Общество |
22 августа 2008 года |
Казусы жилищной реформы / На некачественную работу коммунальщиков сыктывкарцы отвечают неплатежами
С началом реализации жилищной реформы и введением нового жилищного законодательства государство сделало попытку изменить отношение людей к месту своего проживания, усилить их ответственность за свой подъезд, дом, двор. В результате сложно, со скрипом, но все же формируется институт собственников жилья. Жильцы либо сами берутся за управление домом, либо выбирают управляющую компанию или организуют товарищества. При этом квартплата неуклонно растет, а о качестве предоставляемых услуг пока говорить не приходится. Именно поэтому столь живой интерес у населения Сыктывкара вызвала прямая линия, посвященная проблемам организации обслуживания домов управляющими компаниями в столице Коми, которая состоялась на прошлой неделе в Общественной приемной Главы РК в Сыктывкаре. В течение часа представители администрации Сыктывкара и руководители управляющих организаций отвечали на звонки жителей города. Народ негодует Жителей Лесозавода интересует, когда в 12 жилых домах появится горячая вода. Сроки проведения профилактических работ давно истекли, а воды как не было, так и нет. По словам первого заместителя главы администрации Сыктывкара Сергея Гераймовича, ситуацию с отсутствием горячей воды в домах жителей микрорайона спровоцировали долги перед поставщиками топлива – мазута и газа. В основном задолженность по платежам сложилась из-за недополученных от населения сумм по квартплате. Уже в сентябре начнется отопительный сезон, а без предоплаты поставщики топливно-энергетических ресурсов не работают. В настоящее время власти столицы Коми провели переговоры, направили гарантийное письмо поставщикам топлива. И в ближайшее время проблема будет снята. А вот жительница дома по Октябрьскому проспекту, 371, что в районе Доручастка, Оксана Алексеевна попросила разъяснить, почему на восемь многоквартирных домов предусмотрено только три мусорных контейнера? В результате кругом царит антисанитария, бегают крысы, мусор вывозится нерегулярно, и ничего не предпринимается со стороны управляющей компании. Начальник юротдела ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Центр» Ирина Ястремская заверила, что количество контейнеров для сбора бытовых отходов регламентируется соответствующими нормативами. Вывозка мусора должна производиться ежедневно согласно договору с организацией, занимающейся транспортировкой твердых бытовых отходов (ТБО) до городской свалки. Сегодня решается вопрос об увеличении числа рейсов. Но опять же это ляжет дополнительным финансовым бременем на жильцов в виде увеличения квартплаты. Действительно, мусора в столице Коми становится больше. Жители частных домов, работники магазинов и кафе зачастую сваливают свой мусор в контейнеры, предназначенные для нужд жилфонда. Выходом может быть закрепление законодательно за нежилым и частным сектором территорий и наказание тех, кто организует свалки. Кроме того, необходимо выработать новый механизм расчета оплаты по вывозке и утилизации твердых бытовых отходов. В целом «мусорный» вопрос должен жестко контролироваться со стороны специалистов Росприроднадзора, прокуратуры и жилинспекции. Задавались сыктывкарцы и риторическим вопросом, на какие цели идут средства, собираемые с жильцов по строке счетов-квитанций за содержание и ремонт жилфонда. К примеру, жительнице поселка Краснозатонский надоело ждать, когда же дойдут руки коммунальщиков до их подъезда и наконец-то будет сделан ремонт. А владелица квартиры по улице Чкалова, 33 Зинаида Безносикова не понимает, почему их дом был первым в планах на ремонт, но до сих пор ничего не сделано. По словам С.Гераймовича, решение этих вопросов опять же упирается в растущие как снежный ком неплатежи населения за услуги ЖКХ. Именно поэтому специалисты управляющих компаний на собранные средства стараются сделать первоочередные, обязательные виды работ, чтобы подготовить дома к зиме. А плановые мероприятия приходится отодвигать во времени. Кстати, из-за задолженности многие управляющие компании оказались на грани банкротства, заметил первый заместитель мэра Сыктывкара. Что касается дома по улице Чкалова, 33, то, по словам директора ООО «Октябрьская управляющая компания» Василия Колесника, как только задолженность жильцов подъезда не будет превышать 10 тысяч рублей, ремонт будет сделан в кратчайшие сроки. Пока же картина по долгам в этом доме удручающая. Управдом управдому рознь На фоне потока жалоб на нерадивых коммунальщиков звонок Дины Алексеевны – жительницы дома № 19 по улице Оплеснина – заметно порадовал руководителей управляющих компаний. Она поблагодарила руководство вновь созданной столичной «Службы заказчика» за оперативное исполнение заявки жильцов дома о смене водопроводных труб и наведении порядка в подвале дома, которому без малого 45 лет. Позитивная динамика наблюдается в работе ООО «Жилищная управляющая компания» («ЖУК»). Дворы убираются, начат ремонт подъездов, проводится обрезка деревьев. Об этом рассказали жильцы подведомственных «ЖУКу» домов. Работа администрации по проведению конкурсов на выбор управляющих компаний подразумевала в итоге увеличение ответственности со стороны обслуживающих жилфонд компаний, пояснил С.Гераймович. Конкурс выигрывали действительно достойные управляющие организации, в которых работают грамотные специалисты, желающие на деле показать, как улучшить условия проживания людей. Для этого имеются и финансовые возможности. Сегодня в Сыктывкаре 85% приватизированного жилья. Собственники квартир могут самоорганизоваться и на общем собрании принять решение о софинансировании работ по капремонту в размере 5% от сметной стоимости ремонтных работ. Из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ в Сыктывкар пришли средства на проведение капремонтов домов, в которых жильцы проголосовали за софинансирование работ по капремонту. Напомним, что часть средств на эти цели направляется из федеральной казны, часть финансирует республика и город, и 5% вносят собственники жилья. Ирине Федоровне, проживающей по улице Северной, 61, повезло меньше. Ей пришлось два часа ждать приезда аварийной службы вместо положенных 30 минут. В итоге все нижние этажи были затоплены, а от руководства обслуживающей организации ООО «Рэкон» не поступило даже извинений, не говоря уже о предложении помочь стройматериалами для проведения ремонта. Хотя по закону в таких случаях предусмотрена компенсация расходов на приведение квартир в порядок. Не озаботились и тепловики, менявшие во дворе Ирины Федоровны трубы теплотрассы, восстановлением раскуроченного тротуара. В результате людям приходится терпеть неудобства, преодолевая этот участок пути. И уж полным издевательством над людьми, по мнению С.Гераймовича, выглядят присланные с трехнедельным опозданием счета-квитанции на оплату услуг ЖКХ. Галина Анатольевна с улицы Морозова, 21 считает, что задержка с отправкой счетов ложится дополнительным бременем на ее семейный бюджет. По словам директора МУП «Расчетный центр» Евгения Некрасова, задержка – явление временное. Сбой в работе произошел из-за того, что с июня управляющие организации занимаются подписанием договоров с ресурсоснабжающими компаниями. Оказалось, что это не единственный сбой в работе расчетной организации. Этим летом в Сыктывкаре из-за сбоя в работе приборов учета жителям нескольких домов была неправильно рассчитана квартплата. Людям пришлось отстаивать очереди, добиваясь перерасчета. По словам первого заместителя градоначальника, этот вопрос будет урегулирован. Вполне оправданно возмущение жительницы дома № 74а по Сысольскому шоссе Галины Ивановны. «Служба заказчика» до сих пор не согласовала и не подписала с жильцами договор на обслуживание. Но уже подняла на 20% плату за содержание и ремонт жилфонда. Плюс к тому жильцы платят за уборку лестничных клеток, которая не производится. Женщина добилась, чтобы ей прислали договор по почте. Но так не должно быть. Разъяснительная информация должна быть доведена до каждого из жильцов. Директор ООО «Управляющая жилищная компания «Служба заказчика» Валерий Долгов заверил, что повышение платы произошло в рамках федерального законодательства после проведения конкурса на отбор управляющей организации. Перед проведением конкурсов специалистами Центра индексации была проведена оценка состояния жилфонда города, сформирован пакет документов и просчитан тариф на каждый дом. Все вопросы, касающиеся заключения договоров, разбирают члены специально созданной комиссии из числа специалистов «Службы заказчика». Поэтому Галине Ивановне следует подойти и разрешить все недоразумения, в том числе вопрос по уборке лестничных клеток. По нормативу в перечень работ, оплачиваемых по строке «содержание и ремонт жилфонда», входит еженедельная сухая уборка до почтовых ящиков и один раз в месяц влажная, пояснил В.Долгов. Заложники «общаг» Волну негодования со стороны жителей Сыктывкара вызвал введенный платеж за пользование лифтом для жителей первых и вторых этажей. Многие считают это глупостью и отказываются платить за то, чем не пользуются. Однако жилищное законодательство гласит, что за пользование общедомовым имуществом (мусоропроводы, лифты, чердаки, подвалы), то есть за все степени благоустройства, должны платить все без исключения жители дома. Размер оплаты зависит от количества занимаемых квадратных метров жилплощади. Это касается и нежилых помещений. Кроме того, отдельной строкой в счете-квитанции прописана плата за освещение мест общего пользования. Оказывается, раньше за это деньги с жильцов не брались. Сегодня входящие в дом ресурсы оплачиваются по показаниям счетчика. Но больше всего проблем у жильцов общежитий. Сегодня законодательно это понятие заменено на «многоквартирный дом». Но проблем от этого меньше не стало. Общежития неохотно берут на обслуживание управляющие организации. Дома эти, как правило, требуют привлечения большого количества средств на приведение в нормативное состояние. А взамен – хронические неплатежи жильцов, большая часть из которых являются не хозяевами квартир, а арендаторами. По словам С.Гераймовича, некоторые общежития в третий раз выставляются на конкурс и остаются невостребованными. И конструктивного подхода по этому вопросу не найдено. Бизнес этот остается убыточным из-за низкой платежной дисциплины. – Я отказываюсь платить за якобы потребленную электроэнергию 2600 рублей в месяц, – заявила на прямой линии одна из жительниц «общаги». – Соседи-квартиранты проживают целыми семьями, не оформляя временную прописку, а платят за одного прописанного хозяина. В такой ситуации необходимо обращаться в милицию, местную жилинспекцию и ставить в известность соответствующие службы о нарушении законов, предупреждать нарушителей в ходе общих собраний жильцов, пояснил в ответ С.Гераймович. Рейды городских чиновников по общежитиям ожидаемого эффекта не дают. Люди либо не открывают двери, либо говорят, что находятся здесь в гостях. Понятно, что за час работы прямой линии не всем удалось получить ответ на интересующий вопрос. Но опыт общения чиновников, руководителей управляющих организаций с рядовыми жильцами особо ценен. Ведь порой достучаться со своей бедой до коммунальщиков бывает ой как трудно... Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |