Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
4 февраля 2011 года

Приуральская Республика

/ У отрогов горы Сабли раскинулось одно из самых удивительных сел Коми края


Ветераны села Приуральское Надежда Чапина и Валентина Пальшина в школьном музее.

Глава администрации Владимир Есев.

Директор школы Валентина Чапина.

Мастер КБО Галина Попова.

Таким дети из Приуральского видят будущее своего села.

В нынешнем году исполняется 90 лет Республике Коми. Лишь на четыре года младше припечорское село Приуральское, которое в прошлом году отметило свое 85-летие. Громадный по своим размерам регион со статусом республики и небольшой, затерявшийся в печорских далях населенный пункт, можно сказать,
в ногу прошагали почти весь ХХ век. В их биографиях есть и одно яркое сходство: нынешнее село Приуральское в течение двух десятков лет называлось... Республикой. Это единственное поселение в Коми, носившее такое имя. В далеком селе, которое, как и большая республика, объединила выходцев из разных уголков Коми края и России, побывали наши корреспонденты.

Очарованные красотой

Последний отрезок долгого пути до Приуральского пролег по зимнику, пробитому по левому берегу Печоры. Спуски и подъемы напоминают о близости Уральских гор. А таких высоких елей и разлапистых сосен, как на Печоре, наверное, не сыщешь больше нигде.

На подступах к селу чащобы отступают. И «обнажаются» горы. В ясный солнечный день живописные снежные вершины Урала высятся, как будто они рядом, прямо за околицей. В окружающем скалистом пейзаже самая притягательная точка – гора Сабля. До ее отрогов прямиком от села всего каких-то 50-60 километров. Туристы давно облюбовали эти места, считая Приуральское воротами и на Приполярный Урал, и на территорию национального парка «Югыд ва». Местные же жители про себя говорят так: «Мы – очарованные красотой. Кто бы ни приехал в Приуральское, обязательно здесь застрянет. Хоть ненадолго, если не навсегда. Мы – из числа последних».

День, проведенный в Приуральском, познакомил со многими его жителями. Но коренных, печорских, среди них почти не оказалось. «Откуда родом?» – спрашивали мы у собеседников. Они перечисляли: «Большелуг, Вомын, Аныб, Пыелдино, Ижма, Айкино». Называли и другие коми села. Звучали названия и куда более отдаленных от Коми края мест: Татарстан, Грузия, Севастополь... Как тут не поверить в магическую силу места по имени Приуральское, которое принимает людей в свои объятия и уже не отпускает?

Крестьянин и коммунары

Надежда Игоревна Чапина, школьный библиотекарь, создатель сельского музея, по совместительству еще и архивариус Приуральского. Полушутя-полусерьезно она признается, что пришлось пуд соли съесть, чтобы разложить по полочкам историю заселения здешних мест. Хотя, казалось бы, происходило это всего каких-то 85 лет назад. «Но вы только вслушайтесь, до какой нелепицы дело доходило, – убеждала нас женщина. – Даниловский сельсовет, находящийся в деревне Республика. А детский сад, расположенный здесь же, числится Ворошиловским, по названию здешнего колхоза. И такая путаница наблюдалась не во времена царя Гороха, а в 60-е годы прошлого века! И доставляла немало хлопот жителям. А теперь и нам, краеведам, головоломки решать приходится». С этими словами Надежда Игоревна и начинает сказ про свое село.

От первопоселенца этих мест Степана Ефимовича Габова в школьном музее осталась сработанная его руками широкая самодельная люлька. Еще на стене музея висит фотография его жены Пелагеи Степановны. По рассказам, женщина была под стать мужу – сильная, проворная. И детей рожала, и силки проверяла на охотничьих путиках мужа. Желание расширить свои охотничьи владения да пашни и привело в 1922 году крестьянина из вишерского села Большелуг на Печору. Добрался он до селения с «неприличным» названием Позориха, стал промышлять зверя да птицу, а также мастерить всякий нужный в хозяйствах местных жителей скарб. Поднял на берегу небольшой лесной речки Белой избушку. А на берегу Печоры, в местечке Яранкурья, в 1925 году выстроил для семьи дом. Эта дата и считается днем рождения села Приуральское.

Недолго успел порадоваться обретенной свободе крестьянин из Большелуга. О плодородных припечорских пойменных лугах, богатых дичью лесах прознали и другие его земляки с Вишеры и Вычегды. Подоровы, Ветошкины, Панюковы, Зюзевы, Кармановы, Кузнецовы оставили в начале 30-х годов родные волости, перебрались на Печору. На новом месте революционно настроенные крестьяне недалеко от дома Степана Габова образовали сельскохозяйственную коммуну. Дали ей имя большевика Семена Воскова, коммуну стали называть «Восковец».

История создания в 20-30 годы сельскохозяйственных коммун в Коми крае еще ждет своего исследователя. Такие коллективные хозяйства были образованы во многих уголках автономной республики. Правда, «Восковец» отличался от остальных уже тем, что родился почти что на Крайнем Севере. Его вдохновители, как и крестьяне из других коммун, взялись на практике воплощать идею коллективного труда: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям. Однако идея повсеместно потерпела фиаско.

Вот и создание хозяйства на берегу Печоры тоже не заладилось. Как водится, стали искать виноватых. Ох и досталось тогда от земляков единоличнику Габову! Получив отказ от вступления в коммуну, обложили его всякими налогами. Отобрали сруб для нового дома, поднятого им из отборной печорской лиственницы. (Этот дом в Приуральском стоит по сей день.) Его жена, неутомимая Пелагея, ночи напролет пекла в русской печи хлеб, чтобы утром отнести в столовую коммуны, накормить голодных «строителей коммунизма». Неизвестно, чем бы завершилось упрямство первопоселенца, если бы не смута в рядах самих коммунаров. Уже в 1933 году некоторые «восковцы» откололись от коммуны, перебрались в Яранкурью. В середине 30-х годов здесь были созданы колхозы имени Ворошилова и «Республика». А в конце 30-х годов починок Яранкурья первопоселенцы и бывшие коммунары нарекли звучным именем Республика.

Общежитие Габова

22 года – столько времени на карте Коми республики существовал ее тезка – починок, преобразованный в деревню Республика. Чем были заполнены дни, годы, два десятилетия в жизни «республиканцев»? Судя по экспонатам, собранным в школьном краеведческом музее, и быт, и бытие жителей этих мест все так же определяли лес, река и пашня. Сети и неводы, стальные скобы для скрепления бревен, берестяная и деревянная утварь... В музейных витринах – все как и везде. Но и со своей печорской особинкой: любой предмет здесь гораздо больше по размерам, масштабнее, чем их «собратья», бытующие в других регионах Коми.

Уже до войны на печорских заливных лугах, простирающихся вдоль деревни, паслись тучные стада коров. У колхоза имелось даже свое оленье хозяйство. Выращивали не только овощи, но сеяли и рожь, ячмень. Прибывал сюда народ. К примеру, в Республику перебрались несколько семей из Усть-Соплеска, с тамошнего брусяно-точильного комбината. В эти же годы здесь родилось и первое поколение коренных жителей. В начальную школу дети ходили в соседнюю деревню Даниловка. А в 1940 году «храм знаний» распахнул двери и в Республике.

Любопытна история первого школьного здания в Приуральском. Когда коммуна «Восковец» затрещала по швам и несколько семей перебрались на починок к первопоселенцу этих мест Степану Габову, остро встал вопрос с жильем. Тогда он, миролюбивый и широкий человек, предложил построить для всех один общий дом. Этакий ноев ковчег, или общежитие, как бы мы сегодня назвали такое жилище. Габов сам взялся выбрать лес для будущей новостройки, бревна подбирал одинаковой толщины, словно калиброванные. Вскорости в починке вырос настоящий дворец со смолистыми боками и с множеством соток-комнат. Под его сводами к ноябрьским праздникам свили гнезда 20 семей. Время шло, и из «коммунарского дома» жители Республики расселились по своим домам. Тогда домину и отдали школе. Вернее, часть просторной хоромины. Другие ее части в начале 40-х годов обжили правление колхоза и потребительская лавка, торговавшая предметами первой необходимости. Жаль, что этот коммунарский дом, памятник истории, до наших дней не сохранился, сгорел несколько лет назад.

Конец «анархии»

Достаточно крепкое хозяйство в Республике сильно расшаталось в годы войны. Мужиков поголовно забрали на фронт. Но бабы и дети не подкачали, все поставки выполняли в срок. После окончания войны еще долго село приходило в себя. Лишь в 70-е годы расправило плечи. Здешний совхоз стал одним из лучших на Печоре.

В селе вырос новый квартал жилых домов. Гордостью приуральцев стала современная, из бетонных конструкций школа, рассчитанная почти на 400 учащихся.

А еще раньше, в начале 60-х годов, депутаты сельского совета обратились в Печорский райисполком с ходатайством покончить с «анархией» и узаконить для их села одно-единственное имя. Как раз к этому времени и относятся нелепицы, о которых поведала школьный библиотекарь Надежда Чапина. Часть жителей продолжала стоять на своем: именовала селение по первоначальному названию – Яранкурья (в переводе с коми – «ненецкий залив»). Другие нарекли ее Ворошиловкой – по названию здешнего колхоза. Еще часть, памятуя коммунарское прошлое этих мест, именовала деревню не иначе как «Восковец». А вот за название «Республика» на историческом заседании исполкома сельсовета в 1962 году никто из присутствующих не «заступился». Наоборот, депутаты с удовольствием предались творческому процессу – стали подбирать своему селу новое, красивое имя. Кто-то и предложил тогда наречь его Приуральским. За это все единогласно и проголосовали. Оно быстро прижилось, полюбилось всем сельчанам.

