Общество |
23 ноября 2012 года |
Секреты председателя/ Как превратить обычный дом в образцово-показательный?
Жильцы дома своего председателя очень ценят и говорят, что с этой должности ее не отпустят ни за что.
Если попросить председателей ТСЖ и руководителей управляющих компаний рассказать, с какими проблемами чаще всего они сталкиваются, картина получится общая: жилфонд требует ремонта, а средств нет, жильцы задерживают платежи, хороших дворников и уборщиц днем с огнем не сыщешь… Однако бывают и совершенно нетипичные ТСЖ, где и проблем вроде бы никаких нет. Исходная ситуация Сыктывкарское ТСЖ «Коммунистическая, 64» называют образцово-показательным. Типичная пятиэтажка-«хрущевка» 1972 года постройки на 119 квартир, но при этом кровля там не течет, в подвале идеально сухо и грызунов с комарами в помине нет. В подъездах чистота идеальная, двор облагорожен, стыки между панелями отреставрированы. И при этом жильцы клянутся, что платят за все это меньше, чем в соседнем доме-близнеце. Между тем девять лет назад дом № 64 был далеко не образцовым. Проблем хватало, а однажды в середине лета здесь отключили воду. Жильцы стали звонить в горводоканал, и там объяснили, что за домом долг порядка 200 тысяч. Случилась мини-революция, избрали нового председателя – совсем недавно переехавшую сюда Ирину Сюрвасеву, которая по собственному почину активно бегала по инстанциям, разбираясь, что нужно сделать, чтобы в дом вернули коммунальные блага. Инженера-технолога молочной промышленности уговорили побыть председателем хотя бы временно. Она на тот момент сидела в отпуске по уходу за ребенком, согласилась… И в результате окончательно переквалифицировалась в управдомы. Как же Ирине Сюрвасевой удалось за несколько лет навести порядок в своем непростом доме? Проблема первая. Как обеспечить учет воды? Головная боль каждого управдома – непрописанные жильцы. Зачастую бывает так, что в квартире не стоит счетчик на воду, официально в ней зарегистрирован один человек, при этом живут там пятеро и воду льют от души. Начислять за ресурс приходится по нормативу, а общедомовой прибор учета показывает потом десятки «лишних» кубов, плату за которые приходится раскидывать между всеми жильцами. – У нас такой проблемы нет, потому что абсолютно во всех квартирах стоят счетчики на воду, – говорит Ирина Сюрвасева. – Сделали мы это в течение 2006 года, так что избежали недавней волны недовольства в связи с корректировками. Как добились? Распределяли «ничейную» воду по квартирам, люди приходили, возмущались. Я всем подробно объясняла, откуда эти кубы берутся. В результате те, у кого число проживающих совпадало с прописанными, счетчики поставили, потому что поняли, что так дешевле получается. А на тех, у кого в квартире незарегистрированные жили, соседи нажали: «Не хотим за вас платить!» Одно время мы практиковали и такое: брали объяснения у соседей-очевидцев, что фактически в той или иной квартире проживает больше, чем зарегистрировано, и выставляли счета не по прописке, а по факту. Через полгода счетчиками обзавелись все! Несколько квартир в доме сдаются в аренду, но, как говорит председатель ТСЖ, проблем с этим нет. – Я всех собственников знаю, поэтому, если в какой-то квартире меняются жильцы, сразу прошу сообщить мне, кто там будет жить, их телефоны, где их можно найти, если дома нет, – говорит Ирина Альбертовна. – Так что все под контролем. Были, конечно, проблемы, когда одну квартиру посуточно сдавали, и от этого люди страдали. Являются среди ночи какие-то подозрительные граждане с коробками, шумят. Вдруг террористы? Мы тогда разве что до ФСБ не дошли, чтобы это прекратить. В полицию обращались, с собственником разговаривали… Добились, что квартиру теперь сдают семейным, жалоб от соседей нет. Проблема вторая. Как сэкономить электроэнергию? Во всех подъездах дома № 64 установлены энергосберегающие лампы. В 2007 году на общем собрании приняли решение поменять проводку, а заодно и лампы нового типа ввинтить. И не пожалели: по словам И.