Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
24 июля 2009 года

Объячевский сервис

/ В Прилузье успешно развивают бытовые услуги

Объячево, как и многие старинные села, растянуто на несколько километров. Однако в отличие от других сел в последнее время у объячевцев есть возможность добраться из одного края в противоположный, преодолевая расстояние в шесть километров, шутя. Два года назад здесь создали службу такси. Пожилые люди не нарадуются нововведению, ну а сельские модницы не нахвалятся салоном «Бьюти». Там рисуют такие ногти, что городские подруги только ахают. Трудно поверить, что их обладательницы накануне пололи сорняки на картофельных грядках.

В vip-салон на такси

Владелица объячевского vip-салона «Бьюти» Марина Панева уверяет, что именно так и происходит: «В жаркую погоду у нас нет клиенток – все торчат на огороде. Чуть похолодало – бегут к нам, чтобы поправить маникюр». В салоне есть и солярий, который нынешним дождливым летом не простаивает без дела. Селянки хотят быть красивыми и, что примечательно, могут себе это позволить.

У Марины Ивановны на пару с супругом первоначально был магазин, в котором продавали бытовую химию, парфюмерию и косметические средства. И ей всегда было досадно глядеть на приходивших в магазин односельчанок с банальной химической завивкой. Торговля давала неплохой доход, со временем Паневы отказались от аренды и построили свой собственный магазин, но затем и из него «выросли», так что вскоре в центре села удачливые предприниматели отгрохали двухэтажное современное кирпичное здание с мансардой по индивидуальному проекту. Марина Ивановна долго уговаривала супруга отдать третий этаж под косметический салон красоты, однако тот не верил в успех такого предприятия в селе.

Все же Марина Ивановна настояла на своем, и в декабре прошлого года центр красоты открыли. Клиентов, конечно, поменьше, чем в городских салонах, но Панева не унывает, уверяя, что 80 процентов всей прибыли приносят всего 20 процентов постоянных посетителей. Она надеется, что затраты на покупку сверхдорогостоящего и суперсовременного оборудования когда-нибудь окупятся.

Удивительно, но одной из самых востребованных услуг в Объячево оказалась служба такси предпринимателя Михаила Мартыненко. Начинал он с проката двух автомобилей, теперь в его парке не меньше десятка авто. Поездка по селу обходится в 50 рублей, но люди заказывают вояжи и в Сыктывкар, и в Киров, и в отдаленные населенные пункты района.

Было время, когда жители села и с очень скромным достатком вынуждены были ездить в Сыктывкар, чтобы постричься. Теперь в селе – шесть парикмахерских. Для населенного пункта численностью в шесть с половиной тысяч жителей – это немало, но, говорят, что попасть на стрижку и при таком обилии цирюльников в Объячево можно только по предварительной записи.

На волне безработицы

По официальным данным, к 2003 году с начала 90-х в республике количество мастерских, ателье, приемных пунктов в сельской местности сократилось в семь раз. Переломным для Прилузского района стал 2005 год. По данным Комистата, в этом муниципалитете сейчас приходится наибольшее количество сервисных предприятий на каждую тысячу населения. Ни в одном другом сельском муниципалитете подобного уровня бытовка еще не достигла.  

Сельская служба быта до 1991 года имела четко организованную структуру. В этой системе работали крупнейшие производственные объединения, такие как «Комиремстройбыт», «Экран», «Светлана», «Комишвейбыт». Кроме того, в райцентрах и крупных населенных пунктах располагались комплексные приемные пункты, действовали дома быта со всем комплексом услуг, включая ремонт холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды, обуви, химчистку, стирку, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья. В организациях службы быта в те годы по республике работало почти 17 тысяч человек, насчитывалось около двух с половиной тысяч ателье, мастерских и приемных пунктов, в среднем по два объекта на каждую тысячу населения. В 90-е годы эта четко отлаженная система стала разваливаться. Но в Прилузском районе ее остатки сохранялись вплоть до 1997 года благодаря сети райпотребсоюза. Однако и эта система не устояла, на предприятиях стали задерживать зарплату, заказов становилось все меньше, и в конечном итоге союз приказал долго жить. Огромный объячевский Дом быта был преобразован в ОАО «Сервис», которое постепенно перестало заниматься сервисными услугами, получая прибыль лишь за счет предоставления в аренду собственных площадей розничным торговцам.

Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Специалисты, работавшие в системе райпотребсоюза, с его развалом опять-таки волей-неволей вынуждены были открывать собственное дело. На этой волне, например, появилась мастерская по ремонту холодильников Олега Томши.

Олег Тимофеевич по специальности техник-механик холодильного оборудования. В системе райпотребсоюза проработал мастером холодильного оборудования девять лет. Свое дело начинал с малого. Мастерскую первоначально оборудовал в обычном гараже. Народ шел валом, и со временем администрация района помогла ему найти подходящее помещение в подвале одного из жилых домов. Цокольный этаж полностью приспособлен под ремонтную мастерскую, отвечает требованиям и Роспотребнадзора, и Госпожнадзора, но вот поставить самый простой токарный станок здесь уже невозможно – наверху живут люди. Между тем клиентская база росла, и Томша перестал справляться с навалившимся объемом работы, пришлось взять к себе в мастерскую еще двух специалистов холодильных установок и водителя. Теперь его предприятие занимается не только ремонтом бытовых холодильников, но и промышленного оборудования.

– Про нас говорят, что мы лопатой деньги загребаем. Но это только так со стороны кажется. Да, расценки вроде бы высокие, но и затраты у нас не маленькие. Мы обеспечиваем доставку, поэтому приходится содержать «Газель», платим за аренду помещения плюс отдельно за коммунальные услуги, электричество и так далее, – перечисляет О.Томша.

Год назад он уже собирался расширяться, построив собственную мастерскую, закупив новое оборудование, но банк отказал в выдаче кредита, хотя Томша защитил свой бизнес-проект в рамках условий республиканской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, курируемой Минэкономразвития РК.

Мастерская Томши обслуживает не только жителей Объячево, но практически все населенные пункты района. В особенно отдаленные села мастера стараются выезжать, набрав как можно больше заявок. Таким образом, снижаются как свои, так и клиентские затраты. Вызов мастера потребителям обходится от 100 до 150 рублей, заправка газом в 1 700 рублей (с устранением утечки и доставки). Замена компрессора будет стоить уже 4 тысячи рублей. Для сельского клиента это, конечно, недешево, но недостатка в заказах объячевские мастера не испытывают, особенно сейчас, летом. У Томши нет ни одного конкурента по всему району.

То же самое произошло и с сапожником Владимиром Гридневым, который четыре года назад открывал свою мастерскую по ремонту обуви вроде бы от безысходности. Работал электромонтером, но его сократили, и пришлось переквалифицироваться в сапожника. Мастерская представляет собой закуток площадью в 10 квадратных метров и станок, приобретенный в свое время за 8 тысяч рублей. От заказов отбоя нет, и надо бы расширить мастерскую, и вроде бы деньги на строительство собственной мастерской имеются, но администрация не дает земельный участок под строительство в центре села, а строить мастерскую на окраине не имеет никакого смысла. В общем-то Гриднев в своем бизнесе уже достиг конечной цели – без работы не сидит. Но вот жителям села хочется чего-то большего.

Непочатый край

По словам заместителя заведующего отделом социально-экономического развития администрации Прилузского района Тамары Шучалиной, предпринимателей все время надо подталкивать к тому, чтобы они развивали и расширяли свой бизнес. Конечно, лучше всего с этой миссией справляются сами клиенты. Так, например, именно жители села сподвигли владелицу ателье «Гламур» Татьяну Клюкину заняться пошивом и дизайном штор помимо изготовления и ремонта одежды. Так и мастера по ремонту холодильников Олега Томши вынуждены чинить и утюги, и чайники, и даже сложную телеаппаратуру.

