Общество |
5 июня 2009 года |
Причудливый "гербарий"/ Создавая свою символику, муниципалитеты зачастую нарушают геральдические нормы
Недавно Геральдическая палата России дала положительное заключение по гербу Ухты. Долгое время по поводу символа города шли споры. Ухтинцев, напомним, озадачил нашумевший вариант герба с изображением мифологического персонажа «му кутысь» – хозяина недр. Поэтому депутаты решили оставить существующий вариант, одобренный их предшественниками еще в феврале 1979 года. Корреспонденты «Республики» решили разобраться в том, насколько гербы других наших муниципалитетов соответствуют официальным требованиям и чаяниям их жителей. В республике собственные гербы, утвержденные Геральдическим советом при Президенте РФ, имеют всего несколько муниципалитетов. Первыми на пути герботворчества оказались Усинск и Троицко-Печорский район. Их гербы были утверждены российским геральдическим советом еще в 2000 году. Затем свою официальную атрибутику утвердили Сосногорск (2003 г.) и Сыктывдинский район (2004 г.). В 2005 году был утвержден герб Сыктывкара, в том же году узаконили и символику Удорского района. Он был официально включен в геральдический регистр Российской Федерации 14 октября 2005 года. Годом позже был зарегистрирован герб Усть-Вымского района. Из районов, где регистрация символики прошла без сучка без задоринки, можно привести в пример Удорский. В решении этого вопроса удорчанам помогла так называемая печать Петра I. Печать российского императора вобрала эмблемы всех земель, входящих в состав Руси. В том числе и печать северного княжества Удория. Это единственное место на территории нынешней Республики Коми, которое уже с XVIII века и ранее официально входило как территориальная единица в состав Российского государства. Эмблема Удории изображала лисицу, бегущую влево. Именно изображение этого зверя и легло в основу герба Удорского района. Специалистов смущает лишь присутствие черного цвета в гербе, символизирующего печаль, благоразумие и смирение. Серьезно подошли к разработке своей символики и жители Сосногорска. Авторы герба при его разработке руководствовались авторитетным источником – рекомендациями, изложенными в книге «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи» (Москва, «Планета», 1991). Это репринтное воспроизведение российского издания 1899 года. В центре сосногорского герба золотое изображение сидящего на сосновой ветви токующего глухаря, самой крупной, сильной и жизнестойкой птицы коми лесов. Сосна доминирует в лесах МО, и это дерево, которое дало название городу. Центральное положение глухаря на эмблеме герба обозначает географическое расположение Сосногорска в центре республики. Волнистые линии на эмблеме герба разделяют синее, зеленое и красное поля и указывают на то, что город расположен на слиянии двух рек: Ижмы и Ухты. Лазурь аллегорически указывает на преобладание газоперерабатывающего производства в муниципалитете, а также красоту природы. Герб Сыктывдинского района также составлен по правилам геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и местные традиции. На гербе Сыктывдина изображены представители финно-угорского фольклора – хищная птица (филин) и лось. Лось в финно-угорской геральдической традиции является солярным образом солнца, власти, верхнего мира. Образ лося также связывается с идеей силы, благородства, красоты, гармонического строения мира. Композиция «хищная птица (филин) – лось» выполнена в стиле культового литья «пермского звериного стиля» и соответствует мифологическим воззрениям народа коми. Филин, как и сова, – символ мудрости. В традиционном толковании хищная птица с полураскрытыми крыльями символизирует образ власти, верхнего мира. Крестообразный контур птицы также является символом духовной власти. По словам научного сотрудника Национального музея РК Елены Морозовой, герб Сыктывдинского района – самый правильный из всех муниципальных гербов. В нем учтены геральдические требования и к цветовой гамме, и к деталям, и к историко-географическим особенностям. Дотошные исследователи могут придраться лишь к тому, что древним тотемом Сыктывдинского района был не филин, а совсем другая птица. К гербу Сыктывкара у геральдистов всего одна претензия. Он составлен, можно сказать, грамотно, но по традициям российской геральдики символы должны располагаться на французском щите, а при утверждении последней версии столичного герба этот нюанс не учли. По мнению специалистов, трезубец в основании щита противоречит нормам геральдики, и его надо бы пригладить и округлить. Вопрос об окончательном варианте герба Сыктывкара до сих пор не решен. Эскиз будущего герба нынешней весной утвердили депутаты совета Сысольского района. На гербе изображены солнце и медведь, опирающийся на раскрытую книгу. Этот проект был отобран депутатами из нескольких вариантов, присланных накануне участниками объявленного конкурса. Специалисты геральдического совета эскиз герба в целом одобрили, но порекомендовали убрать лишние мелкие детали – ветку, рыбу и древние символы мужского и женского начала на страницах раскрытой книги. Гербы Сыктывкара и Сысольского района весьма схожи, на обоих изображен медведь, и есть опасность возникновения некоторой путаницы. Как считают наши геральдисты, на гербе Сысолы не должно быть и раскрытой книги, которая символизирует не просто стремление к просвещению, но и средоточие множества учебных заведений на той или иной территории, чего на сысольской земле не наблюдается. Остальные местные гербы назвать таковыми можно только с изрядной долей условности. Весьма примечательная позиция по отношению к легитимности гербов выработалась у жителей наших северных муниципалитетов. Интинцы и воркутинцы, например, знают, что их гербы не соответствуют требованиям официальной российской геральдики, но не особо-то и жаждут, чтобы их узаконили, поскольку это повлекло бы видоизменение уже устоявшихся символов. Герб города Инты утвержден постановлением исполкома Интинского городского совета народных депутатов еще в 1982 году. В правом нижнем углу – склон террикона, символ угледобывающей промышленности. Слева на гербе Инты изображена стилизованная водонапорная башня, построенная в год основания города, а именно в 1954 году. Этот памятник архитектуры местного значения напрямую связан с историей города. На фоне башни и террикона изображен олень, шагающий по заснеженной тундре. Над головой оленя северное сияние, а светлая нижняя часть изображает снег. То и другое отражают суровые климатические условия, в которых находится город. Изображение оленя же символизирует основное занятие сельского населения Интинского района – оленеводство. Дирекция городского краеведческого музея официальной справкой изначально уведомила отцов города о том, что в элементах герба имеется существенное отступление от геральдических норм. В частности, изображение оленя следовало бы повернуть в левую от зрителя сторону, а водонапорная башня и вовсе оказалась «нелигитимна», поскольку геральдика почему-то неблагосклонно относится к архитектурным строениям. Но интинцы посчитали, что убрать из герба Инты башню будет настоящим святотатством. Тогда муниципальные власти, учитывая общее настроение земляков, пошли на компромиссное решение. Поскольку редактирование герба и официальное оформление через Геральдический совет РФ может обойтись городу более чем в 200 тысяч рублей бюджетных средств, от этой идеи решено было отказаться, а герб Инты считать эмблемой города. На гербе Воркуты олень, как и положено, смотрит в левую сторону. Но он зафиксирован в момент прыжка, притом на фоне надшахтного копра и угольного террикона. Жители заполярного города также не желают ничего менять в своем главном символе ради официального его признания. Герб не зарегистрирован в геральдическом совете, эксперты которого наверняка потребовали бы убрать из него изображение архитектурного элемента – надшахтного копра. Символ заполярного города был утвержден решением воркутинского горисполкома еще в 1971 году и стал уже неотъемлемой частью истории города. Острой критике со стороны геральдистов почему-то подвергается и герб Усть-Цилемского района. В верхней его части изображена голова быка, а в нижней рыба. Тем самым подчеркивается то, что муниципалитет специализируется на сельскохозяйственном производстве, а включить в герб рыбу, по мнению устьцилемов, сам бог велел, ведь район расположен вдоль матушки-Печоры. Что касается города Печоры, то здесь герб был утвержден депутатами горсовета в 1983 году, но до настоящего дня так и не прошел регистрацию в Геральдическом совете России. Как считают геральдисты, это самый эклектичный герб из всех известных в республике символик. В некоторых районах республики к герботворчеству только еще приступают. Например, в Княжпогостском районе впервые о своей символике задумались около трех лет назад. Но воплотить в жизнь задумку пока не удалось. По словам заместителя главы района Елены Нофит, особенно много дискуссий вызвал главный атрибут будущего герба. Некоторые жители района полагают, что в нем необходимо отразить название реки, давшей имя главному их городу, – Емва. С коми языка оно дословно переводится как «игольная река». Другими словами, прозрачная река, на дне которой можно разглядеть даже иголку. Хотя есть и иные мнения. К примеру, часть населения считает, что Емва (Енва) переводится с коми как «божественная река». Ведь именно отсюда получило распространение в Коми крае христианство. В Княжпогостском районе уже состоялось несколько встреч рабочей группы по созданию эскиза будущего герба. Около 30 человек приняли участие в конкурсе по этой теме. К работе местных геральдистов привлекали и ученых. В частности, известного в Коми историка, археолога Элеонору Савельеву. Она посоветовала в качестве основного компонента герба использовать одну из археологических находок, обнаруженных в могильниках на территории Княжпогостского района. Но большинство членов рабочей группы все же считают правомерным изображение иглы на будущем гербе. Она уже присутствует и на придорожных щитах, установленных при въезде в этот район. В Усть-Куломском районе к обсуждению эскиза будущего герба района еще не приступали. Как пояснила специалист администрации Надежда Русинова, там пока знакомятся с материалами по составлению гербов, а также перенимают опыт других муниципалитетов. В Корткеросском районе о том, чтобы обзавестись собственным гербом, речь пока не идет. По словам заместителя руководителя администрации района Сергея Грюкова, есть дела куда более важные. Краеведы Корткероса считают, что если встанет вопрос о создании герба, то в нем должен найти отражение легендарный прародитель этих мест «Корт Айка» («Железный Свекор»), который дал имя и райцентру, и району. Удивляет в этом отношении и позиция жителей Ижемского района, которые всегда отличались особой самобытностью и даже заявляют о себе как об отдельной народности коми-ижемцев. У муниципалитета нет и не было своего герба. Однако, как рассказала заместитель главы Ижемского района Любовь Терентьева, местные художники-самородки сейчас приступили к разработке эскиза герба. Существует уже несколько вариантов, но пока ни один из них не рассматривался специальной комиссией. При подготовке этой публикации редакция газеты опиралась на наблюдения крупнейшего специалиста в этой области, бывшего председателя Коми республиканского отделения Всероссийского общества геральдистов Федора Князева. Прискорбно, но мы вынуждены говорить о нем в прошедшем времени, поскольку в конце марта его не стало. Федор Федорович очень сокрушался о том, что к герботворчеству в муниципалитетах относились без должного внимания. Он предлагал создать геральдическую комиссию при Главе РК, которая бы рассматривала проекты до их утверждения российским геральдическим советом. Только так, по его мнению, можно было бы упорядочить процесс разработки и утверждения муниципальных гербов. Публикация подготовлена по материалам корреспондентов «Республики». |