Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Культура
11 декабря 2007 года

Разоблачение "Святого семейства"

/ Реставратор Ираида Огнева приоткрыла завесу тайны

Доброй традицией Национальной галереи РК стало проведение выставки одной картины. На сей раз ценителям прекрасного представлено полотно неизвестного художника – копия картины итальянского живописца Чезаро де Сесто «Святое семейство со святой Екатериной», находящейся в Эрмитаже.

 

Чезаро де Сесто был учеником Леонардо да Винчи в Милане, пока не подвергся влиянию Микеланджело и Рафаэля. Известно, что сам Леонардо да Винчи создал всего лишь 12 полотен, но его ученики, копируя работы мастера, сотворили энное количество вполне прилежных копий – «леонардесок». В 1769 году работа Чезаро де Сесто попала в Эрмитаж как работа именно Леонардо да Винчи. Полотно вызвало самые горячие восторги знатоков и ценителей, картину называли драгоценным достоянием музея, критики писали, что в ней со всей полнотой раскрылся гений Леонардо. Французский писатель Стендаль, например, считал, что это лучшее из всего, что сотворил да Винчи. Но в конце ХIХ века, снимая старый лак, реставраторы обнаружили подпись де Сесто.

 

Копирование произведений классической живописи входило в систему обучения Санкт-Петербургской академии художеств, созданной в 1757 году. Здесь и была создана копия «Святого семейства». По всей видимости, неизвестный художник был убежден, что копирует самого да Винчи. В начале прошлого века это полотно попало в Московский Румянцевский исторический музей, а после революции 1917 года – в Государственный музейный фонд. К тому времени авторство картины, хранящейся в Эрмитаже, уже было раскрыто.

 

В августе 1928 года из Государственного музейного фонда в Усть-Сысольск отправили коллекцию из 115 работ живописи, графики, скульптуры. В этой коллекции была и копия «Святого семейства». Полотно оказалось чрезвычайно хрупким. По предположению реставратора Национальной галереи Ираиды Огневой, грунтовку холста выполнили с грубыми нарушениями технологии, из-за чего красочный слой находится в постоянном движении, образуя кракелюр – сетку из мелких трещинок. За то время, что картина находилась в галерее, она дважды реставрировалась. Первая профессиональная реставрация прошла в 1975-1976 гг. По воспоминаниям И.Огневой, полотно было настолько повреждено, что краска трескалась и осыпалась. Особенно сильно пострадал лик Мадонны, который до сих пор остается самым уязвимым местом на полотне.

 

По причине хрупкости полотно не выставляется на постоянную экспозицию, а хранится в фондах. В июне 2007 года Ираида Леонидовна вновь приступила к реставрации. Старания не прошли даром – ее взору открылась подпись «D.Сhelou 1835 a St-P». Что скрывается за этими словами – данные художника или местность написания полотна, пока не известно. Возможно, эта тайна тоже когда-нибудь будет раскрыта.

 

Марина ЩЕРБИНИНА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №229 (3663) - 11 декабря 2007 года

Визитная карточка Прилузья / Объячевский очаг культуры отметил свое 10-летие

"Звуки Пармы" написаны и услышаны

 №226 (3660) - 7 декабря 2007 года

"Фаворитка" на европейской сцене / Премьеру спектакля наши артисты опробовали на зрителях Швейцарии

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 229 (3663)
11 декабря 2007 года
вторник

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»