Человек и Закон |
14 марта 2013 года |
С лупой и калькулятором покупателям приходится перепроверять информацию на ценниках
В продовольственные магазины за покупками надо ходить, вооружившись лупой и калькулятором. К такому выводу пришли участники прямой линии, посвященной вопросам защиты прав потребителей. На вопросы сыктывкарцев в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемого 15 марта, в Общественной приемной Главы республики отвечали ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Коми Татьяна Вялкова и заместитель начальника управления экономики и анализа администрации Сыктывкара Алексей Кузенный. Сыр бессрочной годности О своих наблюдениях ветеран Великой Отечественной войны Питирим Андреевич предпочел рассказать представителям контролирующих органов вживую, явившись на личный прием, а не по телефону. Бывший фронтовик недоволен тем, что в продовольственных магазинах никто не отвечает за качество продуктов. Так, в одном из магазинов торговой сети «Магнит» он обнаружил просроченный колбасный сыр. Не надеясь на собственное зрение, в магазин он ходит с лупой, благодаря которой и заметил, что срок годности на заводской упаковке, напечатанный микроскопическим шрифтом, не соответствует датам, указанным на этикетках магазина. Сообщил об этом заведующей магазином, и она распорядилась, чтобы сыр убрали с прилавка в его присутствии. Через два дня ветеран снова наведался в этот магазин и увидел, что на те же куски сыра наклеили новые этикетки, продлив срок годности на месяц. Между тем на заводской упаковке значились те же даты, которые пожилой человек заметил еще в прошлый раз. Татьяна Вялкова посоветовала дотошному пенсионеру в следующий раз оставить соответствующую запись в книге отзывов и предложений или обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора. Но пенсионер с досадой поморщился: «А какая от этого польза?» Специалист контролирующего ведомства пояснила, что проверять магазины по действующему законодательству Роспотребнадзор может только по заявлениям граждан, а плановые проверки предусмотрены не чаще чем раз в три года. – Хочу выразить благодарность руководству сети магазинов «Магнит». Там недорогие продукты, а для пенсионеров это очень важно, – дал противоположную оценку того же магазина другой ветеран, позвонивший на прямую линию. В то же время он пожаловался, что в магазинах сети «Продтовары» продают выпечку с «отвратительным запахом прогорклого масла и протухшей начинки». Обвес в качестве... компенсации Жительница Сыктывкара Татьяна Викторовна пожаловалась, что на рынке «У вокзала» практически все продавцы обвешивают и обсчитывают. На днях, к примеру, купила полтора килограмма мандаринов, а когда перевесила, то заметила, что недовес составляет 120 граммов. Вернулась на рынок, чтобы пристыдить продавщицу, а та, ничуть не смутившись, заявила, что просто вынуждена обвешивать покупателей, чтобы компенсировать потери из-за большого количества гнили. По словам сыктывкарки, продавцы на замечания покупателей, особенно пожилых людей, отвечают хамством, причем на повышенных тонах. Старики, как правило, теряются. Представитель столичной администрации Алексей Кузенный попросил позвонившую написать письменное заявление, чтобы проверить этот сигнал с помощью полицейских. Как пояснила Татьяна Вялкова, бороться с обвесом и обсчетом можно только при помощи «контрольных закупок». К сожалению, специалисты Роспотребнадзора по действующему законодательству не вправе применять этот эффективный метод. Начиная с 2006 года «контрольная закупка», предпринимаемая специалистами Роспотребнадзора, расценивается как превышение полномочий. Зафиксировать обман потребителя они могут лишь в присутствии потерпевшего, что нереально, а привлекать неких «добровольных помощников» или «внештатных инспекторов» тоже чревато конфликтом с законом. С арифметикой туго Еще одна дозвонившаяся, которая представилась Тамарой Александровной, пожаловалась на «космические цены» в буфете детской поликлиники № 3. «Вы попробуйте там накормить ребенка, – в сердцах восклицала пожилая женщина. – Хотя раньше там было все нормально. Цены взлетели, когда поменялся владелец». По мнению Татьяны Вялковой, можно попытаться повлиять на предпринимателя через главного врача больницы. Конечно, ограничить цены невозможно, но главный врач вправе пересмотреть договор аренды с коммерсантом. Участники прямой линии сетовали также на то, что зачастую нужно «сломать голову», чтобы высчитать стоимость килограмма того или иного продукта. Торговцы на ценниках указывают стоимость продукта за полкилограмма, за 200 граммов и так далее. Чтобы сопоставить эту цену со стоимостью тех же продуктов в других торговых точках, без калькулятора просто не обойтись... На что жалуемся? Как рассказала нам начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Коми Ольга Акулова, жалобы потребителей на предприятия торговли составили 40% от всех поступивших в прошлом году в адрес управления обращений. (С письменными заявлениями по разным поводам обратились более 1 тысячи 300 граждан.) Немного опережает торговлю по количеству нареканий сфера ЖКХ. Резко увеличилось число претензий в сфере транспортных услуг. Чуть меньше стали жаловаться на банки. Тем не менее в судах рассматривались дела в отношении «Сбербанка России», ВТБ 24, «Хоум кредит энд Финанс Банк». С кредитных учреждений через суды взыскивали излишне уплаченные клиентами суммы, наказывали за ущемляющие потребителя условия договоров в части страхования. После Сыктывкара активнее всего права граждан в судах защищали в Ухте, Сосногорске, Усть-Вымском и Княжпогостском районах. Есть за что бороться В настоящее время 47% нарушений касаются неисполнения установленных правил продажи и оказания услуг. Несомненно, что решения судов о взыскании половины суммы штрафов в пользу потребителя (если требования покупателя не удовлетворялись добровольно) заставят продавцов и исполнителей услуг более внимательно прислушиваться к претензиям покупателей. В республике уже есть подобные прецеденты. Так, мировой судья Эжвинского района по иску потребителя, через интернет заказавшего из Москвы запчасть для моторной лодки, вынес решение, по которому поставщик помимо стоимости детали и компенсации морального вреда выплатил клиенту еще 17 с половиной тысяч рублей в виде штрафа. Сумма штрафа зависит от стоимости оказавшегося недоброкачественным товара. Если суд рассматривает дело по поводу автомобиля стоимостью 400 тысяч, штраф в пользу потребителя составит 200 тысяч рублей. Покупателю есть за что бороться, а продавцу или изготовителю есть что терять. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Коми за минувший год подготовили для судов 60 заключений в защиту потребителей. Всего за минувший год суды по заключениям специалистов Роспотребнадзора взыскали в пользу потребителей 1 миллион 297 тысяч рублей. Понятно, что пока эта сумма состоит не только и не столько из штрафов. Люди чаще всего обращаются в суды, если теряют большие суммы. Но иногда принцип дороже денег. Так, одна женщина подала в суд, не согласившись с тем, что бар заставил ее заплатить 100 рублей за разбитый стакан. Ольга САЖИНА. |