Общество |
24 июля 2014 года |
О чем молчат мансийские болваны?/ Попасть на знаменитое плато Маньпупунер могут далеко не все желающие
Плато Маньпупунер считается одним из туристических брендов Республики Коми. Но популярным у организованных туристов маршрут к мансийским болванам так и не стал, несмотря на старания туристических компаний. Место это труднодоступное, и попасть туда не так уж просто. Официально вертолетные туры на плато запрещены, а количество пеших туристов, которые могут подняться к столбам выветривания, ограничено. Разобраться, что стоит за этим, попыталась наш внештатный корреспондент Елена Овчинникова, которая побывала на плато в составе туристической группы. С разрешения великанов Говорят, великаны решают, кого впустить сюда, а кого нет. Бывает, что покружит-покружит вертолет, да и улетает, не удается сесть на плато из-за плохой видимости. Да и пешие путники могут так и не увидеть торжественную красоту гор из-за густого тумана, что часто плотной пеленой укрывает плато. – До вас тут туристы были из Санкт-Петербурга, так они поднялись на гору, уперлись лбом в останцы, а ничего разглядеть толком не смогли. Снег выпал, тучи небо заволокли, да еще туман, – вот тебе и июнь, – рассказывал нам егерь Артур с кордона Изпыред. Погода в горах капризна и непредсказуема, может меняться несколько раз в день. Но к нам каменные болваны оказались благосклонны, и после двух дней пешего пути мы просто замерли в немом восторге, когда неожиданно на склоне возникли эти странные изваяния. Выросли, словно из-под земли, на горизонте прямо у самых облаков. День стоял ясный. На плато метался ветер, разгоняя всех насекомых. Ничто не мешало нам почувствовать красоту и величие столбов. Казалось, древних стражей совсем не беспокоили девять путников, дерзнувших добраться сюда сквозь дебри лесов и болот. Если вопрос о том, показаться или нет путникам, решают семь великанов, то впускать или не впускать этих путников на особо охраняемую территорию, решает администрация заповедника. И здесь не все так просто. Пропуск на плато дают не всем. Из-за существующих ограничений и невозможности договориться с администрацией заповедника многие отправляются на Маньпупунер без пропуска, рискуя быть выдворенными, так и не увидев знаменитых великанов. Пропуск или штраф? То, что отправиться в путешествие к столбам выветривания, не дожидаясь разрешения, проще, чем попасть сюда легально, для многих очевидно. Артур сетует: – Идут к болванам толпами, особенно «дикие» туристы. Из Коми невозможно пройти, минуя кордоны, так они приходят обычно с территории Свердловской области и Пермского края. Некоторые даже почти до столбов на квадроциклах доезжают. Это по заповеднику-то! «Дикими» здесь называют тех, кто идет к столбам без специального разрешения от администрации Печоро-Илычского заповедника. Читаю на туристическом форуме: «По идее на Маньпупунер надо пропуск заказывать, но слишком долго ждать подтверждения приходится. Стоимость нахождения на территории заповедника – 800 руб. в сутки с человека, а штраф – 1000 рублей. Поймают, заплатите егерям, и можно дальше идти. Проще не ждать разрешения от заповедника, тем более что могут и отказать». Правда, на сайте администрации заповедника есть информация, что сумма штрафа сейчас увеличена до 3000-4000 рублей для физических лиц, от 15000 до 20000 рублей для должностных лиц, от 300000 до 500000 рублей – для юридических. Про то, что пропуск ждать приходится долго, – сущая правда. Нас «дикими» не назовешь, переговоры с заповедником директор агентства «Активный отдых», известный в республике путешественник Сергей Семяшкин, начал вести с января. И все же о том, что группа опоздала на один день, он узнал только на первом кордоне. Оказалось, что прибыть нужно было не 21 июня, как было указано в нашей заявке, а 20-го. Но никто, со слов Сергея, не корректировал даты заезда, и группа выехала согласно договоренности в ранее обозначенные сроки. В результате мы проделали пешую часть пути от Усть-Ляги до плато и обратно за три дня вместо запланированных четырех. Буквально бегом преодолели 72 км. – Часто «диких» туристов ловите? – спрашиваю я у егеря. – Всех не поймаешь. Где столько людей взять? Да и чего за ними бегать-то по тайге? Я, например, прихожу к столбам, сажусь и жду. Все равно ведь сюда придут. – А штраф сами берете? – Зачем же, выписываем, документы проверяем. – А если документов нет? – Выписываем по тем реквизитам, которые называет нарушитель. То есть теоретически, если я назовусь вымышленным именем, сообщу неверный адрес, то штраф могу и вовсе не заплатить. Проверить в тайге все равно никто не сможет. А после моего возвращения найти меня по этим данным нереально. После победы мансийских болванов в конкурсе «Семь чудес России» 2008 года количество желающих увидеть плато значительно возросло. И все же сколько человек побывало здесь? Тысяча? Десять тысяч? Двадцать? Точных цифр назвать не может никто. А мансийские болваны о том молчат. Свято хранят эту тайну. Для многих карабкаться по горам, мокнуть в болотной жиже, кормить комаров и терпеть тяготы и лишения – удовольствие сомнительное. Такие