Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
19 февраля 2010 года

Сельская порука

/ Предприниматель из Прилузья "подсадил" на кредиты доверчивых земляков


Василий Осипов и Надежда Рубцова теперь вынуждены с грустью подсчитывать долги перед банком...

На пекарне в Гуляшоре уже давно висит замок...

К теме обманутых поручителей и вынужденных заемщиков наша газета обращалась уже трижды менее чем за год. Однако закрыть тему не получается –
в редакцию с завидным постоянством обращаются читатели, которые попали в неприятную историю с банковскими кредитами. Очередной сигнал поступил из Прилузского района…

Зарплата под проценты

Кто же в Прилузском районе не пробовал хлеб, который пекли в поселке Гуляшор! Пекарня предпринимателя, депутата райсовета Михаила Осипова обеспечивала хлебобулочными изделиями весь район. Кроме того, у него было три магазина, а в планах – коптильный цех. И все бы ничего, да возникли проблемы с выплатой заработной платы. Выход Осипов нашел весьма оригинальный – предложил работникам взять зарплату… в банке. Под проценты…

Михаил Осипов, генеральный директор ООО «Надежда», почти год уговаривал Галину Косолапову пойти работать к нему в один из магазинов. В 2007 году она согласилась. Тогда дела бизнесмена шли неплохо.

– В апреле 2008 года Осипов предложил мне и двум другим работникам взять для него в банке кредит, обещая этими деньгами погасить задолженность по зар-плате, – рассказала Галина Ивановна. – Я долго сомневалась, а Надежда Столярова, заведующая магазином, который размещался в том же здании, где была пекарня, успокоила меня. Говорит, мол, не бойся, мы уже так делали. Зарплату мы не видели несколько месяцев. Думала, соглашусь, получу расчет. Тем более что Осипов обещал исправно платить по кредиту. Даже расписки давал. В результате Столярова стала заемщиком, а я и пекарь Антонина Васильевна – поручителями.

Все необходимые для получения кредита документы оформляла бухгалтерия ООО «Надежда». Работники были в банке всего один раз, когда подписывали кредитный договор…

– Мне это показалось странным. Когда я брала ссуду для себя, мне пришлось несколько раз ездить в банк, предоставлять массу справок и бумажек, – говорит Галина Косолапова. – Мы не знали, какие зарплаты указаны в справках о доходах. Нам никто ничего не показывал и не говорил. Мы даже не знали, какова сумма кредита. Уже на месте выяснили – 179 тысяч 800 рублей. А зарплата у меня тогда была четыре тысячи рублей!

Как вы, наверное, догадались, деньги Осипов получил, а зарплату работникам не выплатил. Галина Косолапова проработала в магазине еще несколько месяцев, а потом уволилась. Расчет она так и не получила. Куда Осипов потратил деньги, она не знает.

Через год после получения кредита заемщику и поручителям пришли письма с уведомлением о задолженности. Потом состоялся суд, и всем троим было присуждено солидарно погасить долг.

На суде они пытались объяснить, что кредит был взят для уважаемого депутата райсовета Михаила Борисовича Осипова, который обещал этими деньгами выплатить своим работникам зарплату. Однако суд это не заинтересовало, в кредитном договоре стояли подписи поручителей, следовательно, и платить по кредиту им придется самостоятельно. «Мне надо выплатить порядка 50 тысяч рублей, – с горестью говорит Галина Ивановна. – Сейчас у меня удерживают 25 процентов из заработной платы».

Детское пособие – под арест

Жительница села Мутницы Надежда Рубцова рассказала, что ее дочь Елена тоже работала у Осипова и стала поручителем по кредиту. В марте 2009 года Елена Рубцова вышла в декретный отпуск. После рождения ребенка она, как и полагается, принесла на предприятие больничные листы по беременности и родам. Однако до сих пор получить деньги, в том числе и единовременное пособие по случаю рождения ребенка, не может.

Дело в том, что страховая компания перечислила полагающиеся Елене Рубцовой деньги по беременности и родам на расчетный счет ООО «Надежда». Но снять эти деньги руководитель предприятия Михаил Осипов не может, его счет арестован за долги перед банком по просроченным кредитам.

– В банке мне прямо сказали, что все поступающие на этот счет деньги, независимо от их целевого назначения, списываются за долги Осипова, – возмутилась Надежда Рубцова. – Мы подали иск в суд, в котором потребовали взыскать с ООО «Надежда» и Прилузского отделения Сбербанка пособия и признать действия банка незаконными.

Суд постановил взыскать с ООО «Надежда» в пользу Елены Рубцовой 36 тысяч 856 рублей. Дело об исполнительном производстве было возбуждено в сентябре 2009 года, но судебные приставы до сих пор ничего так и не взыскали. Кроме того, Елене Рубцовой вместе с заемщиком и еще одним поручителем придется погашать задолженность по кредиту, который был взят в апреле 2008 года. Остаток суммы – около 80 тысяч рублей.

Кредит за кредитом

Проблемы на предприятии М.Осипова начались в 2008 году. Но он все равно продолжал брать в банке кредиты. Находил знакомых, которые соглашались помочь ему. Например, Василий Осипов и его супруга Галина Алексеевна, кстати, оба пенсионеры, стали поручителями у другой пенсионерки – бывшей жены Михаила Осипова Раисы Росляковой.

– Мне Миша сказал, что хочет открыть коптильный цех в Гуляшоре, нужны деньги, но ему в банке кредиты уже не дают. На нем и так было несколько кредитов на сумму порядка трех миллионов, – рассказал Василий Осипов. – Мы подумали, как не выручить человека, тем более что деньги он просил на бизнес, а не на какие-нибудь безделушки.

На коптильную установку М.Осипову требовалось 244 тысячи рублей. Столько и взяли в банке. Бизнесмен купил под цех здание бывшей школы в Гуляшоре, но воплотить мечту в реальность так и не смог. Дела шли все хуже и хуже. Предприятие находилось на грани банкротства. Михаил Осипов не придумал ничего лучшего, как через других людей брать в банке новые кредиты.

В октябре 2008 года была оформлена ссуда на механика пекарни Сергея Метелева, который работал у М.Осипова. Поручителями у него стали еще два работника пекарни – Любовь Казакова и Евгений Седричев. Зарплата работников пекарни не превышала четырех тысяч рублей. Кроме того, С.Метелев к тому времени уже дважды был поручителем по другим кредитам, которые опять же были взяты для Осипова. Один был оформлен на главного бухгалтера – Нину Зизганову, другой на ее дочь Оксану Зизганову, которая также работала на предприятии Осипова. Несмотря на это, банк выдал С.Метелеву кредит на сумму 250 тысяч рублей.

В декабре 2008 года Михаил Осипов попросил взять в банке очередной кредит – 250 тысяч рублей – своего знакомого Евгения Потапова. И вновь люди пошли ему навстречу.

До марта 2009 года предприятие Осипова худо-бедно, но существовало. Правда, копились долги. Задолженность за электроэнергию составила порядка 100 тысяч рублей. Погасить ее предприниматель не смог. В результате свет ему попросту отключили. Пекарню и магазин пришлось закрыть. Осипов перестал платить и по кредитам, как по собственным, так и по тем, которые для него брали его работники, односельчане и знакомые.

– Нам пришло из банка письмо, что Раиса Рослякова – бывшая супруга Михаила Осипова – не платит по кредиту, задолженность составляет 40 тысяч рублей. Если в течение пяти дней ее не погасить, банк вправе обратиться в суд и взыскать с нас как с поручителей всю сумму. Это был август 2009-го, – рассказала еще одна односельчанка, Галина Осипова. – Работники банка дважды приезжали к нам домой, смотрели, что можно арестовать. Но брать у нас – пенсионеров – нечего. Тогда они сказали, что придется удерживать из пенсии. Мы с мужем испугались, никогда нас в суд не вызывали, а тут на старости лет такое… Сама Рослякова отказалась платить. Когда у Михаила Осипова начались проблемы, жена развелась с ним и уехала в Сыктывкар. Несмотря на то что суда по нашему кредиту еще не было, мы внесли 65 тысяч рублей. В прокуратуре республики, где я была на приеме, мне сказали, что банк сначала должен подать в суд на заемщика, и только в том случае, если у него нет никаких источников дохода, взыскивать задолженность с поручителей. Мы знаем, что Раиса Рослякова получает пенсию и работает санитаркой. Но что будет делать банк и что решит суд, неизвестно. Мы готовимся к худшему. Мы юридически безграмотны, а сын Раисы Росляковой работает в органах внутренних дел.

По знакомству

Случай, когда сельские жители попадают в долговую яму, доверившись порядочности предпринимателя, далеко не единственный. Наша газета писала о том, как в Ижемском районе предпринимательница Елена Канева заставила своих работников под угрозой увольнения взять кредиты на развитие бизнеса, а в итоге все распродала и исчезла, оставив людей расплачиваться по своим долгам.

В обоих случаях кредиты брались в одном из крупнейших банков страны – Сбербанке. И вот что странно: неужели работники этого банка не знают, какие зарплаты получают сельские жители? Например, механик пекарни? Или продавец магазина, расположенного в глухой деревушке? Неужели в банке не просчитывают риски, выдавая немалые суммы селянам, чей доход редко когда превышает прожиточный минимум? Наконец, неужели не волнует судьба несчастных поручителей, попадающих в кабалу? Интересно, хоть однажды работники банка одернули горе-поручителя, предостерегли, во что он ввязывается?

Вспомним, например, Жанну Сметанину – многодетную мать из села Краснобор Ижемского района. В марте 2007 года она пыталась взять в Сбербанке кредит – 70 тысяч рублей – на неотложные нужды. Но в банке, проверив платежеспособность клиента, в выдаче 70 тысяч рублей отказали. На свою зарплату – около четырех тысяч рублей – Ж.Сметанина могла взять в кредит лишь 25 тысяч рублей сроком на пять лет. А через год ей же (точнее – для Елены Каневой) легко выдали аж 265 тысяч 700 рублей!

Кстати, у Е.Каневой в банке работает хорошая подруга. У Михаила Осипова в Прилузском отделении Сбербанка работает родственница…

Однако оставим эти догадки на совести банка. Хочется в очередной раз обратить внимание читателей на подобные ситуации: не будьте такими доверчивыми, когда речь идет о банковских кредитах!

Елена ТОНЦЕВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №27 (4184) - 19 февраля 2010 года

Дело Григория Чекалина направлено в суд

 №25-26 (4182-4183) - 18 февраля 2010 года

В домашней обстановке будут находиться под арестом двое воркутинцев

Задержан гендиректор фонда

Наркотики и шприцы отправили в огонь

 №24 (4181) - 17 февраля 2010 года

Неожиданное признание / Поджигатели "Пассажа" назвали заказчиков

Наркополицейские благодарят граждан за бдительность

Сумма штрафа выросла в восемьсот раз

Десять тысяч за вывихнутую ногу

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 27 (4184)
19 февраля 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»