По данным на начало нынешнего года, в Прилузском районе насчитывалось 377 предпринимателей, сейчас это число возросло уже до 382. Но и это еще далеко не предел. Как считает Тамара Шучалина, у жителей села еще столько нереализованных потребностей, что работы хватит на всех. Есть, например, спрос на туристические услуги.

Весьма востребованы были бы в Прилузье и частные няни. Нарасхват идут услуги предпринимателей, занимающихся ремонтом и отделкой жилых помещений. В районе много индивидуальных застройщиков, которые готовы покупать стройматериалы даже по спекулятивным ценам.

Администрация района готова помочь и тем предпринимателям, которые рискнули бы заняться мусорным бизнесом, организовав сбор пустой пластиковой и стеклянной тары. По муниципальной программе развития малого бизнеса, рассчитанной на 2009-2011 годы, было предусмотрено приобретение двух прессов для уплотнения пластиковых бутылок, канистр и стеклодробилки. Рынок сбыта налажен, пластиковую пэт-тару принимают в ОАО «Комитекс», а стекло – на базах Кирова. К сожалению, действие программы пока приостановлено.

Объем реализации платных услуг населению в муниципалитете в прошлом году составил 174 миллиона рублей. В расчете на душу населения это 7 тысяч 700 рублей. В республике муниципалитетов с подобным уровнем обслуживания по пальцам одной руки можно пересчитать. Динамично развиваться предпринимателей здесь вынуждает и безработица, и дальность расстояний – все это так, но есть еще одно обстоятельство, которое, на наш взгляд, объясняет активность малого бизнеса в районе.

Ответ подсказали сами предприниматели. В салоне парикмахера Юрия Савельева женская модельная стрижка стоит 240 рублей, мужская – 160, а детская 120 рублей. Он – частный предприниматель, но на себя работает только два года. Орудует ножницами с 9 утра до 18 вечера с одним выходным в неделю. Все делает сам, включая ведение бухучета и налоговой отчетности. Отвечая на вопрос о затратах, Юрий Сергеевич неожиданно заявил, что его бизнес – это одни сплошные доходы.

Конечно, в его словах больше лукавства, но очевидно, что не в последнюю очередь успех Прилузья обусловлен именно тем, что люди здесь довольствуются скромным синичкиным хлебом, не гоняясь за сверхприбылями.

Ольга САЖИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №137 (4051) - 24 июля 2009 года

Узбеки планируют создать свою автономию

Прощание с Ирмой Кутаевой

В результате опроса победил трактор

У Сыктывкара появится флаг

Байкеров и сотрудников ГИБДД призывают сдать кровь

Соседям помешала аквакультура

 №136 (4050) - 23 июля 2009 года

"Запасные" специальности и общественные работы

Здание Госсовета отстояли / Эвакуация госслужащих прошла успешно

Минздрав и правительство Коми исходили из интересов населения / Представителей фармацевтического рынка это не устроило

Очередь в детские сады сократится на треть

В Воркуте установили артроскоп

Школам Сыктывкара выделили почти 30 миллионов

Участок Едва - Междуреченск станет проезжим осенью

Регулировщики в часы пик

Алексей Королев ждет суда / Утверждено обвинительное заключение по делу о пожаре в Подъельске

 №135 (4049) - 22 июля 2009 года

Вторая "волна" оказалась хуже первой

Соглашение о партнерстве

С Маленковым в Альпах / Геологи из Коми побывали на двух международных конференциях

Почему житейские мелочи превращаются в большие проблемы? / Глава Коми провел личный прием в Сыктывдинском районе

В ветхом состоянии / сегодня находится каждый десятый жилой дом в Сыктывкаре

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 137 (4051)
24 июля 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»