Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
19 июня 2010 года

"Напрасно я пошел пешкой..."

/ Жизнь князя Николая Ухтомского завершилась в воркутинском "Речлаге"

«Всякий человек – это человечество, его всемирная история». Суть этого высказывания раскрылась для меня из архивных документов, оставшихся от одного из миллионов заключенных сталинских лагерей. Заключенный Воркутинского каторжного «Речлага» Николай Ухтомский в стылом, суровом Заполярье продержался шесть лет. В 1953 году здесь и умер. 
Но, к радости, не разделил посмертную судьбу сотен своих товарищей по несчастью. Кануть безвестным в вечность
не позволили его потомки, которые помнят его и чтут. Непрерывающаяся связь времен проявляется и в другом.
После десятков лет запрета и опалы в нашей стране вновь
вырос интерес к исследованию старинных российских княжеских и дворянских родов. Один из них – род Ухтомских, давший немало замечательных людей, оставивших свой след
в различных отраслях науки и искусства. В ХХ столетии некоторым представителям Ухтомских пришлось пройти
и свой скорбный крестный путь.

Рыбы под короной

Изучение рода князей Ухтомских исследователи не без основания называют и изучением их заслуг перед Отечеством. Это нашло отражение и в фамильном гербе, который венчает расположенная под мантией императорская корона. По родословным росписям, князья Ухтомские ведут свой род от легендарного Рюрика и  являются младшей ветвью удельных князей Белозерских. Все князья Белозерские имели и общую эмблему в нижней части гербового щита – волны с рыбами, что олицетворяло их наследственный удел – Белое озеро. В гербе князей Ухтомских этот символ представлен в небольшой вариации – с двумя крестообразно расположенными серебряными рыбинами. Кроме того, верхнюю часть герба венчает золотой крест, под которым расположен серебряный полумесяц.

Как и большинство Белозерских князей, Ухтомские не относились к аристократии, занимая место среди средних служилых землевладельцев. До высокого звания окольничего в 1690 году дослужился лишь Иван Юрьевич Ухтомский. Большой известностью в XVIII веке пользовался Дмитрий Васильевич Ухтомский, в период царствования Елизаветы Петровны ставший главным архитектором Москвы. Именно он автор таких шедевров зодчества, как колокольня Троице-Сергиевой лавры, снесенные уже триумфальные Красные ворота в Москве, а также крупнейшего из сохранившихся памятников позднего барокко в Первопрестольной – храма Никиты-мученика.

Род Ухтомских занесен в родословные книги различных российских губерний – Московской, Нижегородской, Новгородской, Симбирской, Тверской, Тульской, Ярославской... Поместья князей, зафиксированные здесь и в других уголках, были, как правило, мелкими и не давали доходов. О тяжелом материальном положении их хозяев говорит прошение корнета в отставке Николая Михайловича Ухтомского. В 1842 году он вновь просил его зачислить из-за «крайней бедности» на службу, а «если же сие невозможно, то повели, Августейший Монарх, снять с меня титул русского князя и чин офицера и определи на службу рядовым в действующие войска Кавказского корпуса».

Воины, мореплаватели, ученые...

К 1917 году в России проживало около 100 человек, носивших эту фамилию. После октябрьского переворота многих из них разбросало в разные стороны, на разные континенты. Так, представители самой старинной ветви рода сейчас проживают в Австралии. Потомки Ухтомских давно освоились  и в Южной Америке. Но далеко не все члены княжеской фамилии поспешили покинуть родину.

Военную стезю выбрал князь Федор Капитонович Ухтомский.  Он возглавлял казачий конвой при  русском консульстве в Урге, в Монголии, участвовал в Первой мировой войне. После 1917 года служил в Добровольческой армии генерала П.Н.Врангеля. После тяжелого ранения друзья смогли эвакуировать его из Крыма в Константинополь, а оттуда переправить в Харбин. В 1933 году китайские «партизаны» схватили его и  передали советским властям, а в 1934 году расстреляли. Первая жена князя и трое его дочерей остались в советской России. Выжили чудом, мыли полы, чтобы прокормиться. Потомки этой ветви Ухтомских до сих пор живут в Москве и Краснодаре.

А представители другой ветви – симбирско-ярославской – давно обосновались за рубежом. Среди их российских потомков тоже немало известных лиц. Например, епископ Андрей (в миру – Александр Алексеевич Ухтомский),  расстрелянный по приговору «тройки» в 1937 году. Его брат – Алексей Алексеевич – известный ученый-физиолог, создавший учение о доминанте. Выпускник духовной академии смог стать профессором Ленинградского университета, а в 1935 году ему было присвоено звание академика. Ученый погиб во время блокады, отказавшись покинуть город. Соседи нашли его тело на давно нетопленной плите одетым в лиловый подрясник с Евангелием в руке.

Князья Эспер Эсперович и Александр Александрович Ухтомские под командованием знаменитого С.О.Макарова на  корвете «Витязь» совершили кругосветное плавание. Кроме того, в 1890-1891 годах Э.Ухтомский сопровождал будущего наследника престола Николая II в поездке по Азии. Собранная им коллекция буддийских древностей до 1917 года считалась наиболее полной, в 1900 году на всемирной выставке в Париже она  удостоилась золотой медали.

Офицер, избежавший расстрела

Из симбирской ветви этого рода корни и князя Николая Александровича Ухтомского (1895-1953). В свое время он окончил симбирскую гимназию, работал в царской армии военным журналистом. Советскую власть молодой князь не принял, с 1919 года находился в эмиграции,  жил в Харбине, где занимался журналистикой. Здесь в 1932 году женился на Любови Александровне Крутовой.

Роковым для Н.Ухтомского стал 1945 год, когда занявшие Харбин советские войска произвели массовые аресты своих бывших соотечественников. Среди арестованных оказался и князь, которому в это время был 51 год. Его вместе с семью бывшими белыми офицерами судили по делу атамана Г.М.Семенова. Офицеров приговорили к расстрелу, а Ухтомского осудили на 20 лет лишения свободы. Наказание от отбывал сначала в Кирове, затем очутился в Воркуте.

О встречах за колючей проволокой с князем Ухтомским после освобождения из «Речлага» делился политзаключенный Олег Боровский. «Ко мне подошел высоченный господин с головой аристократа, с маленькой седой эспаньолкой и большими голубыми глазами. Правильные черты удлиненного лица, руки с тонкими пальцами, все было в нем породистым и красивым. Он протянул руку и на чистом «петербургском языке» произнес: «Разрешите представиться – князь Ухтомский». Я был уязвлен, что не мог ему ответить: «Очень рад, граф Боровский!» – и молча пожал протянутую руку. «На каком языке мы будем разговаривать?» – спросил Ухтомский, и я снова был уязвлен, но в меньшей степени, и поскольку мог ему предложить вполне приличный русский язык и плоховатый немецкий, мы остановились на русско-петербургском. Как потом выяснилось, князь хорошо говорил на французском,  английском и немецком языках. Николай Александрович рассказал, что у него две дочери, и с гордостью называл Марину и Елену княжнами».

В лагере Н.Ухтомский не расставался с деревянной коробкой с шахматами. И хотя он играл не ахти как, всегда предлагал сразиться. О.Боровской вспоминал: «В связи с возрастом Ухтомскому в карточке поставили букву «И» – инвалид и работать не заставляли.  Целыми днями он бегал из барака в  барак и искал партнеров по шахматам. Иногда я приставал к нему с расспросами о его жизни в Германии, Франции и Англии, и он охотно, хотя несколько сжато, рассказывал о встречах с интересными и знаменитыми людьми. В воркутинских лагерях князь провел чуть больше шести лет. Неожиданно и как-то очень быстро умер в терапевтическом стационаре лагеря. Его положили с сильным приступом желтухи. Чувствовал себя Николай Александрович очень плохо. Цирроз печени развивался стремительно и неумолимо. До последнего вздоха он не выпускал из рук коробку с шахматами. Его последними словами были: «Напрасно я пошел пешкой...»

Печальная пристань

Внучке Николая Александровича Ухтомского – Нине Богдан – пришлось немало потрудиться, чтобы осуществить заветную мечту всех ее близких. Почти полгода она переписывалась с воркутинским «Мемориалом», чтобы уточнить детали запланированной поездки в российское Заполярье. И вот, наконец, лето 2002 года. До приезда в Воркуту американка с русскими корнями побывала в Москве, Ульяновске, Воронеже, где когда-то жили ее предки. Наконец, последняя географическая точка в путешествии по России.

Воркута встретила холодным моросящим дождем. Нина Богдан первым делом поделилась желанием найти могилу деда, чтобы похоронить его по-христиански. Но на городском кладбище ей смогли указать лишь приблизительное место, где летом 1953 года, в общих ямах, хоронили умерших заключенных. В храме архистратига Михаила гостья из Сан-Франциско заказала отпевание родному человеку. А вот как поделилась впечатлениями от пребывания в Воркуте: «Я – человек, можно сказать, маловерующий, но здесь с моей душой что-то произошло. Раньше дедушка мне снился таким, каким я запомнила по его последним фотографиям, – с печальными глазами, усталый.
А после того, как здесь, в воркутинском храме, по нему отслужили молебен, он приснился мне другим. Таким, каким был на ранних своих фотографиях, – молодым, веселым, полным сил, веры в будущее. Жаль, мама не дожила до этой моей с ним встречи...»

Молодая женщина ни дня не жила в России, но неплохо владеет русским языком. Этот язык всегда был и остается в семье Ухтомских  языком домашнего общения. Это же, как оказалось, помогло Нине определиться с выбором специальности. Она работает в правоохранительных органах США, где специализируется на борьбе с «русской мафией». Нина рассказала подробно и о своей семье. Княжон Марину (в замужестве Богдан) и Елену их мать Любовь Александровна после ареста мужа сумела вывезти в Бразилию. Позже Марина уехала учиться в США, вышла там замуж. Внучка князя Н.Ухтомского – Нина – родилась уже в США. В 1995 году старшей дочери Николая Александровича не стало. А  младшая – Елена – до сих пор живет в Бразилии и занимается благотворительностью.

...«История – это величайшая башня опыта, воздвигнутая временем посреди безграничных равнин прошлых веков. Нелегко взобраться на вершину этого древнего здания, чтобы насладиться обширным видом и извлечь пользу».

Екатерина НЕСТЕРУК,

ученица 10 класса
гимназии № 2.

Научный руководитель
Т.В.Белич.

г.Воркута

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №116 (4273) - 19 июня 2010 года

"Невозможно служить и быть честным..." / Архангельский губернатор, декабрист Александр Муравьев об ижемских событиях и своей жизни

Не пропавшие без вести / На следующей неделе в немецком городе Витцендорф будет установлен памятный знак нашим землякам-солдатам

Галкин против Губкина

Взгляд сквозь годы

Черно-белая фотолетопись Валерия Ануфриева

Знаменательные даты / Июнь-июль

Подвижник просвещения / Исполнилось 175 лет со дня рождения Георгия Степановича Лыткина

Моя родова / Трудолюбие и вера помогали устьцилемам Дуркиным и Чупровым сохранить себя и свою самобытность

В огне брода нет / Фронтовик Илья Пантелеев считает, что выжил чудом

Герои снимков - неизвестны

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 116 (4273)
19 июня 2010 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»