Из первых уст |
5 октября 2007 года |
Николай БОЛЬШАКОВ: "Все это было мне определено судьбой…"
18-19 октября республика отметит 55-летие высшего профессионального лесного образования в РК. Эта дата тесно связана с историей Сыктывкарского лесного института. СЛИ по праву считается одним из крупнейших технических вузов не только республики, но и всего Северо-Запада. 9 октября его директору, доктору экономических наук, профессору Николаю Большакову исполнится 70 лет. В этот же день Николай Михайлович отметит 40-летие научной, научно-организационной и педагогической деятельности. Накануне юбилея Николай БОЛЬШАКОВ дал интервью «Республике». – Николай Михайлович, говорят, что личность человека формируется с первых лет жизни. Каким было ваше детство? – Мой отец погиб в первый же день войны, поэтому я его совсем не помню. Мне пришлось с малых лет помогать матери. С детства был приучен к тому, что все создается своим трудом. Чужого не брать ни при каких обстоятельствах. Уважать людей. Работать в колхозе я начал раньше, чем пошел в школу. В период уборки хлеба, жатвы работал наравне со взрослыми. Приходилось рано вставать – до зари, а заканчивали работу после захода солнца. Это был тяжелый крест. Сейчас думаю, что те трудные и голодные годы закалили меня, дали силы на долгую жизнь, воспитали характер, научили преодолевать трудности. До уборки хлебов мы готовили почву, пахали ее и боронили. А потом от зари до заката, не разгибаясь целый день, махали мотыгой под солнцем, пропалывая посевы льна. Каждое лето я работал и на сенокосе. Весной помогал вывозить навоз со скотного двора на поля. А еще круглый год нужно было думать о заготовке дров и строевого леса для ремонта дома, крыши. – Долгое время делом вашей жизни было сооружение дорог, мостов, строительство других объектов, а вершиной карьеры стал лесной институт. Это случайный поворот судьбы? – Мой интерес к живой природе, к парме отнюдь не случаен, ведь, по сути, я с рождения жил в лесном краю и познал цену «зеленого золота» с молоком матери. Несмотря на множество взрослых обязанностей, я все равно, как и все мальчишки, находил время, чтобы собирать ягоды и грибы, удить рыбу. Кстати, интерес к инженерии у меня тоже зародился еще в детстве. У нас в деревне на речке Вочка была мельница – достаточно сложное инженерное сооружение. Меня там все интересовало: устройство плотины, то, как вода приводит жернова в движение, укрепление берегов от размыва весенним паводком и т.д. Именно тогда я стал задумываться о постижении инженерного дела. Может быть, поэтому после школы и поступил в Костром-ской дорожный техникум, после окончания которого и выбрал Коми АССР, хотя были более заманчивые места для работы: Прибалтика, Ленинградская область и другие. Впрочем, нисколько о своем выборе не жалею. – Николай Михайлович, вы много лет руководите лесным институтом. С чего начинали здесь? – В марте 1995 года я принял институт (тогда еще филиал). В то время штатный коллектив состоял всего из 20 человек, факультетов не было. Работало два отделения: заочного и вечернего обучения. На всех курсах занималось примерно 800 студентов. Это были годы кризиса высшей школы. Главная моя забота в то время – выплата зарплаты и погашение долгов за коммунальные услуги. У нас часто отключали электроэнергию за неуплату. Первый свой успех связываю с открытием в институте современного компьютерного класса. Затем мы открыли аспирантуру, вводили обучение по новым специальностям, получали новые лицензии. Создали дневное отделение, несколько факультетов. Сегодня СЛИ ежегодно выпускает 1100 специалистов. Разумеется, и сегодня многого не хватает, особенно учебных площадей. Но верю, что и эти трудности мы преодолеем. Зато очень гордимся высоким конкурсом в наш вуз. Это главный результат, и он очень радует. Горжусь и первым своим инновационным проектом – открытием Технологического лицея при СЛИ. В те годы подобные инновации только начинали развиваться. Вскоре наш Технологический лицей стал престижным учебным заведением столицы, все годы его существования вступительный конкурс – восемь человек на место. Не могу забыть и радости по поводу первого выигранного нами в Швеции гранта по проекту «Применение ГИС-технологий в образовательном процессе». Мы совершили настоящий прорыв в образовательном процессе. В СЛИ был создан единственный в лесных вузах России центр ГИС-технологий, оснащенный современными лицензированными программными комплексами и компьютерами стоимостью более 50 млн.рублей. Горжусь, что мы подготовили первых специалистов этого профиля для Института геологии Коми научного центра УрО РАН и для ОАО «МБП СЛПК». Ныне этот центр успешно развивается, и с ГИС-образованием мы вышли на международный уровень, выиграв новый грант по проекту «БЕГИН». – Даже не верится, что на днях вам исполняется 70 лет. Кажется, что вы черпаете энергию в любимой науке, которой отдали 40 лет жизни… – Да, это так. И в лесной институт я пришел с большим потенциалом, который хотел реализовать, все эти годы жил и работал с огромным энтузиазмом. Хотелось сделать все и сразу, чтобы, по меньшей мере, сравняться по всем показателям с региональными университетами, другими лесными вузами России. Во многом это удалось, во многом мы даже превзошли коллег. И сегодня я по-прежнему увлечен своим делом, не верю годам, нет внутренней усталости, по-прежнему готов горы свернуть. – Как вы относитесь к своей работе? Есть ли у вас секрет успешности руководителя? – Ректор – это судьба. И я воспринимаю эту работу как подаренную мне возможность полностью реализовать себя, поэтому бесконечно счастлив. Все мои начинания, новации преподаватели и студенты поддерживают. Так как они понимают, что это поможет им добиваться в жизни как можно большего. Обычно ректора, как и весь профессорско-преподавательский состав, оценивают по таким критериям, как понимание стратегии развития института, гибкость и адаптивность, стремление к развитию, инициативность, творческое мышление и тяга к инновациям, эффективное управление персоналом. Но ни один руководитель ничего не сможет сделать, если за ним не стоит команда единомышленников, в том числе и студентов. Я вообще убежден, что студент – главная фигура в институте. Не случайно у нас стало традицией проводить с активом студентов ежегодные товарищеские встречи. Для меня в них первостепенное – это услышать из первых уст оценку нашей работы, чтобы затем по результатам встреч, по замечаниям и предложениям мы могли разрабатывать нашу «дорожную карту». – Существует ли какая-то общая формула, определяющая статус эффективного руководителя вуза? Какими качествами он, по-вашему, должен обладать? – Важной задачей руководителя вуза, в том числе и моей, является определение стратегии развития альма-матер. Как развивать институт, какие специальности открывать, как эффективно распорядиться заработанными средствами? Эти задачи стояли и ныне стоят перед руководителем и коллективом. Приведу один пример. В начале пути мы должны были решить, какие специальности открывать, ведь «сверху» нам никто это не диктовал. В то время большой популярностью пользовались экономические специальности, да и ныне вступительные конкурсы по ним ежегодно самые высокие. И вот на заседании ученого совета коллеги меня убеждали, что не нужно открывать набор на технические специальности, поскольку они требуют больших затрат на создание учебно-лабораторной базы. Предлагали увеличивать прежде всего бюджетный прием, то есть контрольные цифры приема именно по экономическим специальностям, которые у нас уже имеются. И тогда, уверяли меня, можно будет жить без особых забот. Моя же позиция была другой: лесной институт должен готовить кадры для всех без исключения отраслей регионального лесного сектора экономики: лесоводов и лесоинженеров (лесозаготовки), инженеров путей сообщения (лесные дороги) и инженеров-автомобилистов (транспорт леса), деревообработчиков и специалистов технолого-целлюлозо-бумажного производства, экологов и специалистов по информационным системам в химико-лесном комплексе, строителей и т.д. Останавливаться же только на подготовке экономистов для лесного комплекса, по моему убеждению, – это тупиковый путь для лесного вуза, у него в таком случае нет перспективы. Мои доводы восприняли, и меня поддержали на ученом совете. Прошли годы, время показало, что я тогда был прав. Теперь о том споре у нас в институте стараются не вспоминать. Но это было. Подобного плана вопросы жизнь ставила и ставит перед нами каждый день, и приходится делать выбор, который, как потом оказывается, определяет судьбу коллектива в целом и каждого его члена в отдельности. Все эти годы мы каждый день делали и делаем что-то впервые. Так, например, в октябре 2002 года в институте был открыт сельскохозяйственный факультет. Мы не стоим на месте, а движемся вперед, развиваемся. И всегда помним, что в жизни есть одна постоянная вещь – эволюция. Поэтому я уверенно говорю в коллективе, что у нас есть будущее, которое сегодня мы видим в том, что Сыктывкарский лесной институт уже к 2010 году будет успешно работать в статусе инновационного учебного заведения. – В одном из прежних интервью вы сказали, что судьба подарила вам шанс отблагодарить Коми край и жителей нашей прекрасной республики. Отблагодарить за что? – Республика Коми – моя вторая родина, ведь я живу здесь без малого 50 лет. Впервые приехал сюда в марте 1958 года после окончания дорожного техникума. Помню, как хорошо меня встретили. Благодарю судьбу, что уже тогда меня окружали всегда креативные, как принято сегодня говорить, люди, которые сразу оказали мне, как молодому специалисту, большое доверие. Уже в 22 года я стал главным инженером большого коллектива, был депутатом Железнодорожного поселкового совета, членом бюро райкома ВЛКСМ. Ныне я доктор наук, профессор, имею звание заслуженного деятеля науки и техники Коми АССР, являюсь лауреатом Государственной премии РК в области науки, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и т.д. А еще я почетный гражданин города Сыктывкара. Коми – моя вторая родина еще и потому, что здесь живет вся моя семья. Это мой ангел-хранитель – жена Александра Георгиевна. Она ижемка, трудолюбивая и хорошая хозяйка, держит всегда отличный порядок в доме, человек добрый, нравственный. Всем, чего достиг, я обязан ей. Наша дочь Наталья по окончании Ярославского мединститута вернулась в Сыктывкар и работает врачом в детской поликлинике. Внучка – тоже Наташа, с отличием окончила экономический факультет лесного института, а внук Миша еще учится в СЛИ на специальности «Информационные системы в химико-лесном комплексе». Разумеется, со своих внуков я по-родственному спрашиваю строже, чем с других студентов. Знаете, я испытываю большую любовь и к Коми земле, и к ее народу. Меня многие годы не покидает чувство, что я должен сделать что-то общественно значимое, существенное, значительное для нашего северного края. Это чувство исполненного долга (ныне не модного, конечно, понятия, но я так воспитан) сейчас, мне кажется, наиболее ощутимо, ведь оно воплотилось в создании Сыктывкарского лесного института. Видимо, это все и было мне когда-то определено судьбой. Беседовала Светлана ДУБИНИНА. |