Дым Отечества |
28 апреля 2012 года |
Еще один Зеленков из рода Бенуа/ Он проектировал лесопромышленный комплекс в Сыктывкаре
На открытии в Сыктывкаре выставки итальянского художника с русскими корнями Александра Бенуа ди Стетто осенью минувшего года кто-то из присутствовавших предположил, что наверняка кто-нибудь из большого, разветвленного клана Бенуа бывал в Коми. Предположения были небеспочвенны: многие представители знаменитой творческой династии пострадали в годы сталинизма, отбывали лагерные сроки. Так и оказалось. Художником Абезьского лагерного театра в 40-е годы работал Дмитрий Зеленков, родной племянник известной русской художницы Зинаиды Серебряковой, потомок рода Бенуа по материнской линии. О трагической судьбе Дмитрия Владимировича рассказала публикация «Зеленков из рода Бенуа» («Дым Отечества», 25.02.2012 г.). Лишь вскользь, несколькими предложениями, в ней было упомянуто, что в годы сталинских репрессий пострадал и родной брат художника Д.Зеленкова – Александр. Оказалось, что и он имеет прямое отношение к Коми республике. Более того, именно под его руководством осуществлялось проектирование «гиганта на Вычегде» – Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. С кланом Бенуа – Лансере мое знакомство произошло еще в раннем детстве. В первом же посещенном мною музее в Великом Устюге восторг вызвали миниатюрные скульптуры анималистического содержания, автором которых являлся Е.А.Лансере. Но никак не мог себе представить, что позднее в течение многих лет придется работать бок о бок и тесно общаться с внуком знаменитого скульптора – Александром Владимировичем Зеленковым. Еще несколько штрихов, предшествовавших нашему знакомству. С 1957 года я начал собирать «домашнюю третьяковку» – репродукции картин русских, советских, зарубежных художников. В этом собрании со временем появились и подборки репродукций А.Н.Бенуа, Е.А. и Е.Е.Лансере, З.Е.Серебряковой. Как-то в Ленинграде, недалеко от Мариинского (в то время еще Кировского) театра, увидел мемориальную доску, на которой упомянутые фамилии были указаны вместе. Оказалось, свела их общая квартира-музей. Увы, время не позволило тогда зайти туда, познакомиться с экспозицией. А в следующий приезд в Питер музея там уже не оказалось, его, по рассказам, перевели в Петергоф. Как-то случайно в руки попал двухтомник А.Н.Бенуа «Мои воспоминания». Помню, читал книгу взахлеб несколько ночных часов. Но дочитать ее так возможность до сих пор и не представилась. Но даже поверхностное знакомство с этой замечательной книгой сподвигло сделать схему родословной Бенуа. А вскоре после этого, если даже не раньше, на служебном поприще я и повстречался с живым представителем знаменитого рода. Александр Владимирович Зеленков в 1960-1980-е годы работал главным инженером проекта в генеральном проектном институте «Гипробум», находившемся в Ленинграде. Именно ему довелось организовать всю работу по проектированию Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, в его руках была сосредоточена организация работы не только многотысячного коллектива «Гипробума», но и множества субподрядных проектных организаций. Все сообща они воплотили в жизнь первую, очень важную составляющую строительства ЛПК – подготовили проектную документацию. Следует пояснить, что первым главным инженером проекта строительства СЛПК был Н.Н.Тюрнин, в «Гипробуме» трудился и главный инженер проекта И.А.Боверман, но к началу широкомасштабного строительства «гиганта на Вычегде» на первый план выдвинулся энергичный, находившийся в расцвете лет Зеленков. При возведении первой очереди ЛПК Александр Владимирович бывал в Эжве довольно часто. Производственные совещания, контроль за монтажом, вводом в эксплуатацию первого пускового комплекса первой очереди... Везде требовалось присутствие и деятельное участие главного инженера проекта. Запомнилось посещение в 1975 году Сыктывкарского ЛПК председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгиным. На замечание и вопросы высокопоставленного гостя ответ держал А.В.Зеленков. С Александром Владимировичем нас разделили двадцать лет – на столько он был меня старше. Но, по моим наблюдениям, даже со своими сверстниками, бывая в Сыктывкаре, он держался сдержанно, не позволял запанибратства. Поражали его эрудиция, авторитет, глубокие знания. О том же, что за его плечами трагические годы, проведенные в неволе, мы, можно сказать, лишь догадывались по скупым, отрывочным сведениям. Крайне сдержанно Зеленков упоминал и о том, что происходит из знаменитого рода Бенуа – Лансере. Когда Александр Владимирович стал готовиться к пенсии, наша разница в возрасте как-то сгладилась, он больше посвящал нас в некоторые перипетии своей жизни. Остались в памяти его рассказы о сотрудничестве с Минлесбумпромом СССР, о поездках за рубеж, тогда еще очень редких, всякие бывальщины. Но о личной жизни эрудированный, остроумный собеседник продолжал хранить молчание. Запомнился такой эпизод, связанный с Зеленковым. Отмечался 50-летний юбилей генерального директора СЛПК Н.Н.Балина. В актовом зале заводоуправления зачитывали приветственные адреса, дарили цветы и подарки. Специально на торжество из Ленинграда прибыл Александр Владимирович. Было любопытно, что же он припас к торжеству? Как и ожидалось, его подарок отличался и простотой, и оригинальностью. Зеленков вручил Балину большой мешок с «аршинными» заплатами, который, по словам гостя, был забит «легкими и горячими чувствами», готовыми взорваться. И тут же сразу, на сцене, последовал взрыв. Это взорвалась замаскированная новогодняя хлопушка. После чего последовали бурные аплодисменты присутствовавших, оценивших остроумный подарок питерского гостя. Пару недель спустя после этого торжества мне предстояло чествовать с юбилеем близкую родственницу. Юбилей отмечался в Великом Устюге, куда я и выехал. И так же, как Александр Владимирович, захотел преподнести виновнице торжества мешок с заплатами со взрывом петарды. Торжество совпало со встречей Нового года, и я решил сыграть еще и роль Деда Мороза. Взрыв петарды получился такой силы, что на мне вспыхнула борода из медицинской ваты. Этот факел сорвал даже больше аплодисментов, чем сюрприз на чествовании Н.Н.Балина. Хотя минуло много лет, все участники торжества в Великом Устюге до сих пор помнят не предусмотренный сценарием факел на лице Деда Мороза. А это еще один повод вспомнить Александра Владимировича. Наша последняя встреча с Александром Зеленковым произошла в дни его 80-летия. Чествовать юбиляра от СЛПК поручили заместителю генерального директора лесопромышленного комплекса А.Ф.Степакину и мне. Александр Владимирович незадолго перед этим перенес инсульт и был несколько ограничен в движениях. Но глаза его горели прежним блеском, на самочувствие он не жаловался. На видном месте в квартире Зеленкова лежала иллюстрированная книга о Зинаиде Серебряковой, причем открытая на странице с изображением ее сестры. Хотя картина называлась «Купальщица», я догадался, что это изображение его матери. Наводящие вопросы на этот счет задать посчитал неуместным, так, со своей догадкой, и попрощался с хозяином квартиры. И оказался прав. Действительно, купальщица на картине З.Серебряковой – это ее сестра Екатерина Евгеньевна Лансере (1882-1921 гг.), мать А.В.Зеленкова. Побыть сыну с матерью удалось недолго, она очень рано ушла из жизни в бурные послереволюционные годы. Об этом позднее довелось прочитать в одной из книг искусствоведа Виталия Вульфа. Александр Владимирович Зеленков ушел из жизни в 2000 году. Можно сказать, что памятник себе он воздвиг сам. Местом, где талантливый инженер увековечил память и о себе, стал лесопромышленный комплекс в Сыктывкаре. В музее «гиганта на Вычегде» есть материалы и о ГИПе – главном инженере проекта. Валентин СТАРИКОВ, ветеран Эжвы и ЛПК. |