Сюрвасевой, по сравнению с обычными лампочками это дает экономию порядка 40 процентов. – Но тут есть большая проблема. Пока ни одна из этих лампочек не перегорела, но скоро начнут. А выкидывать их на помойку нельзя, там ртуть, нужно утилизировать. А это сделать негде. Уже не первый год об этом на планерках в мэрии говорю. Обнадеживают, что вот-вот этот вопрос решат, уже соответствующий документ разрабатывается… Уже и в управление ГО и ЧС обращалась. Можно к ним сдать, но доставлять придется за свой счет. И что, по одной лампочке на утилизацию возить по мере перегорания? Или в ящик их собирать и хранить? Сами видите – негде. Действительно негде, лишних нежилых площадей у ТСЖ «Коммунистическая, 64» нет, офис Ирины Сюрвасевой – каморка, в которой дворник хранит свой инвентарь. Едва помещаются маленький стол и пара стульев. Так что многие бумаги, необходимую литературу, которой управдому приходится перелопачивать горы, приходится складировать в собственной квартире. А что делать, если работа все равно круглонедельная и круглосуточная: позвонить жильцы могут и в семь утра, и поздним вечером. Проблема третья. Как защитить подъезды от посторонних? – Бывало, что аварии среди ночи случаются. Не часто, к счастью, но… Обращаются ко мне, я сантехника или электрика вызываю, они у нас по договору работают, – рассказывает И.Сюрвасева. – Иногда звонят, потому что кто-то посторонний в подъезд забрался: бомж переночевать решил или молодежь выпивает, мусорит. У нас все подъезды на домофонах – тоже установили общим решением, но все же прорываются иногда. На каждом собрании предупреждаю: «Не открывайте дверь кому попало, даже если говорят, что почта, – у почтальонов ключи есть!» Но некоторые сердобольные пускают, а потом жалуются, что сектанты по квартирам ходят, мошенники «волшебное» медоборудование продают. Из-за последних даже с полицией связывалась, заявление писала. Теперь самые бдительные бабушки мне перезванивают: «Ирина, тут мужик какой-то просится, говорит, что кабельщик, разберись, кто такой!» Довольно просто удалось решить вопрос чистоты в подъездах: нашли желающих работать уборщицами прямо по месту жительства. Четкого графика нет, поскольку уборщица сама в этом же подъезде живет, она его периодически обходит, проверяет, все ли в порядке, если нет – прибирает. Дворников нанимают по рекомендации знакомых – непьющих и старательных. Проблема четвертая. Как навести порядок во дворе? Впрочем, есть проблема, с которой Ирина Сюрвасева справиться пока не в состоянии: подъехать к дому на легковой машине можно, только скребя днищем по колдобинам, – дорога во дворе совершенно «убитая». – Уже и не знаю, что с этим делать! В программу ремонта дворов этим летом не попали, хотя уже четыре года просимся, – говорит председатель. – Были согласны и на условиях софинансирования, и подрядчиков сами находили... Даже тротуары за свой счет уже заасфальтировали. Надеемся, что в следующем году сделают нам асфальт. Силами товарищества во дворе была устроена автостоянка. Отсыпали часть территории асфальтовой крошкой, собрали автовладельцев, чтобы те решили, кто и где будет ставить свою ласточку. В общем, навели порядок. Хотя недоразумения случаются. – Бывает, звонят: «Он на мое место машину поставил!» – рассказывает И.Сюрвасева. – Я тогда говорю, что не маленькие уже мальчики, могут и без меня разобраться, куда машинки ставить. В конце концов, что-то без меня решить можно? Гордость двора – детская площадка, устроенная в складчину с двумя соседними домами. Кстати, песочница на ней играет роль почти стратегическую: осенью из нее забирают весь песок, как раз хватает, чтобы всю зиму в гололед посыпать дорожки. А весной привозят новый, чистый песок. Проблема пятая. Где найти средства? На какие средства дом № 64 по Коммунистической ухитряются так хорошо содержать? Два раза делали капремонт – меняли инженерные системы и кровлю на условиях софинансирования. 