Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Экономика
22 октября 2010 года

Дары на вывоз

/ Почему у нас не развивается промышленная переработка ягод и грибов?


В столице Коми переработка грибов и ягод полностью находится в сфере домашнего производства...

На днях сотрудники Коми регионального некоммерческого фонда «Серебряная тайга» и несколько сельских предпринимателей вернулись из познавательной поездки в Томскую область. Предметом их интереса стал опыт
промышленной переработки даров леса. С этим
сибирским нефтедобывающим регионом наша республика имеет много общего, кроме, пожалуй, одного –
у сибиряков есть системный подход к развитию грибо-ягодного бизнеса, помогающий местному населению жить за счет
сбора и переработки дикоросов. А у нас почему-то такого подхода нет.

ПРОЕКТ, реализацией которого сейчас занимается фонд «Серебряная тайга», называется «Лесная деревня, или интеграция сельской общины вокруг экономической стабилизации на основе устойчивого использования природных ресурсов». В его рамках действуют разные направления, в том числе и развитие грибо-ягодного бизнеса. Но дело в том, что развивается он у нас исключительно стихийно. Сельчане собирают и сдают дикоросы заезжим закупщикам-посредникам, которые сами не занимаются переработкой ягод и грибов, а перепродают их по цепочке дальше. Итог такой многоразовой перекупки – привозная баночка клюквенного джема или маринованных грибков на полках наших супермаркетов по столь высокой цене, что даже обеспеченный горожанин прежде крепко подумает, стоит ли ему ее покупать. При том, что сам сельский житель имеет от этого по минимуму, хотя мог бы значительно больше.

Почему в Коми нет промышленной переработки дикоросов, вопрос прежде всего к Министерству экономического развития РК. Туда с ним мы и обратились. Начальник отдела экономики производственной сферы Надежда Новоселова подтвердила, что переработкой ягод, грибов и лекарственных трав в промышленных масштабах у нас практически никто не занимается (исключение, пожалуй, составляет только Сыктывкарский ликероводочный завод, добавляющий в ряд производимых напитков травы и ягоды, и крупный скупщик грибов – фирма «Матреко», частично их перерабатывающая). Н.Новоселова объяснила, почему так происходит.

– Для производства необходима устойчивая поставка сырья, чтобы не простаивали мощности. А грибы-ягоды, сами знаете, продукт сезонный, к тому же урожайный год может смениться несколькими неурожайными, как, например, нынешний, – отметила Надежда Анатольевна. – Наверное, поэтому к нам никто из предпринимателей не обращался, и никаких расчетов и бизнес-плана развития производства у нас нет.

Примерно такой же комментарий мы получили и в Министерстве сельского хозяйства – там проблемой переработки дикорастущих даров тоже не занимаются.

ОРГАНИЗОВАВШАЯ поездку в Томск сотрудник фонда «Серебряная тайга» Валентина Семяшкина очень рассчитывала, что с ними поедут и представители минэкономразвития. Но в самый последний момент выяснилось, что министерство никого отправить не может. А между тем позаимствовать у сибиряков и в самом деле есть что.

– Сначала мы встретились со специалистами департаментов природных ресурсов и потребительского рынка, с депутатом местной облдумы, который возглавляет комитет по экономическому развитию, – рассказывает Валентина Семяшкина. – От них мы узнали, что задумываться над этой проблемой власти Томской области начали в конце 90-х годов. Прежде всего из-за того, что село у них, как и у нас, оказалось в провале. Тогда была принята первая программа развития грибо-ягодного бизнеса, затем – концепция развития экономики местных природных ресурсов. В этом году заканчивается уже вторая программа и готовится следующая. И если в период действия первой программы у них еще не было промышленной переработки, то сейчас в области действуют несколько крупных перерабатывающих предприятий, которые теперь сами развивают свое производство.

 Например, предприятие «САВА» уже 10 лет занимается переработкой ягод. Ассортимент продукции просто впечатляющий – соки, нектары, джемы, повидло, конфитюры, даже кетчупы. Причем используется не только местное сырье, но и привозное. То есть в ход идут не только дикорастущие клюква, брусника, черника, жимолость, облепиха, рябина, лимонник, но и вишня, абрикосы, персики. Поэтому по составу те же нектары бывают не только однокомпонентными, но и смешанными, например бруснично-абрикосовый, вишнево-брусничный и так далее. Это очень удобно. Ведь если случится неурожай местных ягод, то мощности можно заполнить привозным сырьем. Но причина не только в этом. Оказывается, северяне, которые сами собирают чернику и клюкву, предпочитают покупать соки и нектары из южных фруктов. Есть на предприятии специальная линия с фруктозой для диабетиков, готовится сок, обогащенный пектином, и прочее, прочее.

Соки томские предприниматели разливают в банки разной емкости – от двухлитровых до маленьких бутылочек и пакетиков. Стоимость такого пакетика в магазине – 14 рублей.

Примечательно, что реализация продукции в самой области занимает не очень большой процент. В основном ее вывозят за пределы региона и даже за границу. «И кстати, – подчеркивает Валентина Семяшкина, – сырье (в том числе дикоросы) тоже закупается в других регионах, когда своего не хватает. Закупали, например, в Вологодской области. Тем самым томские переработчики обезопасили себя от неурожаев и могут быть уверенными, что производство не встанет. Нет одной ягоды – перерабатывают другую, если вообще случился неурожай местных ягод, привозят из-за пределов области».

ЧТО касается переработки грибов, то она в Томской области налажена в большей степени на местном уровне. И это тоже хорошо. Частные предприниматели занимаются в основном сушкой и заморозкой грибов. Объясняется это тем, что территория Томской области тоже очень большая и бездорожная. Поэтому в отдаленных поселках установили сушилки и обучили местное население правильной технологии сушки. Люди собирают грибы, сами же их сушат и потом, когда накапливается приличный объем, вывозят по реке либо по зимнику.

А что у нас? Помимо уже упоминавшейся фирмы «Матреко», заморозкой грибов занимаются частные предприниматели в Койгородском и Удорском районах (на Удоре есть даже шоковая заморозка). Грибы морозят в больших мешках – по 12-15 кг. Этот полуфабрикат поставляется в Москву. И опять-таки местное население имеет с этого минимальную выгоду. Совсем другое дело, если бы республика могла поставлять на внутренний и внешний рынок продукт, полностью готовый к употреблению. Но это потребует значительных инвестиций и доброй воли крупного бизнеса. К тому же есть серьезные основания полагать, что время уже упущено. Рынок не терпит вакуума – свободное пространство освоили приезжие бизнесмены, и, возможно, в нынешних условиях поднять переработку в Коми на такой же уровень, что в Томской области, будет уже весьма проблематично.

И ВСЕ же кое-что можно сделать. В условиях бездорожья в сибирском регионе повсеместно есть закупочные пункты – передвижные и стационарные. Это можно перенять. Можно, как и у них, установить в отдаленных населенных пунктах сушилки и обучить население технологии заготовки по стандартам. Или почему не последовать примеру департамента природных ресурсов Томской области, который в помощь населению выпустил памятку, где поэтапно расписано, что надо сделать, куда обратиться, чтобы получить лицензию на экспорт лекарственных и пищевых продуктов леса? Здесь указаны все адреса, телефоны и даже образец заявления о предоставлении лицензии. И таких достойных подражания примеров можно привести еще немало. Главное, чтобы важность этого дела понималась на уровне республики. Ведь прежде всего этот бизнес социально ориентированный, помогающий выживать и зарабатывать сельскому населению.

Галина БОБРАКОВА.

 

 

В Коми АССР заготовкой и переработкой лесных даров занималась потребкооперация. Были у нас консервные цеха и лесхозы. Например, в 1988 году консервным цехом Сысольского лесхоза было произведено 3 333 килограмма клюквы в сахарной пудре (это 13 335 коробок), 9 994 килограмма клюквенного варенья (15 375 банок по 0,5 литра) и 15 628 килограммов протертой клюквы (24 042 пол-литровых банок). Консервировали в Визинге и грибы. Ныне некогда процветавшее производство почило в бозе.

Это тем более обидно, что леса Коми необычайно плодородны. В качестве примера достаточно взять хотя бы ту же клюкву. По данным известных исследователей клюквы, ее урожайность в северных районах республики в зависимости от погодных условий может составить в среднем 500-900 килограммов с гектара. В Коми биологические запасы клюквы составляют 58 тысяч тонн, и наибольшая их часть приходится на бассейн Печоры. По статистическим данным, здесь в среднем за год местными жителями заготавливается 500 тонн ягод.

 

 

На фото: Любопытства ради мы зашли на сайт томской производственной компании «САВА».
И обнаружили там массу интересного.
Вот как, например, выглядит новая линия по производству всевозможных начинок, запущенная ТПК «Сава» нынешней осенью.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №197 (4354) - 22 октября 2010 года

На убыточных направлениях / В республике встал вопрос о создании пригородной пассажирской компании

 №194 (4351) - 20 октября 2010 года

Стартовый капитал от государства / Жители республики все больше обращаются к властям за помощью

С миссией в регионы / Санкт-Петербург и Сыктывкар развивают сотрудничество

Итоги трех кварталов

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 197 (4354)
22 октября 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»