Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
27 июля 2013 года

Валентин Поляков и его "окрестности"

/ Хранящиеся в Национальном архиве РК эскизы принадлежат яркой плеяде молодых художников-авангардистов 20-30-х годов


В.В.Поляков.

Н.Мунц. Буквица. 1920-е годы.

Л.В.Туржанский. Портрет Н.А.Парамоновой.

Марианна Борисова-Мусатова (справа) с подругой.

М.Борисова-Мусатова. Эскиз заставки 1920-е годы.

В газете «Республика» уже сообщалось о прошедшей недавно
в Сыктывкаре всероссийской научной конференции «Документальное наследие России: теория и практика сохранения и использования научных фондов». Трехдневная конференция была насыщена
докладами и выступлениями на разные темы. А некоторые
из прозвучавших сообщений по праву можно называть сенсационными. К таковым относится и проведенное научным сотрудником Национальной галереи РК Надеждой Беляевой исследование.
В личном фонде первого председателя Союза коми художников В.В.Полякова, уже много лет хранящемся в Национальном архиве РК,
содержатся более 30 графических произведений, авторами которых были сокурсники и друзья Полякова по учебе в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Все они принадлежат
к плеяде талантливых российских художников-авангардистов
20-30-х годов, многие оставили заметный след в художественной жизни нашей страны. Н.Беляева проследила их жизненный
и творческий путь, а также еще раз привлекла внимание к личности В.Полякова, вписавшего свое имя в историю нашей республики.

Купеческий внук

Валентин Викторович Поляков – известный в республике художник, график, деятель культуры и просвещения. С его именем связаны развитие книжного дела, организация Союза художников Коми АССР, консолидация местных художественных сил. Мы в большей степени знаем о его творчестве и жизни в 1930-70-х годах и гораздо меньше о годах учебы и людях, которые окружали его в молодости, повлияли на вкусы, художественный стиль.

В.В.Поляков (1905-1974) родился в селе Серегово. Его отец Виктор Васильевич служил сначала учителем, затем приемщиком бревен в фирме Русанова, а позднее доверенным этой фирмы. Мать, Александра Павловна, была дочерью предприимчивого вымского купца Павла Никитича Козлова, известного как Митит Паш. Козлов торговал по рекам Вымь, Вычегда, Ухта и Ижма, владел пароходами, выстроил гавань в Козловке, судоверфь, организовал одну из первых электростанций в Коми крае, спонсировал строительство новой колокольни и внешних лестниц церкви Рождества Богородицы в с. Онежье. Купец разорился и бежал за границу, но после революции вернулся на родину, дважды арестовывался и лишился избирательных прав. Одну из его дочерей, Клавдию Павловну, сослали в Усть-Кулом за «контрреволюционную агитацию». Была «закулачена» в 1933 году на несколько месяцев и мать Полякова Александра Павловна.

В.Поляков окончил Сереговское земское начальное училище, недолго проучился в Яренском городском училище, после Октябрьской революции – в Сереговской школе 2-й ступени и Усть-Вымском педтехникуме. В 1922 году будущий художник приступил к занятиям в Институте народного образования в Усть-Сысольске, одновременно подрабатывая на полставки рисованием плакатов в Центральной коми областной библиотеке и оформляя постановки в городском клубе.

Осенью 1924 года Поляков поступил в Ленинградский художественно-промышленный техникум. После его окончания, в 1928 году, вернулся на родину, где развернул активную культурную и просветительскую деятельность. Он преподавал рисование в школе второй ступени и в строительном техникуме, руководил бригадой затейников, в которую, кстати, входил и будущий Герой Советского Союза Николай Оплеснин, вел передачи на радио. С 1930 года заведовал графическим отделом Коми издательства, оформив несколько десятков, а то и сотен книг. По проектам Валентина Викторовича были созданы республиканская Доска почета на Красной (Стефановской) площади Сыктывкара, трибуна в зале заседаний Верховного Совета Коми АССР, оформлялись к революционным праздникам улицы и здания столицы. Монетный двор по эскизам Полякова выпустил юбилейный значок к 15-летию Коми автономии, а также депутатский значок Верховного Совета республики. Первые выставки в 1930-е годы тоже оформлялись Поляковым – это были вернисажи, посвященные юбилейным датам (к примеру, 100-летию со дня рождения первого коми поэта И.Куратова), а также сельскохозяйственные и художественные.

Поляков был отличным организатором. При его активном участии были созданы несколько изокружков, изостудий, которыми он сам же руководил и где преподавал. В трудные военные годы художник организовал выпуск агитплакатов и агит­окон, объединив около себя местных, эвакуированных и даже репрессированных художников, организовал Коми отделение Союза советских художников, которое возглавлял почти 20 лет. Товарищество художников способствовало созданию художественного музея (ныне Национальной галереи Республики Коми). Он пестовал молодых и самодеятельных художников, вел с ними тесную переписку, способствовал их обучению и продвижению. Благодаря ему в республике художественные выставки стали регулярными, с каждым годом привлекая все больше мастеров со всех уголков республики. Одновременно Валентин Викторович вел широкую просветительскую деятельность – освещал в прессе художественную жизнь края, читал публичные лекции по искусству, которые пользовались большим успехом у горожан и жителей республики.

Альма-матер на Неве

Если рассматривать творчество самого Полякова, то его можно разделить на несколько этапов. В 20-30-е
годы стиль художника был близок к лапидарности и немногословности авангарда. В 40-50-е отличался почти натуралистической детализацией и литературностью сюжетов. А в 60-е годы он вернулся к простоте и цельности рисунка, выразительности линии и четкости пятен, что сделало почерк художника ярким и узнаваемым. Во многом созданием своего стиля в искусстве Поляков был обязан альма-матер – Ленинградскому художественно-промышленному техникуму (ЛХПТ).

История ЛХПТ двадцатых годов пока мало изучена. Техникум был одним из старейших художественных учебных заведений Петербурга, ос­нованным еще в 1839 году. До рево­люции это была рисовальная школа Общества поощрения художеств. После 1917 года школу национализировали и переименовали в Государст­венные художественно-ремесленные учебные мастерские, а с 1921 года она стала называться Первым государственным художественно-про­мышленным техникумом, в задачу которого входила подготовка масте­ров-производственников. Здесь работали графическо-пла­катная, лито­графская, театрально-деко­ра­тивная, живописно-мону­мен­тальная, скульптурная, керамическая и другие мастерские.

По сохранившейся копии свидетельства об окончании Поляковым техникума можно узнать дисциплины, которым обучались его студенты: рисунок, композиция, черчение, графика, перспектива, история искусств, социология художественных форм, история стилей, история материальной культуры, история производства, исторический материализм и политэкономия, машиноведение, фотомеханические процессы, наборное дело, технология материалов, профессиональная гигиена, сметы и отчетность и пр. Помимо занятий Поляков активно участвовал в общественной жизни техникума: с 1925 по 1928 год (то есть практически весь период учебы) он руководил культмассовой работой и входил в Исполнительное бюро техникума. В последние годы учебы он состоял членом Бюро юношеской секции Центрального дома работников искусств в Ленинграде.

Ученик и учителя

Рисование Полякову преподавали Н.И.Дормидонтов и М.И.Авилов, живопись – В.С.Сварог и В.И.Зарубин, известные российские художники и педагоги.

Николай Иванович Дормидонтов, ученик Рериха, Рылова и Петрова-Водкина, был первым председателем Ленинградского филиала Ассоциации художников революционной России, входил в правление Союза советских художников. Его живописные и графические работы 20-30-х годов посвящены спорту, индустриальному строительству и меняющемуся городскому пейзажу.

Михаил Иванович Авилов – один из лучших советских баталистов, лауреат Сталинской премии первой степени, известен своим монументальным полотном «Бой Пересвета с Челубеем», созданным в годы Великой Отечественной вой­ны. Эта картина стала классикой батально-исторического жанра.

Настоящая фамилия Василия Семеновича Сварога – Корочкин; псевдоним художник взял в честь славянского бога небесного огня. В послереволюционный период его творчество приобрело яркую идеологическую окраску. Сам художник определял свой жанр как «политическая композиция». С 1941 года Сварог возглавлял только что созданную Студию военных художников имени М.Б.Грекова. Талантливые люди талантливы во всем. Сварог был прекрасным певцом и музыкантом: он исполнял труднейшие оперные партии, пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Сварог связан с именем Сергея Есенина. Художник находился в гостинице «Англетер», попал в номер Есенина, когда того извлекали из петли и сделал посмертные портреты поэта.

