Коми все чаще устремляются на юг. Скажем, воркутинец Аркадий Вятчанин долгое время тренировался в Таганроге, а сейчас вообще уехал в США…  Там же тренируется и Александр Сухоруков. Может быть, суровые климатические условия как-то негативно влияют на результаты? Опорными видами спорта в Коми были названы бокс, тяжелая атлетика, плавание и лыжные гонки. А с точки зрения науки у нас на севере, может быть, лучше развивать какие-то другие виды?

– На мой взгляд, все эти четыре вида спорта могут эффективно развиваться в республике. Скорее всего, главенствующую роль в переезде топ-спортсменов играют бытовые условия. Я считаю, что в Коми создан тот фундамент, на базе которого можно готовить олимпийских чемпионов. По крайней мере, в этих видах спорта точно. Климатические условия опосредованно, конечно, влияют, но я бы так сказал: чем сложнее в тренировочном процессе, тем лучше будет результат на соревнованиях. Практика уже не раз доказывала, что даже самые прекрасные условия не всегда дают соответствующий результат. В качестве примера можно привести сборную России по футболу, для которой создали все условия, а результата не было. А вот в пляжном футболе мы всех уже переигрываем, невзирая на климатические особенности страны.

– Вообще, насколько часто спортивные функционеры, определяющие политику развития спорта, советуются с вами, учеными?

– Взаимодействие должно быть не только со спортивными функционерами, но и с практиками, с тренерами. До последнего времени это взаимодействие осуществлялось крайне редко, но могу сказать, что в течение последних двух-трех лет оно налаживается. Нас уже приглашают для участия в коллегиях, в заседаниях круглых столов, перед нами уже поставлены четкие задачи, что очень радует. Эти задачи, думаю, научный потенциал республики в состоянии решить. Но пока это взаимодействие все-таки недостаточное. В планировании и подготовке спортсменов высочайшего уровня необходимо большее участие науки.

– Какими видами спорта увлекаетесь лично Вы?

– В молодости я занимался лыжными гонками, был кандидатом в мастера спорта. Именно это во многом и предопределило разработку методик, адресованных в первую очередь тем видам спорта, которые связаны с проявлением выносливости в так называемых лошадиных видах спорта. Это внутренняя мотивация, растущая из моего детства и юности.

К сожалению, времени очень мало, но нельзя быть сапожником без сапог, стараюсь и следить за выступлениями ведущих спортсменов, и выходить на лыжню. В частности, чтобы опробовать на себе методики, которые мы разрабатываем.

Ярослав СЕВРУК.

Фото Алины ЛАТЫНСКОЙ.

 

Нам необходимо создавать эффективные условия для тренировок и, самое главное, для восстановления. Ведь спортивная карьера – это очень короткий промежуток жизни. Сейчас в республике спортсмен-профессионал думает в первую очередь не о том, как ему выиграть олимпийское «золото», а как прокормить семью.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №36 (4913) - 1 марта 2013 года

Афанасий Габов: "Биатлон на лямпах - это не фантастика"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 36 (4913)
1 марта 2013 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»