У прилавка |
22 октября 2010 года |
"Презентация" на дому оборачивается для покупателя неоправданной покупкой
В последнее время в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на нарушение их прав продавцами американских пылесосов марки «Kirby». Покупателей вводят в заблуждение по поводу потребительских свойств пылесоса и его качества. Аналогичные заявления поступили и в республиканское управление Роспотребнадзора от жительницы города Сыктывкара. Чтобы продемонстрировать работу пылесоса в действии, продавцы выезжают на дом к гражданам и не меньше двух часов демонстрируют свойства товара: бесплатно чистят диваны, ковры, убеждая приобрести «уникальный» аппарат. Несмотря на высокую цену пылесоса – от 88 до 128 тысяч рублей, граждане заключают договор купли-продажи и оформляют кредит непосредственно на дому. Между тем через определенное время выясняется, что пылесос некачественно выполняет функции моющего, очень тяжелый по весу и при работе сильно шумит. Смекнув, что их обманули, покупатели обращаются с требованием восстановить их права. При рассмотрении жалоб установлено, что пылесосы «Kirby» приобретаются в результате психологического воздействия – демонстрация товара нередко затягивается до пяти часов. Кроме того, товар не обладает заявленными продавцом свойствами, уровень мощности шума и вес пылесоса превышают допустимые нормы, а высокая цена не соответствует качеству товара. Также покупателям нередко продаются пылесосы, бывшие в употреблении. Вот выдержки из жалоб обманутых покупателей: «На дому продемонстрировали пылесос, затем подвезли документы, предложили скидку, предложили договор купли-продажи стоимостью 127,6 тысячи рублей в рассрочку на 12 месяцев, оплатила взнос 5 тысяч рублей. На следующий день поняла, что не смогу оплачивать такую сумму, и обратилась по вопросу расторжения договора. Кроме того, работал пылесос очень шумно, приравнивается к работе перфоратора...» «Прибыл представитель с большой коробкой, попросил, чтобы все члены семьи присутствовали при демонстрации пылесоса. В течение четырех часов рассказывал о компании, семь раз чистил ковер в одном и том же месте и показывал, каким грязным становится разовый фильтр, что подтверждает наличие в доме клещей. В процессе демонстрации на меня было оказано психологическое воздействие, что мы живем в такой грязи... Продавец убедил подписать договор купли-продажи на сумму 135 тысяч рублей, предоставил кредит на 15 месяцев и предложил внести первый взнос 3008 рублей. На следующее утро, когда прошел «презентационный туман», поняла, что совершила сделку под влиянием заблуждения, не рассчитав собственные средства, и не смогу выполнить взятые на себя обязательства. Обратилась к продавцу с устной просьбой расторгнуть договор, но мне было отказано. Направила письменную претензию продавцу – получила отказ в удовлетворении требований. А затем в мой адрес поступила копия искового заявления о взыскании задолженности в пользу продавца...» Специалисты Роспотребнадзора, чтобы избежать неприятностей, гражданам, желающим приобрести пылесосы или другую сложнобытовую технику, рекомендуют прежде всего реально оценить свои финансовые возможности и принимать решение о покупке, предварительно посоветовавшись со своими родными. При этом, советуют в Роспотребнадзоре, следует помнить вот о чем. Выслушивая рекомендации навязчивых продавцов-распространителей, буквально врывающихся в дом, необходимо знать, что по общему правилу, закрепленному п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ, граждане свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров, а понуждение к заключению договора не допускается (п.1 ст.421 ГК). При этом приобретают и осуществляют они эти права исключительно по своей воле. Продавец при осуществлении торговли на дому должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце (ст.10 Правил продажи отдельных видов товаров). В соответствии с п.11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55, качественный пылесос как технически сложный товар бытового назначения обмену и возврату не подлежит. Получив пылесос в пользование, потребитель лишается права не только на возврат продавцу качественного товара, но и на то, чтобы получить обратно свои деньги в сумме внесенного первоначального взноса (задатка), что регламентировано Гражданским кодексом РФ. Но по Гражданскому кодексу РФ судом некоторые сделки могут быть признаны недействительными. Таковыми, в частности, могут быть признаны сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст.178 ГК РФ), или сделки, совершенные под влиянием обмана, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой (ст.179 ГК РФ). Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.11 ГК РФ и п.1 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом. Если все же гражданин считает, что в отношении его продавцом были совершены мошеннические действия, ответственность за которые предусмотрена ст.159 Уголовного кодекса РФ, он вправе обратиться в правоохранительные органы, предоставив в качестве доказательства копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты соответствующих товаров, а также другие документы, имеющие отношение к существу его обращения. Ольга АЛЕКСАНДРОВА. Потребители могут обратиться с письменной жалобой в управление Роспотребнадзора по РК по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 71. В управлении также работает общественная приемная, куда потребители могут прийти за консультацией. График работы общественной приемной: понедельник и четверг с 9 до 12 часов. Также можно звонить по телефону горячей линии 21-30-61 по средам с 9 до 13 часов. |