Виктор Иванович Зарубин интересен своей необычной биографией. Сын известного в Харькове профессора, он дважды пошел против воли отца – стал художником и женился на бедной девушке. Сбежав с ней во Францию, Зарубин обвенчался и, несмотря на нищету, упорно обучался живописи в мастерской Лефевра. Творческие успехи и счастливая семейная жизнь примирили сына с отцом, Зарубин вернулся на родину и поступил в Академию художеств, в мастерскую А.И.Куинджи. За романтичность и символичность живописи собратья по кисти называли его «украинским Беклиным».

Одним из ведущих отделов техникума являлся полиграфический, которым руководил Владимир Николаевич Левитский (1879-1942), ученик И.Е.Репина, известный художник-график, иллюстратор, художественный редактор нескольких книг, в том числе монографии «Н.К.Рерих» (1916), участник выставок «Мира искусства». С момента создания журнала «Аполлон» в 1909 году Левитский был в числе его постоянных сотрудников, именно его фронтиспис и виньетки украшали журнал, продолжая традиции изысканного линеарно-силуэтного стиля старших «мирискусников». В 1922 году он организовал полиграфические мастерские при ЛХПТ, а с 1926 года он стал деканом графического факультета Вхутеина. Именно у В.Н.Левитского Валентин Поляков проходил основное обучение и специализировался по графике.

Левитский заведовал плакатной мастерской, преподавал графику, композицию и литографию, сумев организовать тесную взаимосвязь учебного процесса с производством. Так, в 1927 году в типографии Академии художеств, где одновременно преподавал Левитский, вышло небольшое издание «Книжные знаки. Работы учащихся мастерской графики и книжного искусства», подготовленное и выпущенное самими студентами. Интересно, что в 1928 году Поляковым был создан экслибрис Т.Старк, который хранится в фондах Национальной галереи РК. Тамара Старк – дочь Леонида Николаевича Старка, известного большевика, революционера, комиссара РОСТа, основателя Союза журналистов СССР, репрессированного в 1937 году. Есенин посвятил Леониду Старку, с которым сотрудничал в газете «Советская страна», свое стихотворение «Небесный барабанщик». Сведения о Тамаре Старк очень скудны: она была художницей, участвовала в выставках ленинградских художников 1939 и 1941 годов, а также во всероссийской «Первой выставке книжного знака» в 1940 году. Молодая художница погибла в блокадном Ленинграде.

От модерна до лубка

1920-е годы в художественном образовании были временем противоречий и поисков. Одновременно существовало несколько творческих школ, из которых студент мог выбрать ту систему, которая ему была по душе. В студенческих работах можно заметить влияние и стилистики модерна, и лубка, но более всего в них заметны отголоски конструктивизма, «шершавый язык плаката» В.В.Маяковского и А.М.Родченко: немногословность, лаконичность, «рубленность» изображения, особая динамика рисунка, использование текста как конструктивного элемента композиции. То есть то, что позднее, во второй половине 1940-х годов, было раскритиковано официальной идеологией как «формализм» и «идолопоклонство перед Западом».

В конце 40-х годов подверглось критике творчество и самого В.В.Полякова, в то время председателя Союза художников Коми АССР. Вынужденный оправдываться, он вспоминал учебу в 20-е годы, когда сильны были авангардные тенденции. «Основные преподаватели были реалисты хорошей школы, но вы знаете, что студент учится 50 процентов от учителей и 50 процентов от окружающих. Не удивительно, что элементы формализма, особенно чехонинского, декоративного характера, были весьма сильны... Это у меня сказалось на многих, особенно ранних работах. Осложнялось это попытками найти связь с коми национальным декоративным искусством (орнаментом)», – писал он.

Кто же было это пресловутое окружение, внесшее «сумбур» в творческое кредо Полякова?

В Национальном архиве Республики Коми, в личном фонде художника, хранятся более 30 графических произведений, созданных молодыми советскими художниками в 1920-е годы. Это эскизы обложек к существующим и воображаемым книгам, рекламные плакаты, буквицы, иллюстрации, заставки. Их авторы – студенты Ленинградского художественно-промышленного техникума, сокурсники и друзья Полякова. Некоторые из них впоследствии стали известными мастерами кисти. Объединяет их и то, что практически все они были детьми знаменитых родителей.

Дочь Борисова-Мусатова

Самое большое количество эскизных листов (восемь обложек, две буквицы и одна заставка) принадлежат Марианне Борисовой-Мусатовой (1905-1991), единственной дочери известного русского художника Виктора Эльпифидоровича Борисова-Мусатова (1870-1905). Он прожил короткую, но яркую жизнь: живописи учился в Париже, в мастерской Ф.Кормона, особо заинтересовавшись импрессионизмом. Вернувшись в родные пенаты, писал элегичные декоративные композиции, запечатлевшие воображаемый мир прекрасного прошлого. Осень 1905 года Борисов-Мусатов провел с женой и недавно родившейся дочерью в Тарусе, на даче Цветаевых. Там же он внезапно скончался, когда дочери было всего 10 месяцев от роду. В 1921 году Марианна потеряла и мать. Она отправилась в Петроград, к другу семьи В.К.Станюковичу, автору первой монографии о творчестве ее отца, который помог начать самостоятельную жизнь. Марианна Борисова-Мусатова стала художником книги. В те же годы, что и Поляков, она училась в ЛХПТ. После техникума сотрудничала с издательствами Ленинграда и Москвы, вышла замуж за Сергея Николаевича Тройницкого, историка искусств, музейного деятеля, первого выборного директора Эрмитажа (1918-1927). В 1935 году Тройницкий был признан «социально опасным элементом» как потомственный дворянин, сын действительного статского советника, сенатора и брат бывшего губернатора Семипалатинской губернии. Вместе с женой он был выслан на 3 года в Уфу. После ссылки семья приехала в Москву, где Тройницкий умер в 1946 году, будучи научным сотрудником музея фарфора и фаянса в Кусково. Реабилитировали Тройницкого только в 1989 году.

Марианной Борисовой-Му­са­­­­то­­вой были оформлены книги «Диккенс» Г.Честертона (1929), «Дневник капитана Скотта» (1934), «История ацтеков» Д.Вайяна (1949), «Русское народное искусство» М.Ильина (1959) и др. В 1961 году Калужским книжным издательством был выпущен альманах «Тарусские страницы», также оформленные талантливой художницей. Составителем сборника были К.Паустовский и Н.Оттен, а в числе авторов – Б.Окуджава, Н.Коржавин, сюда были включены стихи М.Цветаевой и Н.Заболоцкого. Однако почти весь тираж этого издания был уничтожен. Альманах обвинили в «безыдейности, забвении принципов партийности в литературе, эстетски-объективистском взгляде на жизнь».

«Запятнанность» репутации не помешала общению Полякова с Борисовой-Мусатовой. На одном из эскизов пятидесятых годов ее рукой сделана благодарственная надпись: «На память В.Полякову за долголетнюю дружбу».

Имена и судьбы

Несколько эскизов обложек, в основном уже послевоенных лет, созданы Ираидой Ивановной Фоминой (1906-1964), дочерью академика архитектуры И.А.Фомина и сестрой не менее именитого архитектора И.И.Фомина. Она закончила Ленинградский художественно-промышленный техникум одновременно с Поляковым, после чего переехала в Москву, продолжив учебу в Московском художественном институте у В.А.Фаворского и А.И.Кравченко. Фомина работала в станковой графике (офорт, литография и монотипия), занималась промграфикой. До сих пор на прилавках магазинов можно видеть пусть и немного видоизмененные бело-синие банки сгущенного молока, дизайн которых изначально разработала Ираида Ивановна. Художница самобытного дарования, она создала собственный стиль, основанный на взаимодействии широких чистых плоскостей со скупыми, но выразительными надписями. Фомина была автором шрифта «Мир» (1962). Ее награждали золотой медалью международной выставки искусства книги в Лейпциге (1959), серебряной медалью ВДНХ, дипломами Всероссийского конкурса «Искусство книги». Среди книг, иллюстрированных Фоминой, «История градостроительного искусства» А.В.Бунина (1953), «Фрески Старой Ладоги» (1960) и «Феофан Грек» (1961) В.Н.Лазарева, многочисленные издания по архитектуре, музыке, древнерусской живописи, партитуры и т.д.

В Национальном архиве РК хранятся и два эскиза к обложкам 1927 года, автором которых является В.Миняев. Предположительно это Василий Александрович Миняев (1903-1994), сын главного архитектора Петергофского дворцового правления А.К.Миняева. С детства он выделялся силой своего таланта, оформляя стенгазеты, декорации к спектаклям, писал плакаты. «Готов с карандашом в руке рисовать на потолке» – так отзывался о нем школьный поэт. Василий Миняев до 1934 года учился в ленинградской Академии художеств, после войны занимался монументальной и станковой живописью, графикой, создавал фантастические архитектурные композиции, поэтические сюжетные работы. Его творчество причисляют к разновидности русского постимпрессионизма, относя художника к поколению «внутренней эмиграции».

Среди авторов эскизов в личном фонде Полякова сразу интригует фамилия Мунц. Оказывается, это Наталья Оскаровна Мунц (1907-1974) – дочь знаменитого ленинградского архитектора Оскара Рудольфовича Мунца, самым известным сооружением которого является Волховская гидроэлектростанция. Архитектором стал и ее брат Владимир. Наталья Мунц тоже окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум. Пережила блокаду города, во время которой у нее на руках умер отец. В 1943 году ее эвакуировали в Буинск, где она работала в госпитале. По просьбам раненых рисовала их, делала портреты с фотографий. После войны, переехав в Москву к брату, Наталья Оскаровна начала работать книжным графиком, иллюстратором детских книг. Одной из первых, наряду с Е.Чарушиным и В.Сутеевым, Наталья Мунц стала сочинять тексты к своим рисункам для самых маленьких. Проработав в «Детгизе» всю жизнь, она оформила сотни книг, проявив себя как замечательный анималист, акварелист и рисовальщик.

Династия
«русских немцев»

Вызывает интерес и фамилия Визель. Наиболее значительной фигурой династии «русских немцев» был Эмиль Оскарович Визель, чья судьба была связана с петербургской Академией художеств, действительным членом которой он являлся и где в течение 30 лет был хранителем академического музея (позднее Э.О.Визель работал в Эрмитаже хранителем отдела графики). Он учился искусству в Мюнхене и Париже, был известен как живописец-портретист и график. Жена Визеля занималась прикладным искусством, две дочери стали художницами, сын – этнолингвистом. Оскара Эмильевича Визеля судьба забрасывала и в Усть-Сысольск. В 1923 году он был арестован Петроградским губернским отделом ГПУ по делу старост Государственного университета и отправлен в двухлетнюю ссылку в Зырянский край. Местом работы Визеля, знавшего три европейских и несколько азиатских языков, стал Коми областной музей, где он вел отчетность и заведовал этнографическим отделом. В 1925 году Оскар Визель был отправлен в Среднюю Азию, затем возвратился в Ленинград.

Его сестра Татьяна Эмильевна Визель (1904-1976) после окончания художественно-промышленного техникума связала свою жизнь с театрами Ленинграда и Харькова. Она написала много пейзажей, в том числе архитектурных, но особое место в ее творчестве занимал экслибрис.

После убийства Кирова родители Татьяны и брат с семьей были высланы в Казань. Через некоторое время родители вернулись в родной город, а Оскар снова был арестован и умер в заключении в 1939 году. Татьяна вместе с сестрой Александрой, несмотря на жилищное «уплотнение», смогли уберечь творческое и документальное наследие семьи и во время репрессий, и потом, в блокаду Ленинграда. Во время войны Татьяна Визель участвовала в защите города, умудрившись в тяжелейших условиях не использовать семейный архив в качестве топлива для поддержания тепла и жизни. После смерти Татьяны Эмильевны весь архив семьи Визель переехал в Казань, где проживали жена и сын ее брата Оскара и где наследие семьи хранится по сей день.

«Из дома
вышел человек...»

Наина Парамонова по некоторым догадкам может быть дочерью уральского художника Александра Никитича Парамонова (1874-1949). В Челябинской областной картинной галерее хранится «Портрет Н.А.Парамоновой», написанный известным живописцем Леонардом Туржанским. Туржанский был знаком с Парамоновым по художественной деятельности в Екатеринбурге-Свердловске в 1910-1920 годах: оба преподавали в художественно-промышленной школе. Во время оккупации города колчаковцами Парамонов был заключен в тюрьму, после освобождения возглавил Высшие государственные художественные мастерские, а в 1925 основал в Свердловске Уральский филиал Ассоциации художников революционной России. Он много работал в местной печати, вплоть до отъезда в Москву в 1928 году. О Парамонове хорошо отзывался уральский сказатель П.П.Бажов, рекомендуя его как автора своих портретов и отличного иллюстратора. О Наине же удалось узнать лишь то, что она участвовала в областной выставке творчества художников Урала в Свердловске в 1928 году. Вероятно, это было уже после окончания учебы. Далее ее следы теряются.

Немного известно и о Сергее Верховском (1905-1942), уроженце города Холм, что под Псковом. Он окончил техникум немного позднее В.Полякова, в 1930 году. Остались несколько книг 30-х годов ленинградских изданий, которые были оформлены им. В фондах Русского музея хранится единственная его акварельная работа «На поляне». В начале Великой Отечественной вой-ны Верховский занимался плакатом. К примеру, его кисти принадлежит плакат «Красноармеец! Смелому бойцу танк не страшен». Молодой художник умер в блокадную зиму 1942 года.

Есть догадки относительно автора и двух буквиц из фонда Полякова – Шабанова. Возможно, это Иван Васильевич Шабанов (1906-1973), книжный график и живописец. В 1937 году в третьем номере детского журнала «Чиж» было опубликовано стихотворение Даниила Хармса «Из дома вышел человек». Помните?

Из дома вышел человек

С дубинкой и мешком

И в дальний путь,

И в дальний путь

Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед

И все вперед глядел.

Не спал, не пил,

Не пил, не спал,

Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре

Вошел он в темный лес.

И с той поры,

И с той поры,

И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его

Случится встретить вам,

Тогда скорей,

Тогда скорей,

Скорей скажите нам.

Автором рисунка к нему и был Иван Шабанов. Молодой художник, работая над иллюстрацией, сомневался, будет ли напечатана эта песенка. Ее напечатали, но следом разразился скандал. Кто-то из литературных редакторов усмотрел в ней намек на исторические события печально известного 37-го года. Хармса после этого перестали печатать, выплачивать ему гонорары, принялись его травить. Остается неизвестным, как аукнулась история со скандальным стихотворением Шабанову.

Еще меньше известно о Борисе Давыдовиче Клиорине (1904-1990), ленинградском художнике книги, чьи два эскиза к обложкам также хранятся в Национальном архиве РК.

До новых открытий

В личном фонде Полякова сохранился и типографский оттиск эмблемы Ленинградского государственного худпромтехникума, созданной, скорее всего, кем-то из учащихся с инициалами «А.Б.». На эмблеме переплетены изображение лица девушки, серп, молот и колос. Исследователям еще предстоит узнать ее автора. Как, впрочем, проследить судьбу и других художников, чьи работы были бережно сохранены В.В.Поляковым: Н.Соболев­ского, Шаховнина, И.Со­ко­лова, Оссов­ского.

Небольшая коллекция графических работ, хранящаяся в Национальном архиве Республики Коми, поистине уникальна. Ведь учебных работ того периода практически не сохранилось, тем более работ авангардного направления. Книжную графику долгое время считали произведением прикладного значения, ею пренебрегали. Но она интересна как яркое отражение стилистических исканий своего времени и как свидетельство вкусов, пристрастий и публики, и авторов. Произведения, сохраненные В.В.Поляковым, являются этапом в истории отечественного художественного искусства. И напоминанием о людях, незаслуженно забытых, но посвятивших свою жизнь поиску новых направлений в творчестве.

Надежда Беляева,

научный сотрудник Национальной галереи РК.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №132 (5009) - 27 июля 2013 года

Начался сбор средств на памятник Питириму Сорокину / Обращение исполкома межрегионального общественного движения "Коми войтыр"

По путинским местам

Гостевой дом принял первых туристов

Школьницы написали историю Вертепа

Даты

"Живу вашей жизнью, ведь своей у меня нет" / Выдающийся ученый-физик Петр Лукирский был узником Печорлага

Не пропавшие без вести. Продолжение следует.

Век Раисы Калинцевой / Организатор детского санатория в Сысольском районе полвека оставалась его душой и камертоном

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 132 (5009)
27 июля 2013 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»