Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
25 июля 2008 года

Без срока давности

/ Долгие семь лет дезертир Вадим Ахматгалиев добирался до родного Усинска, где и предстал перед судом

Более семи лет Вадим Ахматгалиев скрывался от правоохранительных органов. С 2000 года он был объявлен в федеральный розыск за то, что самовольно покинул войсковую часть. 21 июля этого года Воркутинский гарнизонный военный суд вынес дезертиру обвинительный приговор.

Странная телеграмма

Вадим рос в неполной семье. Мама воспитывала его одна. В ноябре 1999 года Усинским горвоенкоматом он был призван в армию. Служить Вадиму довелось на Дальнем Востоке в войсковой части № 35256.

Первые полгода Вадим регулярно писал маме письма, в которых рассказывал о том, как ему служится. А в августе 2000 года мама В.Ахматгалиева получила от сына телеграмму странного содержания. Вадим попросил ее выслать в город Лесозаводск деньги и паспорт, чтобы он мог... устроиться на работу.

Со слов государственного обвинителя, военного прокурора Воркутинского гарнизона Андрея Ефремова, во время следствия мама солдата признавалась: у нее было подозрение на то, что ее сын сбежал из армии.

– По понятным причинам заявлять на своего сына она не стала, согласно Конституции РФ граждане могут не свидетельствовать против себя и своих близких, – рассказал А.Ефремов. – Но паспорт ему не выслала, только деньги. Эту телеграмму Вадим послал матери, находясь уже за пределами войсковой части.

Затяжная самоволка

2 июля 2000 года Ахматгалиев вместе с сослуживцем Соктуевым ушел в самоволку. Как следует из показаний Соктуева, они находились в гарнизонном патруле, незадолго до этого отобрали у одного из военнослужащих деньги. Потратить эти деньги они решили, что называется, на воле.

Ахматгалиев и Соктуев удрали из части и поехали в город Спасск-Дальний. А в это время в части начались поиски беглецов. Но они оказались безрезультатными.

Почти месяц Ахматгалиев и Соктуев жили у случайных знакомых, отдыхали и развлекались. 27 июля Соктуев решил вернуться в армию, то ли деньги кончились, то ли совесть и страх замучили. Он предложил Ахматгалиеву сдаваться вместе. Но у Вадима были совсем другие планы. И служба в армии в эти планы никак не входила.

Вадим хотел вернуться домой в Республику Коми. Но денег на билет у него не было. Тогда он решил добираться до родного края автостопом. Сначала отправился в город Лесозаводск. Нашел временную работу и жилье. Но задерживаться не мог, понимал, что его разыскивают за дезертирство. Тогда он рванул в Хабаровск, затем в Омск, а после в Подмосковье. Во всех городах он устраивался на работу, жил у случайных знакомых.

Переезжая из города в город, он шел к своей цели – добраться до дома. На это ему потребовалось семь лет. Лишь в июле прошлого года он приехал в республику – в родной Усинск. Увы, его там никто не ждал. Мама Вадима Ахматгалиева умерла в 2005 году, не дождавшись сына.

Умысел налицо

В родном городе Вадим поселился у знакомой. Домой не ходил из соображений собственной безопасности: а вдруг за домом следят? Опять же устроился на работу. В феврале этого года Вадиму исполнилось 27 лет. Он решил, что раз достиг непризывного возраста, то его должны уволить с военной службы.

13 февраля этого года он добровольно пришел в военный комиссариат Усинска и заявил о себе. Естественно, его предположение о том, что он не понесет никакой ответственности, оказалось наивным.

– Достижение дезертиром непризывного возраста не является основанием для освобождения от уголовной ответственности, – пояснил А.Ефремов. – В отношении В.Ахматгалиева было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 338 УК РФ «Дезертирство». Санкция по этой статье – до семи лет лишения свободы. То, что он ждал, когда ему исполнится 27 лет, а также явка в военкомат по достижении этого возраста подтверждают умысел Ахматгалиева на то, чтобы полностью уклониться от прохождения военной службы. Вообще, преступления, связанные с уклонением от прохождения военной службы, считаются длящимися. Неважно, когда военнослужащий покинул самовольно часть – 10, 20, 30 лет назад. Пока он находится в розыске, уголовное дело не прекращается. Сроки давности к делам данной категории не применяются. Недавно, например, на территории Республики Казахстан был задержан военнослужащий, который скрывался более десяти лет. Он служил в нашей республике, дезертировал с гауптвахты Воркутинского гарнизона, так как обвинялся в ряде военных преступлений. Его искали по месту жительства, потом его объявили и в федеральный, и в межгосударственный розыск. В результате нашли, экстрадировали в Россию.

Во время следствия Вадим заявил, что по месту службы к нему применяли неуставные отношения – издевательства старослужащих. Эта информация проверялась. Как следует из показаний свидетелей – военнослужащих войсковой части 35256 Щербакова, Протасова, Разяпова и Халбекова, «неуставного воздействия на Ахматгалиева в период службы с чьей-либо стороны не оказывалось, всеми видами положенного довольствия он обеспечивался».

Однако суд посчитал, что каких-либо доказательств, полностью опровергающих заявление Ахматгалиева, следствие не представило.

Из приговора суда: «Несмотря на то что органами предварительного следствия по заявлению Ахматгалиева было внесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, суд находит его достоверным и считает, что самовольное оставление службы было связано в том числе и с неуставными взаимоотношениями, применяемыми к подсудимому Ахматгалиеву».

– Но он все равно подлежит привлечению к уголовной ответственности, так как за время незаконного нахождения вне войсковой части – более семи лет – не предпринял ни одной попытки разрешить эту ситуацию законным путем, то есть он не обращался ни в правоохранительные органы, ни в военные. Поэтому государственное обвинение попросило суд назначить Ахматгалиеву наказание в виде лишения свободы сроком на три с половиной года, – рассказал А.Ефремов.

В условиях изоляции

При назначении наказания Ахматгалиеву суд учел наличие умысла на уклонение от прохождения военной службы, первоначальный мотив побега – неуставные отношения, добровольную явку, а также то, что он рос и воспитывался без отца, в армии характеризовался удовлетворительно.

На суде Вадим Ахматгалиев свою вину признал и чистосердечно раскаялся. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что «достижение исправления Ахматгалиева возможно только в условиях изоляции его от общества».

Вадим Ахматгалиев был приговорен к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Он был взят под стражу в зале суда. Приговор в законную силу не вступил, стороны могут обжаловать его в вышестоящей судебной инстанции. По словам А.Ефремова, гособвинение согласно с вердиктом суда и обжаловать его не будет...

Елена МАКИНА.

Фото предоставлено газетой «Заполярье».

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №137 (3811) - 25 июля 2008 года

Хозяева сгоревшего "Пассажа" "шантажируют" городскую власть / Они не дают разрешения на снос злополучного здания

Комиссия рассмотрела оборот металлолома / Контроль за ним призвали усилить

ДТП, которых не было / Ухтинские гаишники проворачивали махинации со страховыми полисами

 №135-136 (3809-3810) - 24 июля 2008 года

Работники фиктивные - зарплата реальная

Депутаты и общественники искали корни коррупции / Когда нашли, долго дискутировали, кому и как их рубить

Надо ли вводить запрет на отказ от соцпакета? / Этот вопрос омбудсмены обсудили с Татьяной Голиковой

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 137 (3811)
25 июля 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»