Из первых уст |
26 марта 2008 года |
Татьяна Замятина: "Жилищное законодательство нуждается в серьезной доработке"
Не так давно в Москве состоялось заседание комитета по строительству и ЖКХ Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ. Провела совещание заместитель министра архстроя РК, сопредседатель комитета Татьяна Замятина. В работе комитета приняли участие представители семи регионов СЗФО. На заседании были рассмотрены предложения регионов по внесению изменений и дополнений в федеральные законы о Фонде содействия реформированию ЖКХ и об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Больше всего предложений по совершенствованию законодательного регулирования государственной политики в области жилищных отношений поступило именно от Республики Коми. В беседе с нашим корреспондентом Т.Замятина поделилась своим видением проблем, мешающих развитию конкуренции на рынке услуг ЖКХ. – Закон о местном самоуправлении гласит, что вопросы содержания муниципального жилфонда должны решаться на уровне поселений. В этой связи серьезной проблемой является отсутствие регистрации муниципального имущества. Ведь для того, чтобы распределить жилищный фонд между сельскими поселениями, городскими округами и муниципальным районом, необходимо осуществить его государственную регистрацию. В настоящее время в нашей республике, преимущественно на селе, есть жилфонд, ранее принадлежавший организациям лесной отрасли, но при этом техническая документация на него отсутствует. На ее восстановление, инвентаризацию жилья, регистрацию имущества и оформление земельных участков под многоквартирными домами необходимы средства, и немалые, которых у муниципалитетов нет. Ситуация осложняется еще и недостатком на местах квалифицированных специалистов, способных решать вопросы управления жилфондом и объектами коммунальной инфраструктуры, а также владеющих информацией по вопросам ценового регулирования на услуги организаций коммунального комплекса. Поэтому на законодательном уровне нужно решить вопрос о предоставлении органам местного самоуправления финансовой помощи на эти цели. Кроме того, законодатель нечетко прописал систему формирования договорных отношений между ТСЖ, управляющими и ресурсоснабжающими организациями, а также потребителями услуг. Это осложняет и без того непростую работу коммунальщиков в условиях, когда не все жильцы являются добросовестными плательщиками. Для решения этой проблемы необходимо разработать и утвердить на уровне России проект типового договора управления многоквартирными домами, в котором была бы четко определена система взаимоотношений между сторонами. Также, на мой взгляд, настало время повысить меры ответственности за несвоевременную оплату ЖКУ в отношении платежеспособных граждан. – Но ведь не исключено, что среди компаний, предлагающих населению свои услуги по управлению и обслуживанию домов, окажется фирма-однодневка. Существуют ли механизмы защиты от недобросовестных игроков на рынке коммунальных услуг? – Пока предельной ясности по этому вопросу нет. По закону деятельность по управлению многоквартирными домами является коммерческой и не подлежит лицензированию. Управляющая организация может быть любой формы собственности. Сегодня представители коммунальной сферы осознают необходимость разработки и утверждения нормативно-правового акта, определяющего критерии оценки деятельности управляющих организаций и систему контроля их деятельности. Поскольку одной из причин, сдерживающих принятие решения собственниками по выбору способа управления многоквартирными домами, являются опасения в добросовестности и надежности управляющей организации. В связи с этим от Республики Коми было внесено предложение о как можно более оперативной разработке и принятии столь нужного документа. Введение же механизма страхования ответственности управляющих организаций, о котором так много говорится, повлечет удорожание стоимости услуг по управлению многоквартирными домами. – После принятия закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства у регионов появилась надежда на скорейшее решение проблем, связанных с проведением капремонта многоквартирных домов. Однако, как показывает практика, процесс формирования заявок от органов МСУ трудоемок и предполагает заполнение не одного десятка приложений. Ограничивается ли только этими трудностями круг проблем по реализации закона? – Не только у нас, но и в других регионах низка активность населения в выборе способов управления в тех многоквартирных домах, которые имеют высокую степень износа и остро нуждаются в проведении капитального ремонта. Доля таких домов является весьма значительной. В нашей республике из общего количества многоквартирных домов 42% построены в 1946-1970 годах, 36% – в 1971-1995 годах. В отношении этих домов на уровне муниципалитетов полным ходом идет подготовка к открытым конкурсам на выбор управляющих организаций. Однако по федеральному закону ветхие дома при разработке муниципальных адресных программ проведения капремонта не учитываются, и вопрос финансирования ремонтных работ в этих домах остается нерешенным. Участники заседания поддержали предложение Республики Коми дополнить пункт одной из статей закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства положением о распространении распределения средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта на многоквартирные дома, управление которыми осуществляется управляющими организациями, назначенными по результатам проведенных открытых конкурсов. Кроме того, основная часть жителей домов, имеющих значительную степень износа и требующих капитального ремонта, это граждане пожилого возраста с невысоким уровнем доходов. Поэтому-то отсутствие интереса к выбору способов управления домами обусловлено еще и тем, что вопрос обеспечения социальной защиты граждан при проведении капремонта домов до настоящего времени не урегулирован. В частности, средства фонда будут перечисляться регионам при условии, что собственники помещений в многоквартирных домах оплатят не менее 5% от сметной стоимости капитального ремонта. Однако согласно действующему законодательству при расчете субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг расходы граждан по проведению капитального ремонта не учитываются. Для решения этой проблемы необходимо ускорить внесение изменений в статью 159 Жилищного кодекса РФ по включению затрат собственников жилых помещений на капитальный ремонт в перечень расходов, учитываемых при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. – Мы говорим о реализации жилищной реформы в городах. А как обстоят дела в сельской местности? – На селе свои сложности. Финансовая помощь из средств фонда поступит в муниципалитеты только в том случае, если до января 2009 года ТСЖ будут организованы в не менее чем пяти процентах многоквартирных домов. К 1 января 2011 года этот показатель должен вырасти до 20%. Для сельских районов достичь этой планки практически невозможно. Во-первых, из-за большого количества двухквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности, в которых ТСЖ не могут быть созданы. А во-вторых, из-за высокой степени износа жилищного фонда и сложностей при регистрации ТСЖ в связи с отсутствием на территориях поселений регистрационных органов. Большинство участников совещания поддержали предложение нашей республики об исключении этого условия из статьи федерального закона. Еще одним препятствием в получении средств для проведения капитальных ремонтов жилых домов является то, что фонд предоставляет финансовую поддержку, если в регионе есть как минимум два муниципалитета, численность населения в которых составляет не менее 20% от общего числа жителей республики. В Коми из 20 муниципальных образований основная часть населения проживает на территориях двух-трех городских округов. В остальных муниципалитетах численность населения составляет от 1 до 6% от общей численности населения. Это значит, что большая часть городов и районов республики не может претендовать на получение финансовой поддержки из средств фонда. Для решения этой проблемы, по мнению большинства участников совещания, необходимо отменить установленное ограничение. Ведь то, что отлично работает в одних регионах, совершенно не реализуемо в условиях Севера. Конкретные предложения, прозвучавшие от участников совещания, в том числе от Республики Коми, комитет направит в Правительство РФ. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |