Общество |
18 октября 2007 года |
Лихачество - смертельная болезнь/ Сотрудники ГИБДД ратуют за увеличение сроков подготовки водителей
Недавно в Сыктывкаре насмерть разбился молодой человек. Мы сообщали об этом ДТП. Управляя автомашиной «Вольво», он столкнулся с джипом «Мазда», от чего внедорожник перевернулся. «Вольво» после столкновения снесла ларек «Артезианский источник», а водитель, 21-летний парень, скончался на месте. В столичной Госавтоинспекции сообщили, что молодой человек не имел опыта вождения: водительское удостоверение он получил в апреле этого года. Несмотря на многочисленные кампании ГИБДД, призывающие к бдительности, молодые водители зачастую становятся жертвами ДТП. Страстное желание порулить Одна из причин роста числа аварий – рост числа машин. Как следствие, увеличивается и число учеников автошкол. Возраст будущих водителей разный, но большинство – молодежь. Исполнилось 18 лет – можешь получать права и кататься. Впрочем, среди желающих водить машину есть и довольно престарелые люди: за 60-70 лет. «Старика своего буду возить, – призналась слушательница одной столичной автошколы, которая давно разменяла седьмой десяток. – Соседка вот возит, а я что, хуже?» Инструктор Алексей, говоря о возрасте своих учеников, вспомнил одну забавную историю: «Еду однажды со старушкой по Кирулю. Она за рулем, я рядом. По ходу движения спрашиваю у нее, что обозначает дорожный знак, на котором изображен самолет. Она мне серьезно так отвечает, мол, обгон самолетов запрещен. И такое бывало». Возрастного ценза на получение водительского удостоверения нет. Главное, чтобы была медицинская справка, в которой будет указано, что человек годен для управления автомобилем. Кстати, по словам сотрудников ГАИ, нередко кандидаты приносят «липовые» медсправки. – Не все столичные поликлиники имеют право выдавать медицинские справки на вождение, – отметил старший государственный инспектор регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УВД по Сыктывкару Владимир Ульянов. – У нас есть перечень поликлиник, имеющих право выдавать эти справки. Теперь все справки мы сверяем, проверяем фамилии врачей, печати. Существуют и другие причины аварийности. Среди них можно отметить отсутствие опыта, панику в случае возникновения экстремальной ситуации, невнимательное вождение, желание покрасоваться перед друзьями. По мнению инспекторов ГИБДД, принимающих экзамены у желающих получить водительское удостоверение, одна из причин роста ДТП – слабый уровень подготовки водителей. Вождение – трудная наука – Чтобы повысить безопасность на дорогах, необходимо увеличить сроки обучения, – считает В.Ульянов. – На уровне правительства было объявлено, что предстоит увеличение срока обучения, но пока больше никаких шагов предпринято не было. Никаких решений, приказов мы не получали. В то же время, как только такое заявление прозвучало, люди ринулись учиться, чтобы поскорее получить водительское удостоверение. Только в сыктывкарской Гос-автоинспекции каждый день экзамены на права сдают около 30 человек. И это несмотря на то, что получение водительского удостоверения – удовольствие недешевое. Теория и 24 часа вождения в среднем обойдутся в десять тысяч рублей. К этому следует прибавить стоимость медицинской справки (600-1000 рублей), фотографий, самого водительского удостоверения (от 260 до 800 рублей), а также дополнительные часы вождения. Итоговая сумма набегает немалая – 18-20 тысяч рублей. Сегодня в Сыктывкаре лицензии на право обучения вождению имеют восемь автошкол. Хотя к теоретическому экзамену можно подготовиться и самостоятельно, но в этом случае потребуются недюжинная сила воли и терпение. Но практическому вождению лучше всего обучаться с инструктором. Правда, того количества часов, которое положено по закону, маловато. Всего срок обучения на водительские права, например самой популярной категории «В», составляет 1,5-2 месяца. Конечно, за такой срок сложно научиться чувствовать себя уверенно на городской дороге. Поэтому, как говорят будущие водители, из трех этапов сдачи экзамена на права, вождение по городу – самое сложное. – Действительно, среди новичков бытует мнение, что вождение по городу – очень трудный экзамен, но перед этим будущие водители сначала сдают теоретический экзамен, потом выполняют практические задания на автодроме и только после этого выезжают в город, – рассказал В.Ульянов. – Причем сначала будущие водители сдают экзамен в автошколе, где он максимально приближен к настоящему: те же три этапа – теория, автодром и город. Если первый экзамен не сдан, то в ГИБДД человек не допускается. В ГИБДД Сыктывкара теорию сдают на компьютерах. Разработана специальная программа «Нева-2006». В нее заложены те же самые вопросы, что и в билетах, только в хаотичном порядке. К каждому заданию предлагается несколько вариантов ответов. Будущему водителю необходимо правильно ответить на 20 вопросов за 20 минут. Сейчас кандидат имеет право на две ошибки. На этом этапе, советуют сотрудники Госавтоинспекции, главное – сосредоточиться и внимательно читать вопросы, так как возможности вернуться к предыдущему заданию и изменить свой ответ нет. Причина большинства ошибок – волнение и невнимательность. – Если кандидат допускает более двух ошибок, экзамен для него заканчивается, компьютер автоматически выключается и на экране появляется надпись «Экзамен не сдан», – пояснил Владимир Александрович. – Такое, конечно, бывает, но нечасто. 85-90 процентов будущих водителей сдают теорию с первого раза. Правила учат и... забывают Пытаются ли кандидаты при сдаче теоретического экзамена воспользоваться шпаргалками, интересуюсь у инспекторов. Со шпаргалками приходят единицы. Таких, конечно, вычисляют, удаляют с экзамена и аннулируют результаты. В том, что практический экзамен гораздо сложнее теории и что его боятся экзаменуемые, корреспондент убедилась, побывав на автодроме. В субботнее утро народу на площадке было много. Одни нервно курили, другие внимательно следили за своими товарищами по курсам, за ошибками, которые те допускают. – На площадке нужно проехать маршрут из трех упражнений, например, заехать на эстакаду, проехать «змейку» и справиться с параллельной парковкой задним ходом, – объясняет В.Ульянов. – Как показывает практика, самое сложное для новичков – это параллельная парковка задним ходом. Волнуется начинающий водитель, скорее всего, не из-за того, что боится не справиться с заданием, а потому что находится в автомобиле, причем хорошо знакомом, один. Это очень тяжело психологически. Экзаменатор в это время смотрит со стороны и оценивает качество выполнения упражнений. За каждое из трех заданий можно получить «плюс» или «минус», а площадка считается сданной, если плюсы стоят, как минимум, за два упражнения. Задетая фишка, неровная парковка, въезд на эстакаду со второй попытки – самые частые причины провала на этом этапе. Некоторые из-за переживаний даже машину завести не могут. Но и в случае неудачи сильно расстраиваться не стоит – попробовать второй раз можно через неделю, а сдавать теоретический экзамен уже не придется. Заключительная часть экзамена – в городе. Это самый сложный этап. Здесь будущим водителям предстоит продемонстрировать свое водительское мастерство. На городских улицах кандидат должен выполнить несложные маневры: повороты и развороты. – Этот этап экзамена оценивается по балльной системе, – рассказал старший государственный инспектор. – Чтобы получить заветную «корочку», будущий водитель должен набрать не более пяти баллов. С первого раза вождение по городу сдает примерно половина кандидатов. Остальные приходят на пересдачу, некоторые даже дважды. Но это не предел. Был у нас желающий получить права, который сдавал вождение 16 раз и только на семнадцатый сдал-таки экзамен. Чаще всего штрафные баллы начисляются за непредоставление преимущества пешеходам, а также за нарушение правил поворота и разворота. За каждое такое нарушение экзаменатор начисляет пять баллов. Похоже, что человек, садясь за руль автомобиля, напрочь забывает, что такое пешая ходьба, как бывает сложно порой перейти улицу по пешеходному переходу. Пешеход на дороге – аутсайдер, с которым водители, увы, не считаются. После того как сданы все три этапа экзамена, будущий водитель получает заветный документ. Многие, получив удостоверение, думают, что теперь они асы вождения, забывают о том, что на дороге, как и на экзамене, постоянно требуется внимательность и знание ПДД. Ведь аварии на улицах городов происходят чаще всего не из-за незнания правил, а из-за того, что водители сознательно игнорируют их. Молодым водителям свойственно переоценивать свои возможности и возможности своего транспортного средства, говорят инструкторы. Зачастую молодежь стремится показать свою удаль. А улица полна неожиданностей, к тому же водительская культура нынче сильно «хромает». То здесь, то там на улицах случаются мелкие аварии, и все из-за того, что кто-то кому-то не уступил, кого-то не пропустил. Машин много, пробки, а всем надо быстрее. К сожалению, программы в автошколах не предусматривают обучения именно такому вождению, они дают лишь первоначальные навыки умения водить автомобиль. Многим водителям лихачество, спешка, игнорирование ПДД стоит жизни и здоровья. Елена ТЕРЕНТЬЕВА. Фото автора, Дмитрия НАПАЛКОВА. |