Культура |
13 июля 2012 года |
Костры не гасли до утра/ В Ижме прошел народный праздник "Луд"
Республиканский народный праздник «Луд» прошел на минувшей неделе в Ижемском районе Коми уже в седьмой раз. Коми-ижемцы изо всех уголков республики, из Сибири, с Кольского полуострова, Ямала собрались на праздник на своей исторической родине. В этом году на «Луд» приехало примерно полтора десятка фольклорных коллективов из Нарьян-Мара, Салехарда, из ряда районов республики. Впервые на празднике выступили не только ижемцы, но и гости из Корткеросского и Сыктывдинского районов. На празднике впервые побывал и Глава РК Вячеслав Гайзер. Вместе с ним в Ижму приехали его заместитель Константин Ромаданов, министры культуры, образования и национальной политики, другие официальные и неофициальные лица. На два дня праздника в Ижме собралось несколько сот гостей. Вчера и сегодня Наверное, стоит немного рассказать об истории праздника. Еще в позапрошлом веке ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). Назывался народный праздник «Луд» (в переводе с коми – «луг»). Но в середине 1930-х годов, в разгар борьбы с «пережитками прошлого», традиция прервалась. Попытки возобновить гулянья были предприняты только в 1997 году. Регулярно проводить «Луд» стали с 2004 года. В 2005-м праздник получил статус республиканского. Праздник «Луд» сегодня называют одним из современных ижемских брендов. Но своими корнями он уходит в языческие времена. «Луд» – это своего рода поклонение солнцу, природе, воде. Здесь и хороводы в виде солнца, и обычай сбора ижемских воды и земли. Есть и некоторые отличия современного и старинного «Луда». Раньше каждое село или деревня проводили свой «Луд» в разные дни, а современный праздник проходит в первые выходные июля – в канун сенокосной страды. Сменилось место проведения праздника. Когда-то он проходил на большом острове напротив села Ижма в междуречье Ижмы и Курьи, плыли туда на лодках. Сейчас выбрали более доступное место – заливной луг на левом берегу реки Ижмы, рядом с мостом, ведущим в зареченские села. До революции праздник начинался с того, что перед гуляньем молодые парни прогоняли вокруг луга табун лошадей. Этот обряд должен был уберечь остров от нечистой силы, а заодно лошади вытаптывали неровности на земле. Сегодня эта традиция преобразовалась в спортивные конные скачки, в которых участвуют как парни, так и девушки. Прежде от каждой деревни шло праздничное шествие на место проведения «Луда». Сейчас из дальних сел приезжают на машинах и лодках. Но сохранилась главная особенность «Луда»: здесь нет зрителей, а каждый становится участником древнего обряда встречи солнца и поклонения ему. Все разводят костры, готовят пищу, играют, поют, танцуют. Даже городская молодежь приезжает на праздник, который заканчивается этнодискотекой при свете костров и восходящего солнца. Костры на лугу горят всю ночь, и только утром народ расходится по домам. Привидение таксы в китайском доме В этом году праздник начался утром 6 июля экскурсией «Шöр туй кузя» («По улице центральной»). Об истории главной улицы села – Советской, которая до революции называлась Шöр туй, гостям села рассказала экскурсовод местного музея Анна Истомина. Экскурсии по улице здесь начали проводить пару месяцев назад, и они пользуются большим интересом как у приезжих, так и у самих ижемцев. Оказывается, каждый дом имеет свою историю. Особенно меня поразил рассказ про неизвестного китайского чиновника, который до революции имел в Ижме свой дом, проводил здесь все летние месяцы, привозил на Север китайские товары. А на чердаке его дома обитало привидение… таксы. Поэтому перед своим приездом китаец давал указание изгнать «собачий дух» холостыми выстрелами из ружья. Впрочем, помимо таксы в этом доме было много и других духов, поэтому дом называли «урэса керка». Внутри дома тянулся длинный темный коридор, который почему-то внушал страх. Сейчас на месте китайского дома построено здание нарсуда. Богатые жители улицы любили мостить свои дворы булыжниками, а после революции во дворе некоторых домов были зарыты клады. Все сохранившиеся старинные дома – двухэтажные, с просторными мезонинами. Свой рассказ об улице экскурсовод сопровождала