Сами с усами

«Как живется-можется в Приуральском?» – спрашиваем у главы сельской администрации. Печорский крепыш Владимир Александрович с типично вычегодской фамилией Есев добродушно смеется: «Лучше всех!» Так же оптимистично на наш вопрос отвечают и еще десятка два приуральцев, с которыми удалось в этот день пообщаться. Многие при этом добавляют: «Все у нас есть, ничего мы не просим. Вот только бы еще дорогу к нам протянули...»

Этот отдаленный уголок республики счастливо избежал оттока населения, наблюдаемого почти повсеместно в коми глубинке. В Приуральском и в двух соседних с ним деревнях – Даниловке и Аранце сегодня проживают около 800 человек. При этом никакого производства, за исключением двух крестьянско-фермерских хозяйств, в селе не осталось.

Сельский участковый Михаил Рочев объяснил жизнестойкость Приуральского таким раскладом: «Почему коми села обезлюдевают? Во многом из-за повального пьянства. В этом же причина ухода из жизни сельчан в расцвете лет. В 90-е годы страсть к зеленому змию и у нас расцветала пышным цветом. Но затем народ, так сказать, протрезвел, опомнился. Большинство приуральских мужиков, особенно молодых, стали вахтовиками. По полгода ездят работать в Усинск, на Ямал, даже на Новую Землю. А в селе у каждого – большое хозяйство. Урожай овощей и картошки – отменный. Кто не ленится – всегда может продать излишки. Только бы еще дорога была...»

Дорога для приуральцев, как говорится, притча во языцех. Зимник, по которому сейчас за полтора-два часа можно домчаться до города Печоры, уже в апреле превратится в непроходимую хлябь. Весной и летом пассажиров доставляют сюда на вертолете. Летом между Печорой и Приуральским курсирует 24-местный катер. Вот и все средства сообщения. Жители села и сами бы охотно взялись подсобить в обустройстве дороги, если бы кто-то всерьез взялся за это дело. Соорудили же сообща мост через речку Белую, которая в половодье часть села отрезала от «большой» земли. Местные мужики под руководством Василия Бажукова собрали бесхозные трубы, заготовили лес и построили мост. Также сообща сделали и другие хорошие дела: игровую площадку для малышей, беседки для отдыха в живописных окрестностях села.

Здоровый дух

Молодой, оптимистичный дух бывших республиканцев – нынешних приуральцев – сквозит во всем. Блокнот наполняется все новыми фактами об их житье-бытье. Удивительно: все рассказы и факты – только позитивные. В каком еще селе такое может быть?

Сотни километров вокруг Приуральского – вотчина местных жителей. До ближних околиц добираются на лошадях – в хлеву здешнего люда более 20 воронков и саврасок. А дальние урочища испещрены характерным мягким следом от снегоходов: у приуральцев в личном пользовании их около 80. В этой, с точки зрения горожан, глухомани действует и сотовая связь. «Мы буклет выпустили», «Все наши наработки на диски записаны» – такие выражения, больше свойственные сотрудникам городских служб, то и дело слетали с уст Евдокии Пыстиной, педагога дополнительного образования.
А хозяйка сельской библиотеки Вера Александровна Широких и не подумала жаловаться на отсутствие на стеллажах новых книг: «Вон их сколько за последнее время к нам поступило. Только читай».

О гастролях столичных театров приуральцы уже забыли. А спектакли смотреть очень любят. Что делать? Организовали театральный коллектив. В год 65-летия Победы поставили спектакль по рассказу Нины Куратовой «Кузьмич». Первый блин комом не вышел. Спектакль юных приуральцев отметили дипломом на республиканском конкурсе.

В Приуральском действует и то, что в других населенных пунктах с началом перестройки подрубили под корень. Например, потребительское общество. Печорское ПО «Заречье» в этом отдаленном селе содержит сельмаг, где можно купить все, от гвоздей до хлеба. Свежие буханки и сдобные булочки выпекаются, можно сказать, под боком – за стенкой работает пекарня. В этом селе есть и свое КБО. КБО – это, наверное, громко сказано применительно к небольшому приемному пункту, куда сельчане могут прийти постричься, принести и сдать в ремонт бытовые вещи, сделать выкройки. Но и эти несложные услуги дорогого стоят, тем более теперь, когда в большинстве сел они успели уйти в область преданий.

