Дым Отечества |
24 сентября 2011 года |
Дорога на Подору/ В селе Помоздино в четвертый раз прошли Дмитровские образовательные чтения
Девяносто три года назад, в такие же осенние сентябрьские дни 1917 года, в местечке Подора, на территории нынешнего Усть-Куломского района, был расстрелян священник Дмитрий Спасский. Его гибель стала одной из первых, предшествующих последовавшему вслед за этим широкомасштабному «красному террору» в Коми крае. Вот уже несколько лет 19 сентября, в день гибели батюшки Дмитрия, в селе Помоздино, недалеко от места его расстрела, собираются его родные, а юные исследователи и их наставники из Сыктывкара и других мест проводят республиканские Дмитровские образовательные краеведческие чтения. В этом году Дмитровские образовательные чтения в Помоздино прошли в четвертый раз. Тон этому мероприятию, как и в предыдущие годы, задали ребята из Гимназии искусств при Главе РК. Программа чтений не ограничилась выступлениями, хотя их было немало, а многие из них были содержательными, изобиловали открытиями новых имен, судеб. На другой день после приезда в Помоздино юные краеведы во главе с четой педагогов-энтузиастов из гимназии искусств Аллой и Сергеем Таскаевыми вновь побывали в местечке Подора. Последние пять километров до места гибели о.Д.Спасского из-за бездорожья ребята преодолели пешком. Здесь уже второй десяток лет стоит деревянный крест, установленный в начале 90-х годов внуком погибшего батюшки Феликсом Кармановым и мужем внучки, бывшим Главой Республики Коми Юрием Спиридоновым. Неприметное место в лесной глуши ежегодно убирается от лесного сора, крест и ограда покрываются свежей краской. Здесь ежегодно служится заупокойная лития. Крестный ход на Подору в нынешнюю осень совпал с 10-летием со дня канонизации о.Дмитрия Русской православной церковью. Новомученику Дмитрию Спасскому, единственному из 17 канонизированных церковью наших земляков, воздвигнута часовня. Деревянная часовня поднялась в селе Помоздино, прошедшим летом она была освящена. Средства на увековечение памяти Д.Спасского собирали всем миром, около 200 тысяч рублей на ее строительство пожертвовали родственники святого. Сейчас дом Божий полностью обустроен, он отличается скромностью и благолепием. На видном месте в часовне располагается икона священномученика Дмитрия. Службы в его честь совершаются на двух языках – церковно-славянском и коми. Написан и тропарь, прославляющий новомученика, в котором есть и такие слова: «...и вся православные христиане во дни гонения безбожного жизнь за веру во Христа положившия и кровьями истину соблюдшия». Дмитровские чтения от крыл внук святого Феликс Григорьевич Карманов. (Кроме него в Помоздино в этот день побывали и две внучки о.Дмитрия, сестры Эмма и Ирма, в девичестве Кармановы.) Родные по крохам и крупицам воссоздают земную жизнь своего предка. Феликс Карманов поделился, как, работая в Помоздинском райисполкоме, однажды по делам службы очутился недалеко от Подоры и, разузнав о месте гибели деда, решил пешком дойти до него. Неблизкий крюк обернулся тем, что он опоздал на работу. Пришлось соврать, что в пути натер ноги. Иначе бы несдобровать, интерес к прошлому, даже к судьбе собственного деда, расстрелянного советской властью, мог обернуться взысканием, наказанием. О жизни священника из села Усть-Нем Д.Спасского свидетельств осталось немного. Но каждый добытый из расспросов и архивов факт для его внуков по- особому дорог и значителен. К примеру, они узнали, что приходского священнослужителя, обремененного большой семьей, в 1915 году призывали на фронт империалистической войны, несколько месяцев он прослужил полковым священником. Всю жизнь призывавший с церковного амвона людей к миру и согласию, батюшка остро переживал начинавшуюся братоубийственную гражданскую войну. Когда в Усть-Нем вошла воинская часть «белой» армии, в которой находились его хорошие знакомые, он не стал встречать их колокольным звоном. Позже объяснил, что противостояние между соотечественниками к добру не приведет, и он не благоволит ни к тем, ни к другим. «Белые» никаких санкций к «рассудительному» батюшке не применили. Но приехавший вслед за ними на пароходе «Доброжелатель» красный командир М.Мандельбаум прохладный прием принял однозначно – «саботаж советской власти». Распорядился схватить батюшку, его погрузили на пароход, повезли из дому. В пути отец Дмитрий пытался убедить разъяренных представителей новой власти прислушаться к его доводам, остановить бесчинства. Но в ответ получал лишь удары нагайкой. Обессилевшего пленника высадили в глухом месте возле таежной речки Подора. Из последних сил заставили вырыть себе могилу. И пустили в расход. Сообщения и доклады, прозвучавшие на чтениях, дополнили список тех, кто в 20-30-е годы прошлого столетия пострадал за веру. Школьники из усть-куломского села Жежим рассказали о поиске сведений канонизированного иерея Григория Сильвеструка, до ареста и гибели служившего в Хмельницкой области, на Украине. Ребята завязали контакты с его биографами, родственниками, много узнали о судьбе пострадавшего батюшки. Разыскали они и примерное место в лесу возле Жежима, где Г.Сильвеструк находился за колючей проволокой и погиб. Учащиеся гимназии искусств ежегодно в дни летних каникул совершают экспедиции в разные уголки Коми края, чтобы набраться впечатлений и помочь в обустройстве, в восстановлении храмов. Минувшим летом их маршрут пролег до удорского села Ертом, где местная община восстанавливает каменный Свято-Троицкий храм. Помощь юных исследователей оказалась кстати, они помогли разобрать пристройку к церкви, многие годы служившей очагом культуры. Кроме того, ребята собрали этнографический материал, записали образцы фольклора, провели мастер-классы для сельских сверстников по овладению ремеслами, которым научились сами. Необычный ракурс для своего доклада выбрала третьекурсница филфака КГПИ Яна Шартон. Его название «В плену времен: немцы и старообрядцы на земле Усть-Цилемской». На примере своей семьи молодая исследовательница провела параллели между исконными жителями берегов Печоры и ссыльными немцами, заброшенными сюда в 30-е годы. И обнаружила в их мировоззрении и укладе жизни немало сходных черт. Это прежде всего сила духа, огромная работоспособность, следование традициям, в том числе вера в Бога. И чтения, и в целом поездка в Помоздино получились насыщенными, интересными, трогательными. Недоумение и вопросы вызвало разве только то, что и в часовне, где проходила праздничная служба, и в доме детского творчества, где прозвучали выступления, совсем не было видно местных жителей. Ни взрослых, ни детей. Получается, что мероприятие в глубинке было интересно лишь его гостям? Анна СИВКОВА. Усть-Куломский район |