показом фотографий дореволюционной Ижмы. Кстати, первый фотограф села – Сорокин также жил на главной улице. Добавим, что к празднику в Ижемском районном историко-краеведческом музее открылся сразу ряд выставок. Вдоль по улице Вячеслав Гайзер приехал в Ижму ближе к полудню, и к этому времени на улице Советской уже развернулись выставки местных мастеров, на площади перед Домом культуры начались разнообразные мастер-классы. Здесь же представляли свои работы самодеятельные художники. Перед памятником Ленину проходила выставка старинных самоваров. Здесь же можно было продегустировать чаи с разными травами и ягодами. В этом году на празднике было представлено много частных коллекций. Кто-то собирает пуговицы, кто-то календарики, марки или старинные монеты. Были коллекции старинных чемоданов, стульев, зеркал. Многие ижемцы представили свои собрания с фантазией. Коллекции чемоданов и саквояжей представлял Остап Бендер, а вещей советской эпохи – девочка в школьном костюме пионерки. Из поселка Том привезли гигантский белемнит и окаменевший позвонок загадочного вымершего животного. Вдоль всей улицы расположилась выставка декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. У местного мастера Дмитрия Артеева Вячеслав Гайзер купил вырезанную из дерева подкову с надписью «Луд». Сдачи не нашлось, и мастер посоветовал Главе купить пару подков. Но тот все-таки ограничился одной. Затем Вячеслав Гайзер приобрел несколько детских поделок, а Игорь Норкин купил связку пестрых поясов-оберегов в подарок гостям. – Праздник «Луд» является уникальным памятником коми истории и ижемской культуры, – отметил Вячеслав Гайзер на открытии. – Приятно видеть среди участников сегодняшних действий много молодых людей, это значит, что народная традиция Ижемского района живет и передается из поколения в поколение, и это очень радует. Ночь на лугу В пять часов пополудни на лугу прошли конные скачки. Среди всадников были дети и одна девушка. Большинство участников гонки скакали без седел. В восемь часов вечера по главной улице Ижмы прошли с песнями и танцами все собравшиеся коллективы и участники обряда. В масштабном шествии «Ижемские вöрöта», которое растянулось на несколько километров, участвовало более тысячи человек. Практически все женщины были в старинных парчовых сарафанах, которые передаются из поколения в поколение. Вечером на свежескошенном лугу загорелись родовые и семейные костры. Все деревни и села «возвели» свои небольшие подворья – «сикты». У каждого была своя изюминка. Сизябск – традиционно оленеводческое село – представлял чум, на ластинском подворье можно было пострелять из лука и метнуть копье в мишень. Это связано с тем, что в Ласте много охотников, и именно там уже несколько лет проводится ижемский День охотника. Мохча и Гам славились хорошими лошадьми. Поэтому возле подворьев этих сел было много всадников. Начался «Луд» с представления всех его участников. Сцена была сделана в виде солнца, от которого лучами вытянулись все коллективы района. После общего хоровода прошел «хоровод невест». Нарядных девушек выводили на сцену и расписывали все их таланты и достоинства, демонстрировали рукоделия и кулинарные творения. Все девушки пели и танцевали. Всего зрителям представили семь невест – школьниц и студенток. Всех дольше на праздник пришлось добираться девушке из Кипиево. Она рассказала, как плыла четыре часа на лодке по реке Печоре и еще несколько часов ехала на автобусе. Есть и еще один обряд, связанный с «Лудом». На этом празднике встречаются ижемцы, чьи предки-оленеводы в поисках новых пастбищ разъехались по всему Северу – от Финляндии до Ямала. Их потомки берут саженец черемухи с малой родины, ижемской земли, и сажают дома. Саженцы раздают в горшках, земля в которых собрана со всего района, а политы они водой, также привезенной изо всех сел и деревень. Ночью солнце практически так и не ушло за горизонт. Далеко за полночь «Луд» перешел в этнодискотеку, которая длилась до шести утра. В этом году для гостей праздника впервые работал палаточный кемпинг, где можно было переночевать. Только вот спать в эту ночь никому не хотелось, поэтому палатки пустовали до самого утра. Артур АРТЕЕВ. Фото автора. |