Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
24 июля 2014 года

О чем молчат мансийские болваны?

/ Попасть на знаменитое плато Маньпупунер могут далеко не все желающие


Плато Маньпупунер считается одним из туристических брендов Республики Коми. Но популярным у организованных туристов маршрут к мансийским болванам так и не стал, несмотря на старания туристических компаний. Место это труднодоступное, и попасть туда не так уж просто. Официально вертолетные туры на плато запрещены, а количество пеших туристов, которые могут подняться к столбам выветривания, ограничено. Разобраться, что стоит за этим, попыталась наш внештатный корреспондент Елена Овчинникова, которая побывала на плато в составе туристической группы.

С разрешения великанов

Говорят, великаны решают, кого впустить сюда, а кого нет. Бывает, что покружит-покружит вертолет, да и улетает, не удается сесть на плато из-за плохой видимости. Да и пешие путники могут так и не увидеть торжественную красоту гор из-за густого тумана, что часто плотной пеленой укрывает плато.

– До вас тут туристы были из Санкт-Петербурга, так они поднялись на гору, уперлись лбом в останцы, а ничего разглядеть толком не смогли. Снег выпал, тучи небо заволокли, да еще туман, – вот тебе и июнь, – рассказывал нам егерь Артур с кордона Изпыред.

Погода в горах капризна и непредсказуема, может меняться несколько раз в день. Но к нам каменные болваны оказались благосклонны, и после двух дней пешего пути мы просто замерли в немом восторге, когда неожиданно на склоне возникли эти странные изваяния. Выросли, словно из-под земли, на горизонте прямо у самых облаков. День стоял ясный. На плато метался ветер, разгоняя всех насекомых. Ничто не мешало нам почувствовать красоту и величие столбов. Казалось, древних стражей совсем не беспокоили девять путников, дерзнувших добраться сюда сквозь дебри лесов и болот.

Если вопрос о том, показаться или нет путникам, решают семь великанов, то впускать или не впускать этих путников на особо охраняемую территорию, решает администрация заповедника. И здесь не все так просто. Пропуск на плато дают не всем. Из-за существующих ограничений и невозможности договориться с администрацией заповедника многие отправляются на Маньпупунер без пропуска, рискуя быть выдворенными, так и не увидев знаменитых великанов.

Пропуск или штраф?

То, что отправиться в путешествие к столбам выветривания, не дожидаясь разрешения, проще, чем попасть сюда легально, для многих очевидно.

Артур сетует:

– Идут к болванам толпами, особенно «дикие» туристы. Из Коми невозможно пройти, минуя кордоны, так они приходят обычно с территории Свердловской области и Пермского края. Некоторые даже почти до столбов на квадроциклах доезжают. Это по заповеднику-то!

«Дикими» здесь называют тех, кто идет к столбам без специального разрешения от администрации Печоро-Илычского заповедника.

Читаю на туристическом форуме: «По идее на Маньпупунер надо пропуск заказывать, но слишком долго ждать подтверждения приходится. Стоимость нахождения на территории заповедника – 800 руб. в сутки с человека, а штраф – 1000 рублей. Поймают, заплатите егерям, и можно дальше идти. Проще не ждать разрешения от заповедника, тем более что могут и отказать».

Правда, на сайте администрации заповедника есть информация, что сумма штрафа сейчас увеличена до 3000-4000 рублей для физических лиц, от 15000 до 20000 рублей для должностных лиц, от 300000 до 500000 рублей – для юридических.

Про то, что пропуск ждать приходится долго, – сущая правда. Нас «дикими» не назовешь, переговоры с заповедником директор агентства «Активный отдых», известный в республике путешественник Сергей Семяшкин, начал вести с января. И все же о том, что группа опоздала на один день, он узнал только на первом кордоне. Оказалось, что прибыть нужно было не 21 июня, как было указано в нашей заявке, а 20-го. Но никто, со слов Сергея, не корректировал даты заезда, и группа выехала согласно договоренности в ранее обозначенные сроки. В результате мы проделали пешую часть пути от Усть-Ляги до плато и обратно за три дня вместо запланированных четырех. Буквально бегом преодолели 72 км.

