Культура |
8 ноября 2012 года |
С камерой лучше притворяться мертвым / Финский кинодокументалист поделился секретами съемок на природе
В Сыктывкаре на минувшей неделе в рамках Международных эко-дней прошла серия мероприятий, организаторами которых выступили вузы республики при поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. В обсуждении экологических проблем, в демонстрации фильмов, выставок и мастер-классов активное участие приняла делегация Института окружающей среды Финляндии. Пожалуй, одним из самых ярких событий недели стал показ в Сыктывкарском государственном университете фильмов финского кинодокументалиста Петтери Саарио. СЫКТЫВКАРСКИМ зрителям представили четыре фильма финского мастера. В его лентах практически нет разговоров. Жители столицы увидели первозданную природу Финляндии в поражающих совершенством панорамах и ракурсах, выстраиваемых автором. Съемки каждого из фильмов у Петтери занимали много времени – от трех до пяти лет. За некоторыми кадрами из жизни животных ему приходилось «охотиться», сидя в «засаде» по нескольку дней. Мастеру удалось снять с близкого расстояния самых опасных хищников: медведицу с медвежатами, росомаху, рысь, волков, орлов. Петтери тратит уйму времени на то, чтобы «поймать» сцены, где звери охотятся, поедают добычу, играют, кувыркаясь в траве... Больше всего кинодокументалист любит снимать рыб, наблюдая за ними под водой. «Если бы рыбы умели говорить и рассказывать о себе, то человек, несомненно, полюбил бы их больше, чем птиц», – считает мастер. Оказывается, для того чтобы снимать подводный мир, Петтери специально прошел курс подготовки дайверов. Когда его спросили, как рыба подпускает его настолько близко, он пояснил, что для этого надо лечь на дно и притвориться мертвым. А на вопрос, нападали ли звери во время съемок, Петтери полушутя ответил, что самый страшный зверь – это комар. Снимая дикую природу в экзотических странах, он заразился малярией. Самое главное, чтобы избежать опасности, по его словам, надо знать, как вести себя с животными. Петтери выступает и в качестве продюсера своих фильмов. Киноленты о природе редко бывают востребованы в чистом виде, поэтому, снимая зверей, птиц, рыб, реки с водопадами, озера, горы, равнины и леса, он всегда попутно занимается еще чем-то. Его интересует не столько сама природа, сколько то, что происходит во взаимоотношениях между человеком и окружающим миром. Говорит, что любит снимать людей, близких к природе. По убеждению финского кинодокументалиста, человек во многом похож на животного. «Когда вторгаешься в жизнь животного или человека другой культуры – не стоит думать, что ты лучше их», – считает Петтери. Эту фразу он повторил несколько раз, и, судя по всему, это кредо его творчества. СРЕДИ прочих своих работ мастер показал документальный фильм, отснятый в Карелии. Героями киноленты стали пожилые супруги, доживающие свой век в деревне (близ национального парка Паанаярви), находящейся под угрозой уничтожения из-за планируемого здесь строительства гидроэлектростанции. Это один из самых бедных уголков России. Серые деревянные дома, бани по-черному… Пожалуй, весь сценарий фильма можно пересказать фразой «Жили-были старик со старухой…». Камера фиксирует мельчайшие подробности их жизни. Вот хозяйка отводит на выпас корову с теленком, а старик молча сидит на лавочке и взбивает сметану в масло… Живут пожилые карелы практически в полной изоляции от окружающего мира, ведут натуральное хозяйство, а потому все делают сами. Основная интрига заключается в том, что в конце фильма бодливого теленка, о котором старики заботились в течение всего долгого лета, забивают на мясо. Бытовые сцены из жизни людей чередуются с эпизодами, в центре которых медведица с медвежатами. В финале фильма супруги с аппетитом поедают жареное мясо, а медведица раздирает тушу очередной своей жертвы. Автор наводит зрителя на мысль, что мир людей немногим отличается от мира животных. Как рассказывает Петтери, после показа этого фильма он получил много гневных звонков. Людей, живущих в городах, фильм просто шокировал, хотя сами они каждый день едят мясо, но при этом почему-то этих пожилых карелов считают варварами. Впрочем, фильм не об этом. Как пояснил автор, главная мысль, которую он пытался донести до зрителей, заключается в том, что большинство людей разучились заботиться о себе так, как герои фильма. По его мнению, несмотря на крайнюю бедность, его герои – очень счастливые люди. Свою жизнь они полностью контролируют сами, обходясь во всем без посторонней помощи. Способны ли будут выжить в подобных условиях обитатели мегаполисов? А ведь окружающая действительность крайне непредсказуема, экономика нестабильна, и нет никакой гарантии, что сложившийся в больших городах быт однажды не рухнет. – Вы должны гордиться тем, что на вашей территории живет коренной народ коми, бытие которого наполнено подлинным, настоящим смыслом, и сделать все возможное, чтобы сохранить его культуру и традиции, – сказал в завершение разговора гость из Финляндии. Уезжая, Петтери пообещал, что на будущий год он приедет в Коми снимать фильм в национальном парке «Югыд ва». Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |