| Домашний Очаг | 
                          5 сентября 2008 года  | 
                         
                       
                        Конфликты и жизнь                        
                                                   Нашу жизнь порой омрачают конфликты. Зачастую мы просто не умеем конструктивно реагировать на некоторые житейские ситуации. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников, т.е. ситуативно, непроизвольно. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту. Это происходит, когда в ответ на первый конфликтоген последует более сильный конфликтоген, и т.д. Такое явление называется эскалацией конфликтогенов.   На конфликтоген в наш адрес мы часто стараемся ответить более сильным конфликтогеном. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы впредь он не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает (психотравмы, слезы, сожаления, расставания, потерянная гармония).    Правила бесконфликтного общения:   * Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно – так стремительно нарастает сила конфликта.   * Не употребляйте в своей речи конфликтогенов. Имеется в виду «обидных слов», действий или бездействий, выражений, которые могут задеть достоинство человека. Прежде чем произнести то или иное выражение – подумайте, а не обидно ли вам услышать это в свой адрес.    Какими же приемами, средствами желательно пользоваться при общении? Как сделать так, чтобы общение с вами стало желанным? Похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности собеседника, сочувствие, уважительное отношение – все это называется «благожелательными посылами». Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.   Несложно заметить, что конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина. А вот благожелательные посылы, наоборот, настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» – эндорфинов.   В психологии вывели классификацию конфликтогенов: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма.    Рассмотрим конфликтогены, которые спровоцированы стремлением к превосходству: приказания, угрозы, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм; снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности; снисходительный тон похвалы; перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого; утаивание информации; обман или попытка обмана; напоминание о какой-то проигрышной для собеседника ситуации, например, о прошлом супруга или супруги.    Конфликтогены провоцируются и проявлением эгоизма. Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием корыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Эгоист относится к другим людям как к объектам и средствам достижения своих целей, вызывая часто гнев окружающих. Для того чтобы избавиться от эгоизма, надо анализировать свои поступки, задуматься, не противоречат ли они желаниям и ожиданиям окружающих.   Существуют конфликтогены, которые спровоцированы проявлением агрессивности. Агрессивность может накапливаться из-за сложившихся обстоятельств, неприятностей, плохого настроения и самочувствия. Часто люди, накапливая агрессию, выплескивают ее на окружающих, получая в ответ еще более сильную по степени проявления агрессивную реакцию. Агрессивность требует выхода. Но «разряжаться» на окружающих – это не выход. Как же вымещать агрессию социально приемлимыми способами?    Есть три способа для снятия агрессивности: пассивный, активный, логический.   * Пассивный состоит в том, чтобы поплакаться кому-то, пожаловаться, выговориться. Способ больше используется женщинами. Эффект от этого метода огромен: быстро снимается внутреннее напряжение, взамен переживаниям приходит облегчение.   * Активные способы построены на двигательной активности, ведь адреналин – спутник напряженности, он «сгорает» во время физической работы, особенно связанной с разрушением, рассечением целого на части: перекопка земли, работа топором, пилой.    * Логический способ погасить агрессивность подходит преимущественно для рациональных людей, любящих логически рассуждать. Человек как бы докапывается до сути явления, сосредоточивается на неприятностях, а все остальные дела откладывает «на потом». Эта аналитическая работа успокаивает его, так как отнимает много энергии.                          |