О горе Сабле и птице счастья

С чем жители Приуральского связывают завтрашний день? Ответ на этот вопрос вроде бы напрашивался сам. Ведь отсюда рукой подать до красивейших отрогов Приполярного Урала, куда через деревню Аранец ведут удобные, уже проторенные туристические тропы. Но, как выяснилось, приуральцы не в восторге от перспектив массового паломничества в их края туристов. Причины этого просты и понятны. Жалко местным жителям своих просторов, покоя, порядка, которые пришлый, праздный люд попытается расстроить. Небольшие же группы любителей острых ощущений приезжают сюда покорять вершины уже издавна. А среди самих сельчан, пожалуй, не осталось таких, кто хотя бы раз не совершал восхождение на ближние горы.

Самым опытным альпинистом и одновременно проводником на Приполярный Урал здесь считают Валентину Чапину, директора средней школы. Валентина Ильинична тоже из тех, кого покорила и не отпустила от себя красота этих мест. «Даже, бывает, сама себе не верю, что родом я из Айкино, а не отсюда», – с улыбкой признается школьный директор. С удовольствием рассказывает о пеших и лыжных походах на Урал. Ходила туда и со школьниками, водила и взрослых. Покорила несколько горных вершин – Манарагу, Народа. Вот только ближайшая из длинной гряды – Сабля – до сих пор остается непокоренной. Неприступность этой горы запечатлена уже в ее названии: подъемы на нее очень крутые и гладкие, не всякий настоящий альпинист вскарабкается по острому «лезвию». Валентина Чапина говорит, что нацеливает на это теперь своих учеников в туристском кружке, который сама и ведет в школе.

Если природным символом Приуральского является «нависшая» над селом гора Сабля, то рукотворным – птица счастья. Сколько таких щепных птичек выпорхнуло из умелых рук Евгения Раевского, не скажет, пожалуй, и сам мастер. Евгений Владимирович тоже подпадает под категорию приуральцев, с первого взгляда влюбившегося в эти места. Судьба закинула его сюда аж из Севастополя, с безбрежных морских просторов. В коми селе он многие годы работал учителем. Увлекся резьбой по дереву, изготовлением берестяных и щепных безделушек. Из бересты мастер «вывязал» и уйму бейсболок, а еще – берестелек: удобную защиту ног от сырости и ненастья. Самую же большую известность Евгению Раевскому принесли щепные птицы с большими солнечными оперениями. Сегодня такой сувенир можно найти во многих магазинах республики, они всегда охотно раскупаются. А родом эти «птицы счастья» отсюда, с берегов Печоры, из села, объединившего людей из разных мест. Настоящая республика.

Анна СИВКОВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

Печорский район

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №19 (4416) - 4 февраля 2011 года

Ухта должна стать центром инноваций / В стратегии развития региона Глава РК отводит этому городу особое место

Техникум вместо лицея

В ответе за братьев меньших

В Корткеросе открылась лыжная база

Кто ответит за вырубленные деревья? / Переговоры между сыктывкарской администрацией и защитниками лесопарковой зоны не прояснили до конца судьбу этой территории

Незатухающая свалка / Проблему горящих отходов Сыктывкарского ЛДК обещают решить

Собакам - собачья смерть / В Усинске устроили массовую бойню братьев наших меньших. Не повторится ли это в столице республики?

 №18 (4415) - 3 февраля 2011 года

Новые пожарные части и спасательные центры появятся в республике в ближайшую пятилетку

Законопроект о наградах

На завершение долгостроя выделены средства

Для печорцев ищут катер на воздушной подушке

В баню с веником и документом

Новый образовательный стандарт / с 1 сентября станет обязательным для всех первоклассников

Даже "двойку" не утаишь / Первыми "электронный дневник" заполнят лицеисты

Союз женщин начал зимнюю серию игр

Надо чаще встречаться / Где еще узнаешь столько проблем глубинки, как не на сельском сходе?

Существенные поправки в антиалкогольный закон будут внесены с учетом опыта Коми

 №16-17 (4413-4414) - 2 февраля 2011 года

Поминальный концерт позволил собрать на строительство часовни в Подъельске более 140 тысяч рублей

Евгений Шумейко займется коммунальными корректировками

Вакансии для местных жителей

Прогноз для "Югыд ва"

Детские площадки строят с размахом

Приближается вторая волна гриппа / Медики считают ситуацию в республике напряженной

Солярка дороже бензина / Дефицит топлива и рост цен на него поставили под удар прежде всего лесной бизнес

От четырехглазой собаки до тайны имен / Юные участники республиканской конференции по историческому краеведению обнародовали множество любопытных фактов

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 19 (4416)
4 февраля 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»