Из первых уст |
28 мая 2009 года |
Галина Симонова: "Мы объединили историю, опыт и традиции"
В августе минувшего года согласно постановлению Правительства РК в сфере начального и среднего профессионального образования начался процесс реструктуризации, десять учебных заведений, готовящих кадры по родственным специальностям, объединились путем слияния. Тогда же в результате объединения двух старейших учебных заведений республики – Сыктывкарского педколледжа № 1 им.Куратова и педколледжа № 2 был образован Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова. О том, что изменилось в колледже в результате объединения двух коллективов, наш сегодняшний разговор с его директором Галиной Симоновой. – Галина Анатольевна, столь кардинальные изменения всегда большое испытание для сотрудников. Как отразилась реструктуризация на работе вашего коллектива? – Слухи о том, что это произойдет, давно витали в воздухе, и потому морально мы себя уже к этому готовили. Хотя, конечно, нам не очень этого хотелось. Но все понимали, что в нынешних непростых экономических условиях могут выжить только большие учебные заведения, хорошо оснащенные и кадрами, и материально-технической базой. После слияния образовался огромный педагогический и студенческий коллектив – около 500 сотрудников, в числе которых 200 преподавателей, и 1500 студентов. Сейчас мы ведем подготовку по 15 образовательным программам по очной и заочной формам обучения. Существенно расширилась и методическая, и материальная база: среди наших структурных подразделений – научная лаборатория, национально-культурный и информационно-технический центр, центр социальной защиты студентов, научно-методический центр, психологическая и кадровая служба, своя бухгалтерия. Кроме того, у нас четыре учебных корпуса, четыре общежития, своя мини-поликлиника, оздоровительный центр за городом. Мы можем гордиться тем, что у нас нет ни одного студента, который не был бы обеспечен местом в общежитии. 80 % студентов заняты в кружках и секциях. Безусловно, и для руководства, и для коллектива это объединение было сопряжено с огромной работой. Но в продолжение всего адаптационного периода и по сей день большую методическую и моральную поддержку нам оказывает Министерство образования РК. На первом же педсовете встал вопрос, откуда вести отсчет возраста учебного заведения. Не вести же отсчет с 28 августа 2008 года, когда у нас такая история за плечами. Поскольку педколледж № 1 – старейшее образовательное учреждение в Коми, ровесник республики, оно значительно старше педколледжа № 2, было принято решение вести отсчет со дня его образования. Тем более когда-то и музыкальное отделение было в составе педучилища № 1, и лишь в 70-х годах перешло в педучилище № 2. В общем, в 2011 году наш уже объединенный коллектив будет праздновать 90 лет своего учебного заведения. Слились воедино не просто два коллектива, а история, традиции, педагогический опыт, все наши успехи… Было очень сложно, и сложность-то была как раз в том, что оба коллектива – инновационные, творческие, у каждого – свои амбиции. Оценивать результаты этого слияния, наверное, еще рано, но какие-то итоги уже можно подвести. Психологи определяют, что для полного слияния коллектива нужно три года. Я считаю, что мы успешно справились с этим уже за этот учебный год. Безусловно, еще остались какие-то шероховатости, но в этом году педколлектив уже прошел первое общее серьезное испытание, которое очень сплотило нас всех. Это аккредитация учебного заведения. Мы прошли ее довольно успешно, нашей работе дали высокую оценку. Сейчас идет процесс лицензирования. Преподаватели обоих коллективов объединились в предметно-цикловые комиссии, произошло такое взаимное профессиональное обогащение, которое подняло образовательный процесс в колледже на качественно иной уровень. В общем, это тот случай, когда конкуренция пошла только на пользу: мы заметно приподняли свою профессиональную планку. Преподаватели понимали, что в связи с реструктуризацией будут и сокращения кадров, и в первую очередь будут сокращать тех, кто имеет низкую квалификацию. Угроза потерять работу заставила многих повышать свой профессиональный уровень. Еще один положительный момент: после слияния у нас стало вдвое больше социальных партнеров. Есть уже и первые плоды сотрудничества двух коллективов: во время проведения республиканской конференции «Шаг в будущее» наши студенты оставили позади все вузы, в недавно прошедшем фестивале «Студенческая весна» мы взяли все призовые места. О победах в спартакиадах нечего и говорить: наши спортсмены каждый год достойно представляют колледж. В общем, конкурентоспособность и студенческого, и преподавательского коллектива заметно возросла. – Вдвое увеличился не только коллектив, но и материально-техническая база. Но если раньше этим управляли два директора, то после реструктуризации заботы о разросшемся хозяйстве легли на ваши плечи. Как удается справляться с удвоенной нагрузкой? – Реструктуризация ведь всегда идет параллельно с оптимизацией. Мы сразу же начали освобождаться от старого и ненужного. К примеру, на балансе педколледжа № 1 по Заводскому переулку было старое здание худ-графа. Мы подсчитали, во сколько нам обходится его содержание, и решили снять здание с баланса. Наконец-то мы закрываем аварийное здание общежития для преподавателей по улице Невельской дивизии, уже подготовили комнаты для переселения преподавателей в других общежитиях. Было у нас в аренде и трехэтажное здание автошколы, где располагался худграф. Но содержать три этажа на 75 человек сегодня очень накладно, поэтому худграф перевели в корпус № 2, а от аренды здания отказались. Ждем решения учредителей о закрытии филиала в Ухте. И для ухтинских студентов, которые будут переведены в Сыктывкар, у нас уже предусмотрены места в учебных группах по соответствующим специальностям, в том числе и бюджетные. Все они будут обеспечены общежитием. К чему содержать филиал, если даже более удаленные, чем Ухта, населенные пункты направляют своих выпускников учиться в Сыктывкар? – Сегодня даже выпускникам вузов непросто бывает найти работу по специальности. Насколько востребованы ваши выпускники? – Трудоустраивается сразу где-то 60%. Многие сразу поступают в вуз: у нас налажено социальное партнерство с КГПИ и СГУ, и мы по сокращенным срокам обучения передаем своих студентов иногда целыми группами. Не всем, конечно, удается устроиться по основной специальности, но мы здесь всем даем дополнительные профессии. Каждый год нашим выпускникам предлагаются вакансии в районных школах, но не все ребята этими предложениями пользуются. И понять их можно: как можно прожить на зарплату учителя седьмого разряда с неполной нагрузкой да еще при отсутствии жилья? Честно говоря, мы мечтаем о государственном распределении и даже уверены, что рано или поздно все равно к нему вернемся. Ведь образование на селе держится в основном за счет наших выпускников. Я уже говорила, что немалая часть абитуриентов местных вузов – наши выпускники. Нам за них не стыдно. Хотя поступают к нам ребята в основном из села и по большей части с очень слабой подготовкой. Первые же контрольные срезы это выявляют. И чтобы на выходе все они имели приблизительно одинаковые стартовые возможности с сильными абитуриентами вузов, мы проводим с ними очень большую работу. Для всех студентов-первокурсников у нас существует программа адаптационного месячника. В этот месяц мы выявляем уровень подготовленности поступивших и определяемся, какую помощь оказать тем, кто в ней нуждается. В рамках адаптационного месячника у нас работают психологи, соцпедагоги, каждому студенту вручается справочник, в котором прописано, куда они могут обратиться в случае возникновения трудностей любого плана: психологического или материального, как и где могут проявить свои способности. Все эти службы работают на то, чтобы помочь студенту адаптироваться в новой среде. Этот год обещает быть непростым: в условиях нынешней неблагополучной демографической ситуации у нас резко возросла конкуренция с вузами. Но мы надеемся на лучшее, ведь до сих пор наш колледж был одним из самых востребованных в республике, каждый год мы принимаем по конкурсу, хотя он и уменьшается по объективным причинам. Галина ГАЕВА. |