Общество |
1 февраля 2013 года |
У кого просить помощи?
Первый вопрос, который возникает у гражданина, столкнувшегося с кознями ЖКХ: «У кого просить помощи?» Должна же быть специальная структура, где все разъяснят, решат все вопросы, помогут средства вернуть и виновных наказать? На волне этой народной потребности при разных организациях, политических партиях, общественных объединениях периодически создаются различные комиссии, приемные, консультации. Иногда такие структуры создают на краткий период, с определенной целью. Например, 25 октября прошлого года в прокуратуре Коми была создана временная приемная по вопросам исполнения законодательства и соблюдения прав граждан в сфере ЖКХ, которая проработала чуть больше месяца. Как пояснили в ведомстве, сделано это было с целью подготовить «срез проблемы» – понять, что в области ЖКХ жителей республики беспокоит больше всего, чтобы потом обсудить это на оперативном совещании в Северо-Западном федеральном округе, которое проводил генеральный прокурор РФ. Обращений было не так уж много – всего 26 (11 из них по оплате общедомовых нужд). В прокуратуре невысокую активность посетителей связывают с тем, что ведомство до этого уже провело масштабную консультационную работу. В частности, были разработаны образцы исковых заявлений, брошюры, где ответы на коммунальные вопросы излагались максимально доступным языком. Совместно с представителями Ассоциации юристов России сотрудники прокуратуры объехали несколько районов Коми, участвуя во встречах с населением. Кроме того, в 2011 году Прокуратура РК активно взаимодействовала с комиссией по ЖКХ, созданной политсоветом Коми регионального отделения «Единой России». Вышеупомянутая парткомиссия была создана 27 июня 2011 года, в связи с тем что 80 процентов обращений в общественные приемные партии были связаны как раз с вопросами ЖКХ. В муниципалитетах выбрали общественных инспекторов, которые принимали жалобы от населения. Затем комиссия выезжала в тот или иной район, проводила прием граждан, разбираясь с вопросом при помощи представителей местных властей, прокуратуры, жилищной инспекции. Как пояснили в региональном отделении партии, комиссия работает и сейчас. Обращения принимаются по телефону, граждан консультируют, а в вопиющих случаях – когда права человека явно нарушаются, комиссия разбирается в проблеме с привлечением специалистов из соответствующих органов. С ноября прошлого года вопросами ЖКХ занимается и комиссия по экономическому развитию Общественной палаты РК. В ближайшее время члены комиссии собираются организовать встречу с председателями ТСЖ, обсудить вопросы оплаты коммунальных услуг. Эксперт палаты адвокат Юрий Строганов ведет прием граждан на базе Общественной приемной при Главе РК. По его словам, вопросы, касающиеся ЖКХ, в основном двух типов. Первый – жалобы на неисполнение управляющими компаниями договора с жильцами. – Например, не вывозят мусор своевременно, двор не чистят, а деньги за это берут. Потом в суде смотреть на представителей компаний жалко, как они крутятся-вертятся, а доказать, что услугу оказывали, не могут, – рассказывает адвокат. – Второй блок вопросов связан с тем, что 354-е постановление с сентября заработало, и в счетах появилась плата за общедомовые нужды. Почему-то у нас в расчетах ЖКУ за последние годы уже третье изменение: сначала корректировки в квитанциях, потом коэффициенты, теперь ОДН. Люди не понимают, откуда цифры в счетах берутся, возмущаются. Сначала объясняю, что расчет ОДН по площади квартиры – это законно, так Правительство РФ решило (хотя сам лично я считаю, что нельзя «привязывать» к квадратным метрам то, что течет, греет и светит). Потом разбираемся, на каком основании управляющая компания выставила ту или иную сумму за ОДН (для этого жилец должен потребовать у УК предоставить все расчеты). Иногда интересные вещи выясняются: то площадь дома завышена, то указаны показания прибора учета, который на самом деле не установлен. |