Дым Отечества |
23 июня 2012 года |
Ученый учитель/ Исполнилось 100 лет со дня рождения Федора Попова, оставившего след в образовании, науке, культуре
Федор Попов (справа) на первомайской демонстрации. 1962 год.
Ф.Ф.Попов с семьей. 1941 г.
Исполнилось 100 лет со дня рождения Федора Федоровича Попова – коми языковеда, литератора, автора учебников коми языка для средних школ республики, учителя-методиста. Уже почти полвека, как этот человек ушел из жизни. Но в памяти его близких, учеников, единомышленников он продолжает оставаться таким же, каким и был: жаждущим новых знаний, влюбленным в родной язык, делающим все для того, чтобы развивалась коми литература и не затухала дорогая сердцу коми речь. У Федора Федоровича была типичная для людей его поколения и круга судьба. Родился 30 мая 1912 года в вымском селе Онежье, входившем тогда в Яренский уезд Вологодской губернии. Родители, так же как и деды, прадеды, крестьянствовали, трудом и потом добывая хлеб насущный. Такая же судьба была предначертана и Федору. Но хлебопашцем он не стал, вступил на невиданную доселе для его родичей колею – ученого. В 1929 году смышленый мальчик окончил семилетку в селе Серегово, поступил в педтехникум в Усть-Сысольске. А окончив его в 1932 году, стал студентом только что открывшегося в Сыктывкаре педагогического института. Активист-комсомолец к тому времени для себя уже четко уяснил, что из множества сфер и направлений для него самыми увлекательными являются язык и литература. Еще в школе Федор организовал литературный кружок, писал стихи, заметки в газету, не без гордости называл себя сельским корреспондентом. Все это продолжал делать и в техникуме, став студентом, был делегатом третьей конференции селькоров Коми края. Сохранилась фотография, сделанная в дни работы конференции. В центре селькоров сидит Виктор Савин, а недалеко от него стоит 17-летний коллега будущего корифея коми литературы Федор Попов. В пединституте юноша из Онежья возглавляет литературную секцию, активно печатается в журналах «Ордым», «Ударник», входит в состав редакционной коллегии последнего. С этого же времени появляется мечта: сделать хороший учебник коми языка для школ. В 1936 году Федор оканчивает пед-институт, где его оставляют преподавать коми язык. Одновременно он читает курс коми литературы в педагогическом, кооперативном и индустриальном техникумах. На пед- рабфаке, где он тоже занимается с учащимися, его удостаивают звания педагога-ударника. Молодой, энергичный, увлеченный человек продолжает жить во все более убыстряющемся напряженном темпе, самозабвенно работая над тем, что востребовано и жизнью, и людьми. Можно лишь догадываться, каким шоком оборачиваются для него надуманные обвинения в троцкизме и национализме. «Разоблачены и исключены из рядов комсомола враги народа Цембер, Попов Ф.Ф., исключены за связь с врагами народа Напалков, Старцев и др.» – это строчки из отчетного доклада комитета ВЛКСМ пединститута. Вслед за заклеймением последовал арест. Федор Попов стал заключенным Локчимлага. Всего за полгода до этих драматических событий он женился на студентке педагогического техникума Фене Макаровой. Осуждение мужа по политической статье аукнулось и на молодой жене. С четвертого курса она была вынуждена прервать учебу, уехать в родное село Небдино. Здесь же в самое тревожное для молодой семьи Поповых время родился их первенец – дочь Эльвира. По бесчеловечным законам того времени мать и крошка-дочь автоматически стали «врагами народа», испытав на себе и все сопряженные с этим ярлыком последствия. Позже вместе с отцом они были официально реабилитированы. Фекла Ивановна Попова сумела добиться свидания с мужем. Благо он содержался, можно сказать, по соседству с Небдино – в селе Пезмег, считавшемся «столицей» Локчимлага. На встречу она отправилась, прихватив грудную дочурку, чтобы показать ее отцу. Федор Федорович не скрывал счастья, когда бережно взял в руки почти невесомый сверток с мирно посапывающим ребенком. К нему подошел один из собарачников и тоже попросил подержать кроху. Потом один за другим к ним потянулись и другие заключенные. Боясь уронить, каждый бережно принимал сверточек в свои руки. При этом обветренные хмурые лица и глаза преображались, словно в их заточение проник яркий луч солнца. С волнением, с трепетом отец не раз нам впоследствии рассказывал об этом незабываемом эпизоде из лагерной жизни. Через полтора года после водворения в лагерь, в апреле 1939 года, Федор Попов был освобожден «за недоказанностью преступления» и даже восстановлен в комсомоле. После возвращения в Сыктывкар его снова пригласили работать в пединститут. А одновременно с этим из наркомата просвещения Коми АССР он получил предложение заняться составлением и изданием учебно-методической литературы. Наконец-то он, как никогда, был близок