Экономика |
13 июля 2013 года |
В порядке бренда/ Участникам проекта "Выбирай наше" трудно попасть в торговые сети
Николай Черный рассказал, как шел на принцип в отношениях с "Магнитом".
Ирина Май и Геннадий Низовцев солидарны в том, что договориться с торговыми сетями крайне сложно.
9 июля производители продовольственных товаров республики и Агропромышленный союз РК подписали новое бессрочное соглашение по реализации проекта «Выбирай наше». Подписи поставили 14 участников проекта, но ожидается, что их число значительно вырастет в ближайшие месяцы. В ПРОШЛОМ году, по словам председателя Агропромышленного союза РК и одновременно участника проекта, генерального директора птицефабрики «Зеленецкая» Николая Черного, соглашение подписали 46 участников, действовал этот документ до конца 2012 года. Нынешнее соглашение бессрочное, и присоединиться к нему можно в любое время, но и ответственность за право наносить на свою продукцию значок «Выбирай наше» будет высока. В проект будут принимать тех производителей, чья продукция произведена в строгом соответствии с ГОСТами и техническими условиями, имеет все необходимые документы, при ее создании использовалось местное натуральное сырье без ГМО. Два раза в год Агропромышленный союз РК совместно с контролирующими органами будет проводить экспертизу качества продукции участников проекта. Если будут обнаружены нарушения, производителя сначала строго предупредят, а потом и вовсе могут лишить права использовать бренд, исключив из проекта. Условие об использовании местного сырья вызвало шутки в сторону директора ООО «Сыктывкархлеб» Валерия Набатчикова – в «Выбирай наше» участвует, а что в составе его продукции произведено в Коми? Зерно-то у нас не выращивают. Примерно та же ситуация и с заглавной продукцией ООО «Сыктывкарпиво». Руководитель этого предприятия Ирина Май еще и посетовала на то, что иной раз и рада бы исключительно местное сырье использовать, да не выходит. Заключили, к примеру, договор на покупку свинины для шашлыков в фирменные точки общепита, а поставщик через некоторое время попытался подсунуть вместо свежего размороженное бразильское мясо, мол, своего у меня в нужных объемах нет. Николай Черный на это ответил, что в таком случае мясо нужно заказывать на его предприятии – точно будет местное. ВО время подписания соглашения не раз подчеркивалось, что участие в «Выбирай наше» имеет две стороны. Во-первых, по словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РК Анатолия Буткина, это фактически бесплатная зонтичная реклама: украсил свою продукцию значком – и всем понятно, что она качественная и местного производства. Кстати, активное продвижение бренда «Выбирай наше» в прошлом году привело к увеличению продаж продукции участников проекта в местных сетях от 14 до 35 процентов. С другой стороны – это коллективная ответственность. Проштрафится в глазах потребителя один участник проекта, и негативное отношение распространится на всех. А производители продукции сомнительного качества могут начать специально включаться в проект ради улучшения продаж, поэтому выбирать предприятия нужно осмотрительно, не все достойны бренда. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор ОАО «Пригородный» Геннадий Низовцев высказал пожелание, чтобы интересы участников проекта поддерживались властями при заключении договоров на поставку продукции в бюджетные учреждения. Местные мясо, масло и другое зачастую свежее и качественнее привозных, но, естественно, дороже – все-таки на севере произведены. А в конкурсах решающую роль играет дешевизна. – Человек в больнице не может выбрать, ест что ему дадут. А дают ему масло за 130 рублей килограмм, а нормального масла по такой цене вообще быть не может. Получается, ущемляются его права, – заявил Г.Низовцев. – Мы же тем временем молоко на творог пускаем, который тоже приходится замораживать, а могли бы его закупить бюджетные учреждения. Есть противоречие между экономией бюджета и качеством, которое нужно устранять. Алексей Буткин согласился с тем, что нужны административные меры, направленные на то, чтобы местный качественный продукт мог конкурировать с завозным. По его словам, контролем за бюджетными поставками занимается комиссия, которой руководит заместитель Главы Коми Владимир Тукмаков. Уже прошло пять рабочих заседаний этой комиссии, на последнем было принято решение сформировать перечень поставщиков, которых уличили в поставке некачественной продукции. «Черный список» Алексей Буткин оглашать не стал, сообщив лишь, что в него попали шесть поставщиков, причем все они из-за пределов Коми. ИРИНА Май вновь подняла давний и до сих пор острый вопрос о сотрудничестве местных производителей с крупными российскими торговыми сетями. – Мы призываем людей: «Выбирай наше!», это здорово, конечно, но где они это «наше» выбирать будут? Сети вытеснили местные магазины. С «Магнитом» мы пытаемся работать с 2011 года, сначала с одним человеком переговоры вели, потом другой пришел… С ноября пытаемся заключить договор, а они говорят, что согласование до сих пор идет. Конечно, административный корпус у них 5 тысяч человек, пока все согласуют… Очень тяжело работать с сетями. В «Магните» мы ни одной единицы продукции не продали, это я о пиве говорю. А по напиткам и майонезу у нас еще и разговора не состоялось. С «Лентой» мы тоже не работаем, но те хотя бы сразу сказали, что не заинтересованы в нашем сотрудничестве, – негодовала Ирина Май. По словам директора предприятия, торговля идет только за счет сотрудничества с местной сетью «Ассорти», фирменных точек и продажи продукции за пределы Коми. Валерий Набатчиков посетовал, что четверть продукции, которую он поставляет в «Магнит», возвращается обратно на предприятие как нереализованная и пропадает зря. Но привозить меньше сетевики запрещают – поставишь меньше, чем указано в договоре, будешь платить штраф. А переписать договор практически невозможно. Геннадий Низовцев сообщил, что у него отношения с «Лентой» сложились, а вот с «Магнитом» – никак не выходит. Николай Черный вспомнил о своем опыте чисто символического сотрудничества с «Магнитом». Каждый день он поставлял в эту сеть один килограмм (!) куриного филе, на увеличение объема сетевик не соглашался, видимо, ожидая, что поставщик откажется от затеи. «Мне проще выкинуть этот килограмм было, но я его им отвозил», – поведал гендиректор «Зеленецкой» о том, как шел на принцип. Так что, по мнению участников проекта, республиканским властям надо бы настойчивее лоббировать интересы местных производителей. Алексей Буткин напомнил, что между руководством региона и сетями уже подписаны определенные соглашения, исходя из которых можно устроить переговорную площадку, чтобы найти решение проблемы. Анна ПОТЕХИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |