Общество |
21 ноября 2013 года |
Ржавые "подснежники"/ В российских регионах ищут законные способы избавиться от автохлама
Во дворах и на улицах российских городов ржавеет так называемый автохлам. Заброшенные автомашины годами занимают драгоценные парковочные метры на стоянках, мешают проезду, затрудняют движение спецтехники, занимающейся уборкой улиц и дворов от снега. В регионах страны время от времени появляются новые идеи и проекты, как избавиться от этого «добра». НЕДАВНО депутаты Вологодского Заксобрания предложили простить транспортный налог владельцам автохлама. В области был принят закон, согласно которому хозяев старых автомобилей не оштрафуют, если они вовремя утилизируют своих железных коней. Такой способ борьбы с автохламом порекомендовал местным депутатам губернатор Вологодчины Олег Кувшинников. Глава региона предложил списать штрафы по транспортному налогу с автовладельцев, чьи машины сняты с регистрационного учета в связи с утилизацией. В свою очередь водители должны утилизировать свои автомобили до 1 января 2015 года. Депутаты областного Законодательного собрания инициативу губернатора рассмотрели и приняли закон, решив, что он должен стимулировать владельцев автохлама к его утилизации. В этом году Мособлдума рассматривала законопроект, согласно которому неправильно припаркованные и стоящие длительное время без движения автомобили будут расцениваться как брошенные и подлежащие утилизации. Такое предложение внесено Комитетом по вопросам транспортной инфраструктуры Московской области. СОГЛАСНО принятому в прошлом году Законодательным собранием Санкт-Петербурга законопроекту, в Северной столице «автохламом» признаются автомобили, у которых отсутствуют одна или несколько кузовных деталей (предусмотренные конструкцией капот, дверь, замок двери кузова или кабины, запор горловин цистерн, пробки топливного бака) и (или) отсутствуют одно или несколько стекол, внешних световых приборов, колес, шин. Также под разукомплектованным транспортным средством предлагается понимать сгоревшие автомобили. Свое решение депутаты объясняют тем, что улицы и дворы предназначены для временного хранения транспортных средств, а не для складирования хлама. «Разукомплектованное транспортное средство» должно быть убрано владельцем в течение 30 дней начиная с момента получения им извещения. В противном случае хозяину «автохлама» выписывается штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей. Если же должностные лица не принимают мер по взиманию штрафа и эвакуации, то штрафные санкции применяются уже к ним. Недобросовестным чиновникам придется платить ту же сумму за каждый конкретный случай. А что же у нас? В Сыктывкаре ееще три года назад автоклуб «Подорожник» предлагал объявить конкурс на грант на лучший проект реализации программы по уборке автохлама с улиц города, взяв все организаторские вопросы на себя. Как рассказал нам представитель клуба Антон Семенов, конкурс продлился месяц. За это время не поступило ни одного адекватного предложения, и награда в 10000 рублей тогда не нашла своего обладателя. В последний раз масштабную кампанию по очистке города от автохлама администрация столицы Коми провела летом 2011 года. Тогда был составлен список из тридцати автомобилей, которые планировалось вывезти за пределы города, чтобы они не мешали запланированному ремонту дворовых территорий. Машины грузили на эвакуатор. Сколько в результате вывезли автомобилей – неизвестно. Кампанию планировали продолжить и дальше. Но, судя по растущему количеству заброшенных машин в Сыктывкаре, если и продолжили, то явно не в достаточной степени. К примеру, еще летом во дворе одного из столичных домов на улице Коммунистической кто-то припарковал рядом с мусорным баком старый «жигуленок». По виду автомобиль был еще на ходу, но, видимо, хозяин решил от него избавиться столь необычным способом. Постепенно с машины исчезло все то, что представляет ценность. Сейчас рядом с мусорным контейнером уже стоит только кузов машины. Убрать со двора это «ведро» никто не торопится. ЧЕТЫРЕ года назад в Ухте для борьбы с автохламом был заключен трехсторонний договор между городской администрацией, МУ «УЖКХ» и «Ухтаспецавтодор» по принудительной эвакуации ста единиц транспорта на сумму 99 тысяч рублей. Была создана специальная комиссия из представителей ГИБДД, УЖКХ и «Ухтаспецавтодора» для выявления владельцев заброшенных машин. По результатам ее работы были направлены предписания о добровольной эвакуации транспортных средств 30 автовладельцам. Перечень автомобилей, подлежащих эвакуации, был опубликован в городских СМИ. В итоге пять машин было убрано самими автовладельцами, 19 эвакуировано «Ухтаспецавтодором». КАК нам прокомментировали ситуацию с автохламом в республиканской ГИБДД, припаркованные во дворах домов автомашины в большинстве случаев являются собственностью жильцов. А в соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону. Только если припаркованное во дворе транспортное средство не имеет собственника или его владелец не известен, а также если собственник отказался от права собственности на транспортное средство, то в соответствии со статьями 225, 226 ГК РФ такое имущество может быть признано судом бесхозным и в дальнейшем перейти в собственность ТСЖ или управляющей компании, в пользовании которых находится земельный участок, где находится брошенное транспортное средство. Но чтобы убрать брошенные транспортные средства, товариществу собственников жилья соответствующих домов или управляющей компании необходимо обратиться с заявлением в суд для признания в соответствии с Гражданским кодексом РФ этих транспортных средств бесхозными, после чего их можно будет эвакуировать с дворовых территорий. В Республике Коми никаких законов по борьбе в автохламом не существует, и депутаты республиканского парламента пока не предлагали законопроекты по решению этой проблемы. Артур АРТЕЕВ. Фото автора. |