– Часто «диких» туристов ловите? – спрашиваю я у егеря.

– Всех не поймаешь. Где столько людей взять? Да и чего за ними бегать-то по тайге? Я, например, прихожу к столбам, сажусь и жду. Все равно ведь сюда придут.

– А штраф сами берете?

– Зачем же, выписываем, документы проверяем.

– А если документов нет?

– Выписываем по тем реквизитам, которые называет нарушитель.

То есть теоретически, если я назовусь вымышленным именем, сообщу неверный адрес, то штраф могу и вовсе не заплатить. Проверить в тайге все равно никто не сможет. А после моего возвращения найти меня по этим данным нереально.

После победы мансийских бол­­­ванов в конкурсе «Семь чудес России» 2008 года количество желающих увидеть плато значительно возросло.

И все же сколько человек побывало здесь? Тысяча? Десять тысяч? Двадцать? Точных цифр назвать не может никто. А мансийские болваны о том молчат. Свято хранят эту тайну.

Для многих карабкаться по горам, мокнуть в болотной жиже, кормить комаров и терпеть тяготы и лишения – удовольствие сомнительное. Такие туристы предпочитают прилететь на вертолете, погулять пару часиков по плато и вернуться снова в привычный мир, не испытывая лишений. Но полет на железной птице многим не по карману, да и официально не летают сегодня вертолеты на плато. Судя по информации на сайте администрации заповедника, «в связи с обустройством вертолетной площадки посещение плато Маньпупунер на вертолете возможно только по производственной необходимости».

Вот только что-то не видно было, что кто-то обустраивает эту площадку. Артур на мой вопрос о вертолетах пожимает плечами:

– Не знаю, не слышал, что их отменили. Как летали, так и летают: «Газпром», пермяки опять же.

Так, может, не для всех отменили?

Если нельзя, но очень хочется...

– С тех пор как на сайте заповедника появилась информация о запрете вертолетных туров, мы не смогли отправить на плато ни одной группы туристов, хотя желающих было много, – говорит Людмила Кожевина, директор туристического агентства «Вэртас». – Но я уверена, что этот запрет распространяется только на наше агентство. А другие туристические компании как отправляли туда туристов, так и отправляют.

Действительно, вертолетные туры успешно продает пермская компания «Северный Урал», я сама в этом убедилась. Цена такой поездки, кстати, 24900 рублей. Почти столько же стоит пешеходный тур с отправлением из Сыктывкара. Читаю на сайте компании: «Путь, на который первооткрыватели тратили недели и месяцы, теперь возможно преодолеть за выходные! Только 19 июля и 2 августа. Осталось мало мест, успевайте бронировать».

Звоню. Представляюсь туристом, желающим слетать на вертолете к столбам выветривания. По телефону милая девушка выкладывает мне всю информацию о правилах бронирования путешествия на плато Маньпупунер.

– А как же быть с тем, что вертолетные туры туда официально запрещены? Не получится ли так, что мы, оплатив поездку, просто не сможем попасть на плато?

– Действительно, заповедник запрещает вертолетные туры. Но мы оказываем ему гуманитарную волонтерскую помощь и попутно берем с собой туристов.

– А у вас есть на это разрешение?

– На 2 августа разрешение еще не получено, – честно признается девушка Елена, – а на 19 июля все улажено, мы должны забросить туда аншлаги, и посещение плато в этот день согласовано с администрацией заповедника.

– Я правильно понимаю, что это будут последние вертолетные туры в этом сезоне?

– Да, в Коми ругаются, что нам заповедник разрешает привозить туристов, а туристы из Коми летать не могут.

С территории Пермского края удобнее всего добираться до плато. Всего полтора часа, и вы на месте. Гуманитарная помощь от «Северного Урала» – это и есть производственная необходимость, потому формально не придерешься. А взамен заповедник закрывает глаза на то, что компания оказывает и туристические услуги, привозя с собой желающих увидеть красоты Северного Урала. И делает вид, что не знает ничего о заброске туристов на плато.

В ожидании площадки

Звоню в заповедник. Задаю несколько вопросов о том, почему сократили туристический поток и как обстоят дела с вертолетными турами.

На мои вопросы Алексей Бо­ри­сович Мосин, и.о. заместителя директора заповедника по экологическому просвещению, поясняет:

– В этом сезоне все уже зарезервировано. Сегодня сохранить заповедные территории – наша ос­новная задача. Поэтому и были приняты меры для того, чтобы минимизировать вред, который наносят туристы. Они повреждают тундровый слой, который очень долго потом восстанавливается. Были случаи, когда дикие туристы привозили на вертолетах снегоходы и катались по плато. Да и пешие путешественники не дают спокойно существовать живой природе: создают шум, нарушают естественную среду обитания заповедника, оставляют после себя мусор. На основании проведенного мониторинга было определено, что заповедник без особого ущерба может выдержать в сезон не более 110 человек. Сезон начинается с середины июня и заканчивается 12 сентября. На территории одновременно может находиться не более 10 человек, чтобы снизить возможность нанесения урона охраняемой терри­тории.

Алексей Мосин считает, что сегодня, чтобы сохранить нетронутой природу заповедных территорий, необходимо делать упор на вертолетные туры. Но чтобы обустроить вертолетную площадку, нужно забросить строительный материал на Маньпупунер, а сделать это не так уж легко. «Возможно, – надеется он, – на следующий год ситуация с обустройством площадки разрешится, и это позволит увеличить поток туристов за счет вертолетных туров».

То, что туристы в этом году прилетали на вертолетах с разрешения администрации, Алексей Борисо­вич категорически отрицает.

На плато есть и другие интересные места, но попасть туда официально невозможно, все тропы закрыты от посетителей. Поневоле начинаешь задумываться: а может, тоже стать «диким» туристом? Тем более создается впечатление, что это выгодно и администрации заповедника. Мансийские болваны о том никому не скажут...

Елена ОВЧИННИКОВА.

На чем только не добираются до заветного плато Маньпупунер любители экстрима. Велосипеды, снегоходы и даже воздушный шар – далеко не полный перечень транспортных средств, которыми они пользуются...

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №89 (5164) - 24 июля 2014 года

Перед "глубокой реконструкцией" / Объявлен конкурс эскизных проектов нового здания театра оперы и балета

Лучшим педагогам выплатят по 100 тысяч рублей

Муниципалитеты получат гранты за высокую доходность

Русалка на стене сидит / Пушкин и его персонажи украсили пятиэтажку в Эжве

Байк-фестиваль с парадом невест

Инновационные проекты в области биотехнологий представил в Кирове Коми научный центр

Поможем Крыму за счет богатых?

Первый трактор на деревне / Как в районах используют "правительственную" сельхозтехнику?

 №88 (5163) - 22 июля 2014 года

Объективная необходимость / Правительство РФ одобрило меры по оптимизации вузов в Коми

"Олимпик" к юбилею / К 85-летию района в Усть-Куломе открыли новый спортивный центр

По Печоре - в тепле и с телевизором / В Усть-Цильму пригнали новый паром

Первому председателю старообрядцев

Без поддержки не оставим

Спецкласс с медицинским уклоном

Сами себе уборщики

Сыктывкарские перевозчики могут потерять работу

Миссия выполнима / Юные технари прошли курс робототехники

Забыть про очереди поможет сыктывкарцам городской жилищный центр

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 89 (5164)
24 июля 2014 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»