Культура |
11 декабря 2007 года |
Разоблачение "Святого семейства"/ Реставратор Ираида Огнева приоткрыла завесу тайны
Доброй традицией Национальной галереи РК стало проведение выставки одной картины. На сей раз ценителям прекрасного представлено полотно неизвестного художника – копия картины итальянского живописца Чезаро де Сесто «Святое семейство со святой Екатериной», находящейся в Эрмитаже. Чезаро де Сесто был учеником Леонардо да Винчи в Милане, пока не подвергся влиянию Микеланджело и Рафаэля. Известно, что сам Леонардо да Винчи создал всего лишь 12 полотен, но его ученики, копируя работы мастера, сотворили энное количество вполне прилежных копий – «леонардесок». В 1769 году работа Чезаро де Сесто попала в Эрмитаж как работа именно Леонардо да Винчи. Полотно вызвало самые горячие восторги знатоков и ценителей, картину называли драгоценным достоянием музея, критики писали, что в ней со всей полнотой раскрылся гений Леонардо. Французский писатель Стендаль, например, считал, что это лучшее из всего, что сотворил да Винчи. Но в конце ХIХ века, снимая старый лак, реставраторы обнаружили подпись де Сесто. Копирование произведений классической живописи входило в систему обучения Санкт-Петербургской академии художеств, созданной в 1757 году. Здесь и была создана копия «Святого семейства». По всей видимости, неизвестный художник был убежден, что копирует самого да Винчи. В начале прошлого века это полотно попало в Московский Румянцевский исторический музей, а после революции 1917 года – в Государственный музейный фонд. К тому времени авторство картины, хранящейся в Эрмитаже, уже было раскрыто. В августе 1928 года из Государственного музейного фонда в Усть-Сысольск отправили коллекцию из 115 работ живописи, графики, скульптуры. В этой коллекции была и копия «Святого семейства». Полотно оказалось чрезвычайно хрупким. По предположению реставратора Национальной галереи Ираиды Огневой, грунтовку холста выполнили с грубыми нарушениями технологии, из-за чего красочный слой находится в постоянном движении, образуя кракелюр – сетку из мелких трещинок. За то время, что картина находилась в галерее, она дважды реставрировалась. Первая профессиональная реставрация прошла в 1975-1976 гг. По воспоминаниям И.Огневой, полотно было настолько повреждено, что краска трескалась и осыпалась. Особенно сильно пострадал лик Мадонны, который до сих пор остается самым уязвимым местом на полотне. По причине хрупкости полотно не выставляется на постоянную экспозицию, а хранится в фондах. В июне 2007 года Ираида Леонидовна вновь приступила к реставрации. Старания не прошли даром – ее взору открылась подпись «D.Сhelou 1835 a St-P». Что скрывается за этими словами – данные художника или местность написания полотна, пока не известно. Возможно, эта тайна тоже когда-нибудь будет раскрыта. Марина ЩЕРБИНИНА. |