к осуществлению своей давней мечты – создать хороший учебник коми языка. Увы, напряженная, увлеченная работа над ним снова застопорилась: началась война. Федора Попова призвали на фронт. Но в 1943 году по состоянию здоровья его демобилизовали. Подлечиться, набраться сил после возвращения домой не удалось ни дня. Осенью 1943 года его направляют учителем в Сторожевскую школу, где он позже становится завучем. В 1947 году выходит из печати и долгожданный учебник по коми грамматике. Ученики Федора Федоровича послевоенных лет позже вспоминали, что они очень гордились тем, что их сельский учитель – автор учебника, по которому они постигают премудрости коми языка. Школярам коми языковед запомнился строгим, но справедливым. В отличие от некоторых педагогов он никогда не повышал голоса, не кричал, спокойно, на равных общался как с коллегами, так и с учениками. К нему, как к грамотному человеку, обращались многие сельчане с просьбой написать заявления в разные инстанции. Он никому не отказывал, за что прослыл безотказным человеком. Такая красноречивая деталь: от любого вознаграждения учитель напрочь отказывался, запретив жене принимать даже незамысловатые «презенты» за услуги в виде выпечки или молочных продуктов. И это несмотря на то, что семья никогда не жила в роскоши и денег и продуктов зачастую было в обрез. Близким Федор Федорович запомнился заботливым мужем и отцом. В военные и послевоенные годы, когда хлеб выдавали по карточкам, весь заработанный брусочек он аккуратно разрезал на равные кусочки всем членам семьи: себе, жене, детям, теще. Возражения жены: «Ты же мужчина, тебе больше надо» – всегда отметал. После войны, когда Фекле Ивановне иногда удавалось порадовать семью чем-нибудь вкусненьким, например, яблоками или яйцами, она каждому за столом клала на тарелку по штучке лакомства. И Федор Федорович деликатно, но настойчиво каждый раз отказывался от своей порции, тут же разделив ее между детьми. В 1952 году семья Поповых возвращается в Сыктывкар. Федору Федоровичу предлагают работу в Институте усовершенствования учителей по созданию отвечающих времени учебников и новых методических пособий для учителей. В ИУУ он возглавляет кабинет коми языка и литературы. Уже в 1956 году из печати выходят комплект учебников для школ по фонетике, морфологии, синтаксису коми языка, а также методички, сборники диктантов. По словам Федора Федоровича, за это время им были написаны около 50 статей, он снова активно печатался в газетах и журналах. Богатым опытом и многочисленными наработками в 1956 году он делился с участниками первого съезда учителей Коми АССР, выступив с его трибуны с большим докладом. В 1960 году Федору Федоровичу присваивают высокое звание «Отличник народного просвещения». В 50-60-е годы имя Федора Попова было широко известно в республике. Ученый В.А.Ляшев называл его ученым-методистом. Эти слова точно отражали вектор поисков Федора Федоровича на пути оптимального и качественного преподавания коми языка. Все его наработки по методике обучения языку коренного народа зижделись на научной базе. С другой стороны, он отвергал заученные приемы, штампы, скуку, серость, всегда нацеливал учителей на поиск новых форм уроков. Урок-экскурсия, урок-встреча, урок-поход, урок-доклад, урок-диспут... Вот далеко не полный перечень многообразия занятий, которые, по его мнению, обязан внедрять в свою работу каждый учитель. Любовь к коми языку на протяжении всей жизни у Федора Федоровича сочеталась с притяжением к литературному труду, творчеству. Он публиковал критические и литературоведческие статьи, «пристрастно» знакомился с произведениями молодых литераторов, глубоко знал творчество классиков – И.Куратова, В.Савина, В.Чисталева, М.Лебедева. С некоторыми прозаиками и поэтами, как, например, С.Попов, он тесно общался, дружил. Народный поэт Республики Коми обращался к Федору Федоровичу уважительным именем – «Учитель». Наполненная до краев большими и малыми делами жизнь не оставляла времени на отдых, расшатала здоровье. После тяжелой операции Федор Федорович долго приходил в себя. Но и в этой ситуации думал о предстоящей работе. 17 июня 1963 года сделал такую запись: «Сел писать новый учебник». А восьмого августа его не стало. Ему шел всего 52-й год. В 1995 году в селе Сторожевск, где в 40-50-е годы Федор Федорович работал в школе, была организована республиканская конференция по совершенствованию учебников и методических пособий, посвященная его памяти. О бывшем учителе тепло вспоминали его коллеги, сельчане, сподвижники по работе в Сыктывкаре. Помнят Федора Федоровича и в наши дни. Его столетие общественность Сыктывкара отметила двумя вечерами памяти, состоявшимися в КГПИ и в республиканском институте переподготовки кадров. Эльвира ЯЛИВЧУК, дочь Ф.Ф.Попова. Фото из архива семьи Яливчук-Поповых. |