Общество |
14 декабря 2012 года |
Троечников не пущать?
На Петербургском международном экономическом форуме ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил внести в рассматриваемый в Госдуме Закон «Об образовании» новую поправку: запретить брать на бюджетные места в вузы с баллами по профильным предметам ниже 50-55, что соответствует четверке. Троечники, по его мнению, должны получать высшее образование только за свой счет. Ректор отметил, что сегодня большинство приличных вузов устанавливают «порог»: если абитуриент сдал ЕГЭ на 50 или 55 баллов, то там у него просто не берут документы. «Мы предлагаем сделать это в национальном масштабе», – заявил Кузьминов. А вы согласны с подобной поправкой в закон? Игорь Ковзель, председатель Госсовета РК: – Каждый вуз сам определяет балльный порог на бюджетные места в зависимости от конкурса и потребности – могут и с 90 баллами не принять. Но если бы я был ректором какого-то вуза, то поступил бы следующим образом: когда устраиваешься на работу, есть такая вещь, как испытательный срок. Я бы установил для «троечников»-бюджетников испытательный срок. В этом случае откровенно слабые отсеются, останутся только те, кто способен усвоить учебный материал по специальности. Дмитрий Беляев, замминистра образования РК: – При всем моем уважении к коллеге это все-таки субъективное мнение. Ярослав Кузьминов рассуждает с позиции ректора столичного вуза, куда приезжают поступать выпускники школ со всей страны с высокими баллами ЕГЭ. Сегодня вузы имеют право самостоятельно определять при приеме нижний пороговый балл. Если нижняя граница будет введена законодательно и ребенок не сможет поступить на бюджетной основе, то это нарушит его конституционное право на получение образования. «Нижний порог» у региональных и федеральных вузов все же не может быть одинаковым. К тому же законодательно закрепленный «нижний порог» создаст дополнительное психологическое давление на выпускников, которые и так получают стресс от ЕГЭ, а если они еще будут точно знать, что, не набрав определенного количества баллов, не поступят в вуз, это заставит их еще больше волноваться во время экзамена и может лишь ухудшить показатели. Кроме того, долгая работа в университете убедила меня в том, что результаты экзаменов отнюдь не всегда отражают знания студента. Тому, кто владеет предметом, может помешать волнение. Бывало и так, что в университет поступали отличники, которые на фоне более слабых однокурсников расслаблялись и за время учебы в вузе скатывались до троек. И наоборот: иной троечник, поступив в вуз, так старается не опозориться перед преподавателями, что со временем становится лучшим студентом. Я сам, будучи гуманитарием по складу ума, вдруг решил поступить на физмат. Первый год в университете учился на тройки, потому что математика все же сложная наука. На втором курсе уже поднялся до твердой четверки, а закончил вуз в числе лучших. Михаил Герцман, композитор: – В школе я учился чрезвычайно плохо. Чисто интуитивно по важным для меня в будущем предметам шел в основном на четверки, по всем остальным дисциплинам – тройки. И скажу вам так: за ум я взялся именно в вузе, когда увидел серьезную конкуренцию. Поэтому считаю, троечникам надо давать шанс – ввести для них испытательный срок на один год. Отличник ведь, знаете ли, штука сомнительная. Я давно за ними наблюдаю, и у меня есть целая теория про них. У нас в классе была группировка отличников, и из них получилось мало что хорошего. Они часто люди без полета. Да, многие стали кандидатами наук, есть парочка докторов-профессоров. Но будь у нас вуз (а не колледж, где я преподаю), я бы тоже был профессором. Но это все ерунда. Нам, троечникам, все время приходилось вертеться, бороться за оценку, а отличники очень часто «ехали» до десятого класса по инерции. Для них тройка была катастрофой, «отравленным» летом. Кто-то рыдал: «Господи, у меня тройка по русскому». А мы – да ладно, подумаешь тройка! И ведь точно – троечники более перспективны. Наблюдая за своими одноклассниками 41 год, я вам точно говорю: те, кто был троечником, много чего добились. И личности они однозначно более интересные. Нина Нестерова, ректор академии госслужбы и управления РК: – В целом с таким предложением можно согласиться, однако это чревато для тех же технических вузов, особенно региональных, поскольку, несмотря на политику привлечения абитуриентов на технические и естественно-научные специальности, приоритеты по выбору программ обучения остаются те же – юриспруденция, менеджмент, экономика. Иван Поздеев, руководитель администрации МО ГО «Сыктывкар»: – Поскольку этот вопрос затрагивает интересы большого количества людей, торопиться с принятием решения не стоит. Необходимо взвесить все «за» и «против». Есть вероятность, что в случае установки нижней планки в 50 баллов некоторые учреждения столкнутся с элементарным недобором на бюджетные места. Даже при наличии желающих поступить в вуз выпускников, набравших по результатам ЕГЭ, скажем, 49 баллов. А ведь впоследствии такие студенты вполне могут стать блестящими специалистами, проявив особые способности во время учебы. Как известно, даже самые одаренные люди могут не проявить все свои таланты и знания во время экзаменов. К примеру, по рассказам историков, русский ученый, создатель аэродинамики как науки Николай Жуковский провалил экзамен по геодезии в Петербургском институте путей сообщения. Великий физик Альберт Эйнштейн не только никогда не был в числе первых учеников, но и не сдал с первой попытки вступительные экзамены по ботанике и французскому языку при поступлении в Цюрихский политехникум. Подготовили Артур Артеев, Галина Бобракова, Галина Гаева, Ольга Кермас. |