Культура |
29 июня 2010 года |
Лыжа Йиркапа и другие экспонаты Национального музея РК попали в руки реставраторов Питера и Москвы
В этом небольшом артефакте действительно трудно на первый взгляд распознать древнюю лыжу.
В фондах Национального музея РК сосредоточено более полумиллиона экспонатов. Среди них есть и уникальные вещи, которые сделали бы честь любому хранилищу, даже российского масштаба. Как, например, деревянная лыжа с головой лося. Ее возраст ученые датируют (трудно вообразить!) VI тысячелетием до нашей эры. Раритет в ближайшее время снова предстанет перед взором посетителей. На этот раз в неузнаваемом, обновленном виде. Только что древнюю лыжу возвратили после почти годовой реставрации, проведенной в святая святых художественных сокровищ страны – санкт-петербургском Эрмитаже. Квалифицированная реставрация одного из самых уникальных экспонатов – первый шаг на пути масштабных реставрационных работ, запланированных в Национальном музее РК. По словам директора музея Ирины Котылевой, по самым приблизительным прикидкам, безотлагательной реставрации требуют около 1700 экспонатов: картины, иконы, мебель, ткани, книги... К сожалению, материальная база музея не позволяет отреставрировать многие уникальные вещи. Для этого необходим опыт профессионалов высокого класса, а также сложное техническое обследование. К примеру, художественные полотна и иконы требуют обязательного спектрального анализа, что позволяет выявить поздние наслоения, добраться до первоначальной красочной палитры. До последнего времени наши музейные реставраторы выполняли лишь не очень сложные подновления экспонатов. Но вот несколько лет назад удалось завязать контакты и заручиться поддержкой крупнейших реставрационных мастерских. И даже Государственного Эрмитажа. Ирина Котылева говорит, что реставраторы с берегов Невы буквально завалены работой. Но уникальный предмет, каковым является лыжа с головой лося, не оставила их равнодушными. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский лично распорядился взять экспонат из Сыктывкара на реставрацию. Причем сразу же согласился провести весь комплекс необходимых работ бесплатно, что случается здесь не так часто. Эту находку еще в 60-е годы обнаружили археологи из Коми. Деревяшка с вырезанным на конце тотемным предметом отыскалась недалеко от Синдорских болот. В торфяных болотных толщах, как известно, образуется своеобразная безвоздушная среда, которая позволяет сохраняться дереву. Правда, за тысячелетия оно истончилось, сильно разрушилось. Не очень презентабельный вид находки, видимо, и не привлек тогда к ней внимание столичных музеев. Хотя немало археологических находок, сделанных нашими учеными под руководством Элеоноры Савельевой, сразу же перекочевали в экспозиции крупнейших музеев страны, того же Эрмитажа. Лыжа с головой лося почти полвека хранилась в Сыктывкаре. Посетители окрестили ее лыжей Йиркапа – богатыря из коми мифологии. У реставраторов из Эрмитажа лишь год ушел на укрепление рыхлого дерева, для этого экспонат долго держали в специальном растворе. Затем предстояло свести воедино разрозненные деревянные части, вычистить голову лося от наслоений. «Теперь у лося даже ушки видны», – подчеркивает И.Котылева качество работы питерских реставраторов. Недавно в Сыктывкар из Санкт-Петербурга возвратилась еще одна ценная работа, хранящаяся в Национальном музее РК. Небольшое художественное полотно «Портрет девочки» поступило в Коми в конце 80-х годов прошлого века из Прибалтики в составе архивных материалов, оставшихся от коми ученого К.Ф.Жакова. По воспоминаниям его современников, с этой картиной ученый никогда не расставался, она всегда висела над его рабочим столом. Атрибутировать работу, выяснить, кто конкретно изображен на ней, до сих пор не удалось. Зато теперь есть возможность насладиться всей палитрой цветов. Реставрацию художественного произведения выполнили студенты старших курсов художественно-реставрационного училища им. Н.Рериха. Они же привели в порядок еще две работы из Национального музея – «Амур и Психея» и «Красные крестины». Теперь эти картины можно представить в одной из постоянных экспозиций или продемонстрировать на очередной выставке. Еще одна уникальная работа из фондов крупнейшего музея республики сейчас проходит реставрацию в Москве, во Всероссийском историко-художественном и реставрационно-научном центре им. И.Э.Грабаря. И.Котылева в каждый приезд в Первопрестольную навещает мастерские, где специалисты слой за слоем, часть за частью «открывают» чудотворную икону святителя Стефана Пермского, в течение нескольких веков занимавшую почетное место в иконостасе храма села Вотча. Как мы уже рассказывали, огромных размеров черная доска в середине XX века попала в республиканский краеведческий музей. Безбожное время и толстый слой копоти определили отношение к раритету: она служила дверной подпоркой. Лишь несколько лет назад на икону обратили внимание. Сыктывкарский реставратор И.Огнева проникла под закопченные наслоения и открыла под ними древнерусскую живопись. Это, а также архивные изыскания позволили определить время создания образа – конец XVI – начало XVII веков. Из этого далека до наших дней в Коми крае не дошло ни одно произведение иконописного искусства. Как выяснилось, кроме черной доски, чудом уцелевшей в музее. Московские реставраторы за год работы над иконой успели сделать немало. «Вылечили» дерево в специальных термических камерах от грибка. Заодно определили, что «неподъемная» икона выполнена из лиственницы. Спектральный анализ помог установить, что живописный слой за предшествовавшее время два раза обновлялся. Святой образ побывал и в огне, о чем свидетельствует еще один, обгорелый слой. К сожалению, центральный образ – Стефана Пермского – сильно пострадал. Зато опоясывающие его клейма сохранились хорошо. Реставраторов ожидает еще одно открытие: на нижних клеймах иконы обнаружены надписи, сделанные буквами зырянского алфавита. Такие тексты в ученом мире сродни научной сенсации: к настоящему времени их известно всего около двух десятков. На реставрацию этого памятника будет затрачено около миллиона рублей. Средства выделили федеральный центр, Правительство РК, внебюджетные средства направил на эти цели и Национальный музей. В конце нынешнего или в начале 2011 года иконописный шедевр возвратится в Сыктывкар и будет выставлен на всеобщее обозрение. Анна СИВКОВА. |