Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Домашний Очаг
18 февраля 2011 года

Школьные оценки

/ Как к ним относиться?

Школа – первый серьезный «выход» ребенка в социум и оценка последним достижений «маленького человека».
Что включает в себя эта оценка? Прилежность, коммуникабельность, умение подстроиться под другого человека, нормы и требования школы, хорошее усвоение преподаваемого материала, работоспособность –
этот перечень можно продолжать до бесконечности.

 

Однако в целом отношение к школьной успеваемости у родителей и учителей однозначное: как ребенок учится, так в дальнейшем он сможет устроиться в жизни. Насколько подобная категоричность продуктивна?

Факт 1: Отличная учеба в школе часто не приводит в дальнейшем к «успешности» в жизни (высокому социальному положению, зарплате, знаменитости и т.д.).

Факт 2: Люди, которые учились плохо, достигли в жизни того, что хотели.

Можно приводить много доводов «за» и «против» придания высокой значимости школьной успеваемости. Все дело в том, что за хорошей или плохой учебой могут стоять разные причины. Один ребенок может быть от природы одарен хорошими способностями – и отличная учеба для него не потребует особых усилий, но насколько в дальнейшем такой ребенок будет готов к ситуации, когда его способностей не хватит и придется прикладывать много сил, чтобы справиться с задачей (а ведь он привык «побеждать», не затрачивая усилий)? Другой ребенок мог бы учиться на отлично, но учителя требуют от него «покладистости», а он свободолюбиво хочет признания своей позиции, и либо учителя его «наказывают оценкой», либо он в знак протеста не учится. А третий ребенок, имея очень средние «способности» к учебе, великолепно ладит с людьми, в частности со сверстниками, учителями, его все любят и многое ему «сходит с рук», отличные оценки он получает скорее за то, что «очень милый». А четвертый ребенок – музыкально одарен, а вот точные науки – не его стезя, отсюда – опять плохая успеваемость в школе.

Но может быть и так, что ребенок из-за каких-то проблем в семье вообще не проявляет интереса к любым занятиям, он слишком поглощен семейными проблемами.

Так о чем тогда могут говорить школьные оценки?

Некоторые последствия, и как их избежать

Часто, если ребенок плохо учится, родители и учителя постоянно сравнивают его с теми школьниками, которые учатся гораздо лучше него. У ребенка в таких случаях может снижаться самооценка, усиливается враждебность по отношению к этим «лучшим», он может занять или усвоить позицию «вечного неудачника» (да, я такой, и ничего с этим не сделаешь). Поэтому, приводя в пример лучшего ученика, взрослые должны помнить, что приводить в пример лучше того, чьи результаты «не заоблачны» для ребенка, и обязательно подкреплять сравнение верой в то, что ребенок сможет достигнуть того же, а также подчеркивать все позитивные достижения ребенка.

Другим вариантом, когда ребенок плохо учится, может быть равнодушное отношение взрослых к этому: родителям не до того, учителя давно «махнули рукой» на него и т.д. Ребенок может чувствовать свою «никчемность», ненужность, отвергнутость родителями и социумом. Здесь необходимо найти интересное хобби – записать ребенка на какие-нибудь спортивные занятия и т.д., и желательно, чтобы родители принимали большее участие в его увлечении, отмечали даже небольшие достижения.

В тех случаях, когда родители платят за хорошие оценки, создается, скажем так, нездоровая мотивация у ребенка к хорошей учебе. Хорошая оценка для ребенка в данном случае не приносит радости достижения, а имеет исключительно денежный эквивалент (карманных денег детям в таких случаях практически не выделяется); ребенок учится для родителей, а не для себя. Так что такой мерой лучше не злоупотреблять.

Если родители склонны придавать очень большое значение любой оценке ребенка, у него может сложиться ощущение, что его любят только за хорошие оценки, если он получит плохую – родители уже не будут любить его. Ребенок вырастает тревожным, он боится даже минимальных неудач, у него будет заниженная самооценка, он никогда не сможет по-настоящему получить удовольствие от своих достижений. Взрослые должны уметь дать понять ребенку, что любить они его будут вне зависимости от того, как он учится, а главное, что они будут счастливы только в том случае, если будет счастлив он.

Также ребенок может усвоить установку родителей, что как он учится, так и сложится его дальнейшая жизнь. Если ребенок учится плохо, то может решить, что он уже ничего не в силах изменить, ничего ему не светит и т.д. Если учится на отлично, то в будущем даже небольшая неудача может быть шоком для него, и он может быть к ней не подготовлен – ведь он же был лучшим учеником, окончил школу на одни пятерки – и вдруг неудача! И в данном случае главное, чтобы сами взрослые не относились так однозначно к школьной успеваемости, понимали, что школа развивает некоторые базовые навыки, которые будут необходимы в будущем, и одним из таких навыков является способность как достигать социального успеха (хорошей оценки), так и справляться с теми ситуациями, когда успех не достигается. Как при обучении езде на лошади – вначале нужно научиться правильно падать.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №33 (4430) - 18 февраля 2011 года

Кушать подано!

Ваше здоровье / Дружба - залог здоровья

Фетр: ярко и уютно

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 33 (4430)
18 февраля 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»