Дым Отечества |
27 ноября 2010 года |
Гардемарин, инженер, педагог/ Сергей Киверов проводил испытания одной из первых отечественных субмарин
Подводный минный заградитель "Краб" в сухом доке Севастополя. 1916 год.
В Коми государственном педагогическом институте в разные годы преподавали десятки людей с яркой, необычной судьбой. И все же судьба Сергея Яковлевича Киверова стоит несколько особняком от всех других. В 30-е годы волею случая в Сыктывкаре оказался человек, который стоял у истоков создания в России боевого подводного флота. «Краб» Михаила Налетова Сергей Киверов – уроженец города Очакова Херсонской губернии. Он появился на свет 15 сентября 1884 года. В 1895-1902 годах обучался на корабельном отделении кадетского корпуса. А еще через четыре года, в 1906-м, после окончания морского инженерного училища стал офицером подводного плавания. Он входил в состав одного из первых в истории нашей страны учебных отрядов подводного плавания. Подпоручик С.Киверов согласно приказу получил квалификацию корабельного инженера. А в 1906-1907 годах совершил десятимесячное учебное плавание вокруг Европы. Вслед за «покорением» Европы молодой инженер трудился по специальности в военных портах и на морских заводах в Либаве, в Севастополе, во Владивостоке. В 1915 году был произведен «за отличную ревностную службу и особые труды в капитаны корпуса корабельных инженеров». О каких особых трудах, выдвинувших Киверова, идет речь? Ответ на этот вопрос отыскался в книге Н.Залесского, вышедшей в Ленинграде в 1988 году. На ее страницах прослежен тернистый путь изобретателя и строителя первого в мире подводного минного заградителя «Краб» Михаила Петровича Налетова. Сергей Киверов принимал деятельное участие в испытаниях знаменитого детища Налетова, каким явился «Краб». Идея о необходимости создания подводного минного заградителя технику путей сообщения М.Налетову пришла в Порт-Артуре во время Русско-японской войны. Точнее, после 31 марта 1904 года, когда на вражеской мине подорвался и затонул флагманский корабль русской эскадры броненосец «Петропавловск». Вместе с кораблем погиб и адмирал русского флота Степан Осипович Макаров. Михаил Налетов тут же, в Порт-Артуре, в условиях осады решил взяться за строительство минного заградителя, причем подводную лодку сооружал лишь на свои скромные сбережения. Уже осенью 1904 года корпус заградителя водоизмещением 25 тонн был готов. Испытания по погружению на глубину девять метров прошли успешно. Однако дни Порт-Артура были сочтены. Чтобы уникальное сооружение не попало в руки врага, в декабре 1904 года его разобрали, а затем уничтожили и внутреннее оборудование, и сам корпус. От проектов до стапелей После капитуляции Порт-Артура М.Налетов стал ходатайствовать о постройке во Владивостоке подобных подводных лодок. Но в связи с окончанием войны царское правительство потеряло к ним интерес. Талантливый инженер стучался во все двери военных ведомств. И одновременно разработал проекты новых подводных заградителей водоизмещением в 300, а затем в 450 и в 470 тонн. Последний имел ряд существенных усовершенствований: были улучшены надводная и подводная скорости субмарины, время ее погружения. Наконец, осенью 1907 года корабельный завод в Николаеве принял чертежи и контракт на постройку подводного минного заградителя системы М.Налетова водоизмещением около 500 тонн. А еще через год, осенью 1908 года, проект был подписан. В ходе строительства первого отечественного минного заградителя приходилось решать множество проблем и вопросов. От запланированных в проекте моторов попытались отказаться, так как к тому времени были значительно усовершенствованы моторы немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля. Однако морское министерство изменение в проекте не разрешило, так как это привело бы к удлинению срока постройки лодки. Между тем строительство затягивалось и в силу других причин. На заводе менялись директора, а в надзирающем министерстве – чиновники, не обошлось без интриг, подковерной борьбы... Все это растянуло сооружение минного заградителя почти на пять лет. Лишь 12 августа 1912 года «Краб» был впервые спущен на воду. К этому времени Михаил Налетов оказался отстраненным от постройки своего же детища. Достройка и перестройка подводного минного заградителя продолжались до лета 1913 года. На июль этого года был запланирован его переход в Севастополь для испытаний. Но и здесь не уложились в сроки. В 1914 году в состав технической комиссии, которой поручалось провести испытания «Краба», был включен и Сергей Киверов. Западня для крейсера «Бреслау» Некоторые из испытаний проводил непосредственно он сам. Первого февраля 1915 года под давлением испытали на прочность корпус заградителя. Результаты признали удовлетворительными. К подписанным актам не единожды было приложено «отдельное мнение» корабельного инженера штабс-капитана Киверова, в котором он не только сравнивал параметры испытуемого корабля с лучшими образцами, но и приводил расчеты и рекомендации по их улучшению. Скорейшая достройка