5 процентов от жильцов, остальное – от властей. С квартир в зависимости от метража тогда собирали до 600 рублей. Некоторым эта сумма показалась большой, но председатель убедила, что пять процентов – это не сто, а крышу менять надо. Кстати, пока чинили кровлю, председатель, по ее словам, «все лето жила на этой крыше, по пять раз на дню туда лазила». Сделали очень хорошо. А вот домофоны, новые козырьки над входами, ремонт в подъездах, проводка, заборчики вокруг клумб – все за счет жильцов. Зачастую хватает средств, собранных на общедомовые нужды (сейчас это 16 рублей с каждого квадратного метра жилплощади ежемесячно), иногда приходится добирать, но суммы не слишком большие. Сейчас, по новым правилам, нужно еще будет собирать взнос на капремонт. – Пока неясно, будут эти деньги идти в общий республиканский котел или же ТСЖ разрешат их собирать на свой расчетный счет. Надеюсь, что разрешат. Мы столько лет содержали дом за свой счет, а теперь должны скидываться для тех, кто этого не делал? – рассуждает председатель. – А дому нашему сорок лет, так что капремонт еще будет. Проблема шестая. Как справиться с «неудобными» правилами? К 354-му постановлению с новыми правилами оказания коммунальных услуг у Ирины Сюрвасевой отношение двойственное: «Думаю, по городу пройдет волна негатива, поскольку очень сильно повышается плата за общедомовые нужды. Наш дом это не затронет, а вот другие, где общедомовых приборов учета нет, – еще как! А еще, по новым правилам, как только человек оплачивает «коммуналку», эти деньги надо сразу переводить ресурсоснабжающим организациям. И что, каждый день будем по два-три платежа получать и раскидывать: за воду, за тепло? Так мы на платежках разоримся. Я эту ситуацию упредила, написала в водоканал и ТГК-9: «В связи с тем, что мы добросовестно выполняем обязательства, прошу разрешить переводить платежи один или два раза в месяц». Водоканал на второй день согласился подписать такой документ, ТГК-9 тоже «за», но пока разрабатывают общий проект соглашения. Ресурсникам ведь тоже неудобно получать платежи каждый день: замучаются с актами сверок. Чем хорошо 354-е постановление, так это тем, что мы теперь имеем право платить только ту сумму, которую с жильцов собрали. Недобрали – больше с нас требовать не должны». Проблема седьмая. Как справиться с неплательщиками? Между тем собираемость платежей в ТСЖ, которое возглавляет Ирина Сюрвасева, – многим на зависть, фактически стопроцентная, долги только у одной квартиры. – Сначала и у нас было много должников, ходила в суд, к приставам, как на работу, теребила их, сама находила, где работают неплательщики. За два года справились, – делится опытом И.Сюрвасева. – А еще мы листовки вывешиваем на подъездах, пишем, что от платежей зависит жизнь нашего дома, к сознательности призываем. И на каждом собрании это говорим. Но такими методами пользуются и в других ТСЖ и УК, почему здесь это работает, а где-то не очень? Наверное, еще и потому, что каждого жильца Ирина Сюрвасева знает в лицо, как его зовут, в какой квартире он живет, и лично с кем-то пообщаться, если надо, для нее не проблема. И это действительно так: стоя у подъезда, управдом кивала на гуляющих во дворе мам с колясками, пенсионеров, идущих из магазина, и называла, в каком они подъезде живут, как давно, фамилию, имя и отчество и так далее, вплоть до клички домашнего питомца. – Это еще что, – смеется И.Сюрвасева. – Я многих уже по голосу узнаю, когда звонят! Анна ПОТЕХИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |