Общество |
11 апреля 2008 года |
Желтый квадрат с черным символом/ Что мы знаем об инвалидах за рулем?
Мы часто видим машины с этим распознавательным знаком, прекрасно знаем, что обозначает ярко-желтая табличка со схематично нарисованным человечком в кресле-каталке. А вот какой ценой дается инвалидам возможность сесть за руль, управлять машиной в сегодняшней толчее на дорогах, да и вообще – обзавестись собственным авто? «Кирпич» на парковке Тяжелая болезнь – полиомиелит – в буквальном смысле слова подкосила ноги Николая Артеева еще в младенчестве. До 16 лет Николай Алексеевич передвигался только на костылях. Потом ему сделали 15 операций. Стал ходить с палочкой. – Колеса для меня – это ноги, – говорит Николай Алексеевич. – Без них сложно, особенно зимой. Хожу-то я все-таки на костылях. Николай Алексеевич встал в очередь на получение автомобиля в 1992 году. Ждать пришлось долго – десять лет. Лишь в 2002 году Николай Алексеевич получил «Оку» с ручным управлением. Водить машину его научили в ДОСААФе. По словам инструктора спортивно-технического центра Коми РС «Росто-ДОСААФ» Сергея Черного, раньше государственная машина работала четко: на права инвалидов учили бесплатно, а каждые семь лет выдавали ключи от новой машины. – Органы соцобеспечения набирали группу инвалидов, желающих выучиться вождению, выделяли нам «Запорожец» с двойным управлением, и мы их учили, – вспоминает С.Черный. – Но учили только летом. За три месяца выпускали до трех групп численностью по 20 и более человек. Никаких поблажек я лично для людей с ограниченными возможностями не делал. Ведь дорога скидок не дает и ошибок не прощает. Новая машина прослужила Н.Артееву пять лет. Ресурс у «Оки» маленький. Недавно Николай Алексеевич влез в долги и купил «семерку». – С постановкой «Оки» на учет проблем никаких не было, а вот с «семеркой» пришлось повозиться, – вспоминает Н.Артеев. – По правилам регистрировать машину необходимо в течение пяти дней после покупки. В моем случае эта процедура затянулась на два месяца. Дело в том, что я купил непереоборудованную машину. Заказал спец-оборудование, пока оно пришло, пока его установили… Пришлось объяснять сотрудникам ГАИ, почему такая задержка произошла. По словам начальника отделения техосмотра ГИБДД УВД по Сыктывкару Алексея Турова, чтобы зарегистрировать переоборудованную машину, надо написать заявление на имя начальника городского ГАИ. Взять в организации, где производилось переоборудование, декларацию. После этого машина будет зарегистрирована. С техосмотром, как правило, у инвалидов проблем не бывает. На отношение гаишников Н.Артеев не жалуется: когда те останавливают его и замечают «фирменный» знак – сразу же отпускают. Не заставляют инвалида выходить из машины, понимают, это для него огромный труд. А вот на коллег-водителей, по его мнению, желтая табличка не действует, вернее, действует с обратным эффектом: многие стремятся обогнать, подрезать. Бывает, и хамят, особенно когда инвалид выезжает на перекресток. Быстро совершить поворот на машине с ручным управлением очень сложно. Нетерпеливые водители крутят у виска, сигналят, подгоняют. Им и невдомек, каких усилий требует этот маневр. Однако помимо неуважения водителей Николай Алексеевич да и остальные инвалиды-водители сталкиваются с другими проблемами. Например, в Сыктывкаре практически нет парковок для машин инвалидов. Кстати, недавно столичная прокуратура совместно с ГИБДД УВД по Сыктывкару провела проверку соблюдения прав инвалидов. Проверялось наличие спецмест для инвалидов на стоянках и парковках возле крупных торговых центров. Как рассказала помощник прокурора города Сыктывкара Анна Гусакова, согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» на каждой стоянке или парковке, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, должно быть выделено не менее 10 процентов мест для машин инвалидов. Причем инвалиды должны пользоваться ими бесплатно. Пока в Сыктывкаре проверено три торговых центра. Результат таков: около «Города Мастеров» нет специальных мест, около «Панорамы» висит знак, но он не соответствует ГОСТу, около Торгового двора места есть, но они обозначены табличками, которые висят на уровне капота. Их просто не видно. По всем выявленным в ходе проверки нарушениям, заверила А.Гусакова, последует прокурорское реагирование. Есть еще одно неудобство. Николай Алексеевич получает пенсию на главпочтамте, а подъехать к нему на своей машине не может. Там висит запрещающий знак – «кирпич». Ему приходится оставлять машину возле колледжа искусств и пешком на костылях идти через всю площадь к главпочтамту. – Мне очень тяжело, – признался Н.Артеев, – если бы там повесили знак «стоянка запрещена», под который инвалиды могут заезжать, то получать пенсию мне было бы гораздо легче. Джип – одной правой – Если оказываешься в такой ситуации, как я, надо выбрать: либо ты живешь, либо нет, – рассуждает Анатолий Вокуев. – И нечего мотать окружающим нервы. Если живешь, значит, надо прекратить истерику и выкарабкиваться. Других вариантов нет. Поначалу, конечно, трудно. Возможно, некоторым нравится, чтобы их жалели. Не понимаю, какой в этом интерес… Надо жить! Анатолий Вокуев на своем примере доказал, что у человека даже с ограниченными возможностями могут быть смелые мечты, которые реально претворить в жизнь. Родился в Усть-Цильме. Как и многие молодые люди, любил рыбалку и охоту. Однажды на охоте ему прострелили левую руку. Медикам пришлось ее ампутировать. Это был 1971 год. Но жизнь для 19-летнего Анатолия на этом не закончилась. Конечно, были и депрессия, и уныние. В 27 лет вместе с родителями он переехал в Сыктывкар, получил профессию. Устроился на работу, женился. – Всегда мечтал иметь машину, – рассказывает Анатолий Вокуев. – Еще до трагедии научился водить автомобиль, но водительского удостоверения получить не успел. В 1985 году А.Вокуев впервые обратился в органы соцобеспечения за машиной. Там инвалиду сказали, что бесплатная машина ему не положена – ноги здоровые. Мол, потеряешь ноги – приходи. Вообще-то он и не собирался просить у государства бесплатную машину, хотел купить специально оборудованную. Но для этого нужно было встать в очередь. Время шло, очередь не двигалась. К слову, для Анатолия Вокуева она так и не сдвинулась. Прождав 15 лет, он без помощи органов соц-обеспечения купил «Оку», не оборудованную для инвалида. Сам установил спецоборудование на машину и отъездил на ней три зимы. В 2004 году поменял «Оку» на «Оду», для которой спецоборудование сделал тоже сам. – Из старых запчастей с «Оки» мы сделали деталь, напоминающую затвор у карабина на винтовке, – объяснил Анатолий Вокуев. – Выточили затвор, на который установили рычаг переключения, а уже его подсоединили к педалям. Это приспособление нужно для того, чтобы переключать передачи ногами. Правда, я пользовался им только на перекрестках, когда нельзя отпускать руль. На прямых участках дороги переключал передачи рукой. А в марте прошлого года Анатолий Андрианович купил себе… корейский джип. Причем не в Сыктывкаре, а в Москве. Сам же его и пригнал из столицы. Сегодня джип Анатолия Вокуева, пожалуй, единственный в городе с желтой табличкой. Кстати, на права А.Вокуев учился индивидуально. Вернее, в 2001 году он месяц был вольным слушателем в автошколе, затем написал заявление в ГАИ, что обучался индивидуально, и успешно сдал экзамен. Прощай, инвалидка? В современной России права людей с ограниченными возможностями ограничили: на авто им приходится копить годами. Серьезный удар по государственной системе реабилитации инвалидов нанес принятый в августе 2004 года пресловутый 122 закон (об отмене льгот). Он фактически подвел черту под возможностью получить автомобиль бесплатно. – Действительно, до 2005 года инвалиды I, II, III группы, дети-инвалиды и ветераны обеспечивались автомобилями, – рассказала специалист отдела по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами Агентства РК по социальному развитию Ольга Олейник. – 122 закон исключил из четырех законодательных актов, а именно из закона о ветеранах, о социальной защите инвалидов, о жертвах политических репрессий и чернобыльцах статью об обеспечении автотранспортом. Это право сохранилось лишь для инвалидов, вставших на учет до января 2005 года. По состоянию на 1 марта в республике в очереди на получение машины стоят 54 инвалида войны, 204 – инвалиды I, II, III группы, дети-инвалиды, а также один человек, подпадающий под действие закона о жертвах политических репрессий. Но шансов получить автомобиль у очередников мало. Если до 2005 года из федерального центра в республику поступало порядка ста автомобилей в год, то в 2005 – 4 машины, в 2006 – 5, в 2007 – 2. Допустим, инвалид может купить автомобиль и переоборудовать его. Кстати, сегодня с переоборудованием проблем нет. Любой автосервис сделает все, что нужно, только денежки выкладывай. Есть другая проблема: надо найти, кто научит инвалида водить машину. Одно дело – теория, но для практики нужен автомобиль с ручным управлением. В спортивно-техническом центра Коми РС «Росто-ДОСААФ» сказали, что именно из-за отсутствия автомобиля инвалидам приходится отказывать. Но, как оказалось, дело небезнадежное. Обучиться вождению можно у частных инструкторов. Но это стоит немалых денег. Частный инструктор Валерий Морозов рассказал, что за семь лет работы он обучил вождению шестерых инвалидов. У большинства был диагноз ДЦП. – Один такой ученик несколько лет ездил на дедушкиной «шестерке» без прав, – вспоминает В.Морозов, – а когда решил выучиться на права, ему везде отказали. Морозов взялся за обучение. Причем учил ездить на обычной машине, а вот экзамен в ГАИ сдавали на арендованной «Оке» с ручным управлением. Теперь у молодого человека есть водительское удостоверение. Кстати, на радостях он рассказал об инструкторе своему приятелю, которому медики вообще отказались выдавать справку о пригодности управлять автомобилем. – Я решил посмотреть, может он водить или нет, – говорит В.Морозов. – Парень показал весьма неплохой результат. Тогда я решил помочь ему получить справку. Он прошел всех врачей, которых нужно было пройти и которых не нужно было проходить в принципе. Затем попросил собрать медкомиссию, на которой постарался доказать медикам, что парень небезнадежен. Мне поверили. В конце февраля В.Морозов получил лицензию на право преподавания вождения и создал негосударственное частное образовательное учреждение. В планах молодой частной школы – обучение не только «обычных» водителей, но и инвалидов. Причем по льготной цене и с большим количеством часов. – Машина для инвалидов – это не просто средство передвижения, а возможность почувствовать себя человеком, каждый день ездить на работу, вести активную жизнь, – говорит В.Морозов. – Я рад, что могу в этом помочь... Елена МАКИНА. Фото автора. |