подводного минного заградителя в это время стала сверхактуальна. Шла Первая мировая война. Российский Черноморский флот не превосходил по суммарной мощи орудий германско-турецкий флот, в составе которого имелись современнейшие для того времени линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау». Первый значительно превосходил все наши корабли и в скорости. Летом 1915 года построенный на верфи города Николаева корабль «Императрица Мария» должен был совершить переход в Севастополь. Командование Черноморского флота всерьез задумалось, как исключить, казалось, неминуемую встречу нашего судна с крейсером «Гебен». Было решено при выходе из Босфора установить минное заграждение. Такую задачу получил экипаж заградителя «Краб», хотя субмарина еще не завершила полный цикл необходимых ис-пытаний. Эту трудную задачу заградитель выполнил, без потерь возвратился в Севастополь. Установленные им мины, преграждавшие германским и турецким кораблям выход в Черное море, тральщики противника вылавливали почти неделю. Затем посчитали, что заграждение ликвидировано. Поспешное самоуспокоение обернулось потерей турецкой канонерской лодки «Иса Рейс», а чуть погодя на минах подорвалась гордость германского флота – крейсер «Бреслау». Замешательство в стане неприятеля позволило благополучно приплыть «Императрице Марии» из Николаева в Севастополь. «Краб» еще несколько раз успешно выполнял поставленные перед ним задачи, хотя попадал и под артиллерийский обстрел, и под бомбежку с германских самолетов. Осенью 1916 года субмарина по решению технической комиссии была поставлена на капитальный ремонт и модернизацию в доке Севастополя. Под этим решением значится подпись и флагманского корабельного инженера подводной бригады Черного моря Сергея Киверова. Труды и скитания Ремонт подводной лодки затянулся. Грянула Октябрьская революция. Под натиском наступающих частей Красной Армии убегавшие из Крыма англичане затопили на рейде Севастополя все немногочисленные еще тогда российские субмарины. На дне моря оказался и «Краб». Капитан флота Киверов в эти неспокойные, лихие годы оставался в Севастополе. Трудился инженером по ремонту и постройке судов и портовых сооружений, на морском заводе. Какое-то время числился в армии А.Деникина. После прихода «красных» руководил техническим отделом Севастопольского военного порта, был инженером. В 1923 году переехал в Москву, где стал работать в Российском управлении делами металлоторга. Скорее всего, переезд в Москву стал вынужденной мерой, продиктованной желанием «порвать» с прошлым, спутать следы. Но уже в 1924 году он подвергся аресту за «укрывательство братьев Ион, акционеров английской фирмы». Осенью 1927 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило Киверова к трем годам лагерей. Сергей Яковлевич стал узником печально знаменитого СЛОНа – Соловецкого лагеря особого назначения. После отбытия срока последовала трехлетняя высылка в Северный край. В Архангельске Киверов начал работать инженером на судоремонтном заводе. Одновременно преподавал в заводской ученической школе, вел лекции на курсах повышения квалификации рабочих котельщиков и литейщиков, руководил занятиями студентов Московского института инженеров транспорта (МИИТ), проходивших в Архангельске практику. В 1931 году Сергей Киверов перебирается в Сыктывкар. Здесь тоже устраивается инженером на судоремонтный завод, одновременно являясь преподавателем школы ФЗУ водников. Затем начал читать лекции на курсах механиков-судоводителей. Преподавал в строительном и теплоэлектромеханическом техникумах. Им были подготовлены циклы лекций и познавательного, и исторического характера. К примеру, Сергей Яковлевич выступал с докладами по истории подводного плавания и теоретическим основам постройки подводных судов, рассказывал об истории судостроения и судоходства на Севере. Еще до революции он успел подготовить и опубликовать два пособия по устройству подводных судов. 1 сентября 1933 года Сергей Киверов бы принят в Коми пед-институт преподавателем основ производства. Сохранился приказ, в котором зафиксировано, что ему поручено вести занятия по математике на подготовительных курсах. Нетрудно предположить, что на начальном этапе работы Коми пединститута профиль знаний Киверова не вписывался в сетку изучаемых здесь дисциплин. Тогда не проводились в КГПИ занятия ни по сопротивлению материалов, ни по деталям машин, ни по технике безопасности, которые Сергей Яковлевич преподавал до этого в других учебных заведениях. Видимо, из-за этой же причины меньше чем через год, 16 июля 1934 года, в связи с отсутствием учебной нагрузки по специальности он уволился из Коми пединститута. Долго ли он оставался в Сыктывкаре? Когда и куда отсюда уехал? Ответы на эти вопросы пока получить не удалось. Удалось лишь узнать, что С.Я.Киверов ушел из жизни в 1942 году. А в 1995 году талантливый инженер, испытатель одной из первых в отечественном Военно-морском флоте подводных лодок с минной «начинкой» был реабилитирован. Вячеслав ПОПОВ, доцент Коми пединститута. |