туристы предпочитают прилететь на вертолете, погулять пару часиков по плато и вернуться снова в привычный мир, не испытывая лишений. Но полет на железной птице многим не по карману, да и официально не летают сегодня вертолеты на плато. Судя по информации на сайте администрации заповедника, «в связи с обустройством вертолетной площадки посещение плато Маньпупунер на вертолете возможно только по производственной необходимости». Вот только что-то не видно было, что кто-то обустраивает эту площадку. Артур на мой вопрос о вертолетах пожимает плечами: – Не знаю, не слышал, что их отменили. Как летали, так и летают: «Газпром», пермяки опять же. Так, может, не для всех отменили? Если нельзя, но очень хочется... – С тех пор как на сайте заповедника появилась информация о запрете вертолетных туров, мы не смогли отправить на плато ни одной группы туристов, хотя желающих было много, – говорит Людмила Кожевина, директор туристического агентства «Вэртас». – Но я уверена, что этот запрет распространяется только на наше агентство. А другие туристические компании как отправляли туда туристов, так и отправляют. Действительно, вертолетные туры успешно продает пермская компания «Северный Урал», я сама в этом убедилась. Цена такой поездки, кстати, 24900 рублей. Почти столько же стоит пешеходный тур с отправлением из Сыктывкара. Читаю на сайте компании: «Путь, на который первооткрыватели тратили недели и месяцы, теперь возможно преодолеть за выходные! Только 19 июля и 2 августа. Осталось мало мест, успевайте бронировать». Звоню. Представляюсь туристом, желающим слетать на вертолете к столбам выветривания. По телефону милая девушка выкладывает мне всю информацию о правилах бронирования путешествия на плато Маньпупунер. – А как же быть с тем, что вертолетные туры туда официально запрещены? Не получится ли так, что мы, оплатив поездку, просто не сможем попасть на плато? – Действительно, заповедник запрещает вертолетные туры. Но мы оказываем ему гуманитарную волонтерскую помощь и попутно берем с собой туристов. – А у вас есть на это разрешение? – На 2 августа разрешение еще не получено, – честно признается девушка Елена, – а на 19 июля все улажено, мы должны забросить туда аншлаги, и посещение плато в этот день согласовано с администрацией заповедника. – Я правильно понимаю, что это будут последние вертолетные туры в этом сезоне? – Да, в Коми ругаются, что нам заповедник разрешает привозить туристов, а туристы из Коми летать не могут. С территории Пермского края удобнее всего добираться до плато. Всего полтора часа, и вы на месте. Гуманитарная помощь от «Северного Урала» – это и есть производственная необходимость, потому формально не придерешься. А взамен заповедник закрывает глаза на то, что компания оказывает и туристические услуги, привозя с собой желающих увидеть красоты Северного Урала. И делает вид, что не знает ничего о заброске туристов на плато. В ожидании площадки Звоню в заповедник. Задаю несколько вопросов о том, почему сократили туристический поток и как обстоят дела с вертолетными турами. На мои вопросы Алексей Борисович Мосин, и.о. заместителя директора заповедника по экологическому просвещению, поясняет: – В этом сезоне все уже зарезервировано. Сегодня сохранить заповедные территории – наша основная задача. Поэтому и были приняты меры для того, чтобы минимизировать вред, который наносят туристы. Они повреждают тундровый слой, который очень долго потом восстанавливается. Были случаи, когда дикие туристы привозили на вертолетах снегоходы и катались по плато. Да и пешие путешественники не дают спокойно существовать живой природе: создают шум, нарушают естественную среду обитания заповедника, оставляют после себя мусор. На основании проведенного мониторинга было определено, что заповедник без особого ущерба может выдержать в сезон не более 110 человек. Сезон начинается с середины июня и заканчивается 12 сентября. На территории одновременно может находиться не более 10 человек, чтобы снизить возможность нанесения урона охраняемой территории. Алексей Мосин считает, что сегодня, чтобы сохранить нетронутой природу заповедных территорий, необходимо делать упор на вертолетные туры. Но чтобы обустроить вертолетную площадку, нужно забросить строительный материал на Маньпупунер, а сделать это не так уж легко. «Возможно, – надеется он, – на следующий год ситуация с обустройством площадки разрешится, и это позволит увеличить поток туристов за счет вертолетных туров». То, что туристы в этом году прилетали на вертолетах с разрешения администрации, Алексей Борисович категорически отрицает. На плато есть и другие интересные места, но попасть туда официально невозможно, все тропы закрыты от посетителей. Поневоле начинаешь задумываться: а может, тоже стать «диким» туристом? Тем более создается впечатление, что это выгодно и администрации заповедника. Мансийские болваны о том никому не скажут... Елена ОВЧИННИКОВА. На чем только не добираются до заветного плато Маньпупунер любители экстрима. Велосипеды, снегоходы и даже воздушный шар – далеко не полный перечень транспортных средств, которыми они пользуются... |