Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Домашний Очаг
6 июня 2008 года

Агрессивный ребенок

Продолжаем разговор о весьма актуальной в наши дни проблеме агрессивного поведения детей.

Отсутствие сотрудничества и взаимопонимания между детьми и взрослыми, самоустранение  их от участия в решении вопросов, связанных с самочувствием и поведением ребенка, затрудняют формирование у детей позитивных отношений со сверстниками, усвоение норм социального поведения. В результате ребенок не владеет критериями оценки окружающих и своей личности, признает негативный эмоциональный опыт со сверстниками. С возрастом растет напряженность во взаимоотношениях со взрослыми, лишение семейной любви и ласки ведет к неспособности ребенка соответствовать предъявляемым требованиям педагогов и переживается им как чувство собственной неполноценности. Скованность в контактах, эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения создают неблагоприятные условия для совместной деятельности агрессивного ребенка со сверстниками и способствуют его изоляции в детском коллективе, формированию низкого социального статуса.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя  отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность со стороны взрослых приводит к нарушению взаимоотношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Как стать любимым и нужным – неразрешимая проблема, стоящая перед  маленьким человеком. Такие дети подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину на других. Они не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить поведение, поэтому не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.

Подводя итог, следует отметить, что агрессивное поведение может возникнуть дома, в школе, или специализированных учреждениях. Когда ребенок плохо ведет себя только в учреждении (или, наоборот, вне его), это может служить показателем, что основная проблема – бессознательный протест против реального или вымышленного  плохого обращения со стороны взрослых. 

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребенка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих, и в первую очередь собственных родителей или лиц, воспитывающих его. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам.

В этом случае коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь такие, как отсутствие контроля над своими эмоциями, ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях, отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:

* Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым формам выражения гнева.

* Обучение ребенка техникам контроля над негативным эмоциональным состоянием, а также развитие навыков саморегуляции.

* Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, сопереживания, сочувствия, доверия к людям) и адекватного уровня самооценки.

* Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях и развитие навыков эффективного взаимодействия.

* Установление теплых, доверительных взаимоотношений между детьми и работниками социальных учреждений.

В раннем детстве ребенок не может регулировать свое поведение социальными нормами и волевыми усилиями. Так зреет конфликт, и разрядка его – агрессивные проявления.  И он кричит, кусается, дерется не только с детьми, но и со взрослыми. В этом возрасте ребенок эмоционально лабилен и не стремится любыми путями к цели, он может поменять ее, лишь бы было на что.

В три года агрессивное поведение – это не чистая агрессивность, а разновидность реакции протеста против взрослых. Если его наказать, реакция протеста нарастает: ребенок будет делать назло, конфликт затянется. Опасность аффективных срывов становится более вероятна в период кризиса трех лет. Характерное для возраста упрямство, стремление стоять на своем грозит ему потерей эмоционального контакта с близкими.

В 4-5 лет ребенок, прежде чем лезть в драку, способен объясниться и выразить протест, он пытается контролировать эмоции и чувства, учитывая нормы окружающей среды. Теперь ребенок свою агрессивность способен направить в игровую форму. Он понимает, что агрессивность причиняет боль другим, и весь свой гнев на близких и детей переводит в игру.

В 5-6 лет агрессивный характер поведения уже как специфическая форма взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми, со сверстниками, свидетельствующая о нарушении социальных контактов с ними. 

При нормальном ходе развития младший школьник усваивает правила социального взаимодействия, приобретает способность перешагнуть эгоцентризм своего восприятия и чувствования, способность сопереживать. Условия жизни ребенка, закрепляющие у него агрессивные установки и способы реагирования, оказываются  серьезной преградой на пути  развития системы социальных взаимоотношений.  Главное в том, что каждый ребенок встает перед выбором: что поможет ему построить нормальные взаимоотношения с миром – агрессия или гуманность.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №109 (3783) - 6 июня 2008 года

Кушать подано!

Осторожно - ноги!

Пальмы в интерьере

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 109 (3783)
6 июня 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»